Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Оксана Яновская. АНТРАКТ. Все мы театралы, спешим чуть вечер в залы…

 

Оксана Яновская
Оксана Яновская. В журналистике 10 лет. Пишет практически на все темы, кроме политики и спорта: в первой не разбирается, вторым — не занимается.

В рецензиях после просмотра спектакля, посещения концерта театральные и музыкальные критики о публике напишут не более одного предложения. Мол, хорошо или плохо приняла постановку, покидала зал во время концерта или нет. На самом деле публика тоже играет свой спектакль…

Известно, что на каждый концерт распределяются пригласительные билеты. Их счастливыми обладателями могут стать журналисты, которые «в теме», а также множество других людей, занимающих хорошие должности. В силу занятости они нередко передают билеты своим родственникам, знакомым. Вероятно, так появляются «профессиональные» зрители. Во всяком случае, лично я уже запомнила одну даму, ее бархатно-гипюровое платье и запах: смесь нафталина и духов «Клима». Каждый раз она приходит на концерт с новой подружкой и все время проводит просветительскою работу, делясь воспоминаниями о предыдущем концерте, на который она пригласила Марьванну, а также рассказом об изменениях в личной жизни артиста Б. или А., не суть важно. Не дай Бог сидеть с ней рядом: вещает без остановки.

В сентябре сбылась моя давняя мечта увидеть балет Евгения Глебова «Тиль Уленшпигель». Этот замечательный спектакль восстановили к 80-летию композитора, за что отдельное спасибо Большому театру. Так вот, несмотря на будний день, публика в отреставрированный театр пришла принаряженная. Не было декольте и кринолинов, но не было и видавших виды джинсов с растянутыми свитерами. В театр пришел свой зритель, который помнит имена артистов, более десятка лет назад танцевавших в «Тиле». Никто не бегал и не фотографировался в ажиотаже возле каждой колоны, зато обсуждали, как изменилось здание после реконструкции. Что касается буфетов, то теперь их в театре несколько. Вероятно, поэтому в очереди было 3-5 человек. Покупали дорогие напитки, кофе. Все чинно-важно. А еще респект и уважение публике за отсутствие трелей мобильных телефонов во время спектакля.

В сентябре же во Дворце Республики был концерт «Белорусских песняров». В зале — яблоку упасть негде, несмотря на высокие, по нашим меркам, цены на билеты. Публика прекрасно знает репертуар, поэтому часто почти весь зал подпевал любимым артистам. В общем, перефразируя советский лозунг, публика и артисты едины! Концерт продолжительностью в два с половиной часа ничуть не утомил, надолго оставив ощущение праздника.

В октябре наконец-то удалось достать (!!) билеты на «Чорную панну Нясвижа». Спектакль очень достойный, состав артистов — блестящий. Все прекрасно. Огорчали только периодически звонящие телефоны и отвечающие на звонки люди в небольшом зале Купаловского театра. Мне вот гораздо интереснее то, что происходит на сцене, но я вынуждена слушать бытовой треп рядом сидящей дамочки. И это при том, что перед спектаклем позвучала просьба отключить телефоны… А в остальном — все хорошо…

Публика моих декабрьских культпоходов заслуживает отдельного повествования.

Канал ОНТ организовал два концерта в рамках проекта «Золотая коллекция «Песняров». С одной стороны, хочется сказать спасибо за билеты по очень доступным ценам: их смогли купить даже пенсионеры. С другой стороны, в зале было много случайных людей. Также было замечено немалое количество зрителей, предъявлявших пригласительные билеты. Перед концертом гости Минска фотографировались в интерьере дворца с таким же восторгом, как я на фоне замков, костелов и других архитектурных раритетов за пределами столицы. У каждого свои радости и достопримечательности…

В первом отделении концерта выступали «Белорусские песняры» и исполняли, в основном, песни, редко звучащие в концертных программах. Но вот с соседями в зрительном зале мне категорически не повезло. Это была компания из двух пар лет 45-50. Рядом сидящий товарищ начал культурную программу с посещения буфета и рюмки водки. Аромат… малоприятный. Однако слушал внимательно, аплодировал, не жалея ладоней.

Александр Катиков объявил, что песню «Зачарованная» Валерий Дайнеко поет более 20 лет, и теперь мы ее услышим в новой аранжировке. В это время мой сосед о чем-то спорил со своими друзьями и супругой. Песня прозвучала, аплодисменты отгремели. И вдруг дяденька спрашивает: «Девушка, где Дайнеко?» Отвечаю: «На сцене». «Нет, вы мне его покажите», — просит. Объяснила, как артист выглядит и что это именно он только что пел «Зачарованную». А дяденька говорит: «Нет, это кто-то молодой. Дайнеко уже в возрасте: «Беловежскую пущу» 30 лет поет. Его тут нет, никого вы не знаете». Я не спорила. Во-первых, потому что бесполезно. Во-вторых, хвастаться знакомствами с известными людьми как-то нескромно. Когда Александр Катиков объявлял имена артистов, сосед звонил по мобильному со срочным сообщением: «Я тут в Минске на концерте». А потом компания между собой спорила, махая руками: был ли Дайнеко?

В перерыве компания моих соседей снова наведалась в буфет. Ну, есть такие люди, для которых культпоход начинается с похода в буфет! Я жалела, что нет у меня в сумочке медицинской маски, может, она могла бы заменить противогаз, потому как не нравится мне запах водки.

Во втором отделении концерта выступал Белорусский государственный ансамбль «Песняры». Степень раскрепощенности моих соседей дошла до стадии распущенности. Сиплый свист и бурные аплодисменты, крики: «Где Пахмутова», «Давай Кашепарова».

Комментарии дилетанта, но с очень умным видом. «Николаев? Не было такого в ансамбле», — рубанул дядька в адрес Владимира Николаева, проработавшего в «Песнярах» девять лет. «О, этот пацан нормально спел», — звучало как высшая оценка. И снова бесконечные звонки по мобильнику и сетование, мол, концерт затянулся.

Как мило на фоне пьяного трепача смотрелись дамы элегантного возраста, наряженные в изящные блестящие блузки и вооруженные внушительным армейским биноклем! Уж они-то рассмотрели всех музыкантов!

Во Дворце Республики перед концертом диктор обычно предлагает «продолжить отдых в кафе». Не знаю, работают ли буфеты после концерта. Это я к тому, что в гардеробе заметила, как дама подставила свое крепкое плечо окончательно захмелевшему супругу. Он хоть и лыка не вязал, и на ногах еле держался, но все порывался позвонить кому-то, поделиться впечатлениями о концерте.

В Театр музкомедии меня затащила давняя знакомая. Я-то давно не хожу в этот театр, с тех пор как с его афиш исчезли спектакли «Клоп», «Биндюжник и король». А Наташа по-прежнему обожает музыкальные спектакли. Но вот беда: муж заболел, подругам недосуг ходить по театрам, идти куда-то одной женщина считает дурным тоном, в общем, умоляла: выручай. И я подумала: надо помочь человеку, да и спектакль посмотрю, вдруг зря не схожу в театр?

Вымуштрованная строгой мамой, Наташа пришла в театр в бриллиантовых сережках, нарядном платье, переобулась в туфли. И… оказалась белой вороной: никто больше не переобувался, да и бриллиантов что-то не заметила.

Перед началом спектакля диктор не напоминал о необходимости выключить мобильные телефоны. Публика опаздывала, и только минут через пятнадцать после начала действа все расселись по своим местам. Телефоны периодически напоминали о себе чаще всего рыбаковской «Сказкой», но иногда и мелодиями Штрауса. Если бы не страдания приятельницы, честное слово, ушла бы через 20 минут!

И вот антракт. В помещении холодновато, поэтому решили согреться кофейком. Публика в буфете меня потрясла! Вот компания размещается за столиком, тихонько наливает из пакета водочку, оттуда же достает свою закуску. У Наташи округлились глаза и отнялась речь на минут так пять. Я такого раньше тоже не видела.

За нами в очереди оказались три симпатичные женщины. «Девочки, водку не берем, она какого-то малоизвестного производителя, — заявила самая бойкая из них. — Покупаем коньяк». Дальше из их разговоров было понято, что в театре много работников с их завода.

Эти дамочки с коньяком, эклерами и бутербродами оказались за соседним столиком. Каюсь, часто прислушиваюсь к чужим разговорам — такие сюжеты! Оказывается, профком их завода оплачивает 50 процентов от стоимости билетов в театры, на концерты. К дамам подошла коллега, пять раз употребившая в своей речи словосочетание «мой муж». Похоже, он не заинтересовал колежанок. Зато они очень обрадовались Сереже «с соседней площадки» и грузчику Павлу с какой-то очень мудреной линии. Мужчины прикупили по соточке коньячка и парочке бутербродов. Разговоры велись интеллектуальные. Та самая шустрая барышня, некая Танюша, всем рекомендовала посмотреть «Тиля Уленшпигеля», а также одноактные балеты. Анна уверяла, что пять раз смотрела «Комедию» и в шестой раз пойдет с удовольствием.

«Вот змея, — шипела на меня Наташа, — подслушиваешь, потом же вот напишешь. И как ты только меня изобразишь?»

Сергей с «соседней площадки» сказал, что «ноги моей здесь больше не будет», а вот в Театр киноактера стоит брать билеты — там все спектакли хорошие. Третья женщина оказалась заядлой поклонницей Купаловского театра. Она агитировала за «Пани Ядвигу», «Чорную панну Нясвiжа» и «Дзікае паляванне караля Стаха». Молчавший все время грузчик Павел изрек: «Короткевича надо читать от корки до корки, спектакль — это несерьезно».

Моя приятельница Наташа чуть не поперхнулась кофе. Все-таки в ее представлении грузчики и чтение Короткевича кажутся чем-то несовместимым.

Зачем я все это написала? Верю в то, что хороший артист может поднять публику до своих высот. Рада, что предприятия дотируют билеты в театр, а люди туда ходят. И знаете: если вы давно не были в театре, на концерте, сходите! Все-таки важнейшим из искусств является никак не буфет.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 1.57 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • многабукафнеасилил