Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»

Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Беспечность божьих одуванчиков


Ярослав Романчук
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Белорусские предприятия долгое время жили — не тужили. Как у Христа за пазухой. Функцию бога выполняло правительство: оно безотказно кормило страждущих бюджетными «хлебцами». Чиновники регулярно снабжали государственные заводы и фабрики дешевыми оборотными кредитами, формировали внутренний спрос, предоставляли административную и правовую поддержку, а также помогали продавать товары за рубеж. Взамен предприятия платили спокойствием и аполитичностью рабочих и приятными валовыми показателями.


Острый дефицит самостоятельности

Самочувствие госпредприятий менялось в зависимости от возможностей и ресурсов государства. Такой тандем достиг определенного уровня устойчивости. Ему способствовали дешевые энергоресурсы из России и легкий доступ на российский рынок белорусских товаров. Предприятия смирились с совмещением коммерческой деятельности с общественной полезной функцией центров занятости и поддержки социальной инфраструктуры.

В свою очередь, правительство безропотно, не прибегая к процедуре банкротства, тянуло лямку убыточных и малорентабельных предприятий. Да и больших защищало от интенсивной конкуренции и агрессивных контролеров. Поэтому в отличие от частных корпораций Запада, работающих в условиях открытой конкуренции, белорусские предприятия мало внимания уделяют аналитической работе.

Оценка и прогнозирование спроса, состояния сырьевых и финансовых рынков, тем более параметров макроэкономической среды выполняется формально, механически, как под копирку государственных пятилетних планов. Так заведено в сильно централизованной плановой экономике. Предприятия де-факто лишены производственной самостоятельности. Отраслевые министерства чувствуют себя если не хозяевами, то старшими акционерами. Директора четко понимают и принимают такие ограничения. Они обеспечивают работу УП, РУП или ОАО, учитывая, конечно, и свои личные интересы. Аналитикой микро- и макроуровня должны были бы заниматься министерства, но они же кивают головой на Совмин и администрацию президента. Мол, как там решат, так и будет.

Для адаптации к валютному и структурному кризису нужна гибкость в принятии решений. Управление издержками и закупками, реорганизация логистики и финансовых потоков, встряска маркетинга, модернизация производства — все это требует глубоких знаний микроуровня и понимания внешнего контекста. Правительство отучило руководителей предприятий думать и принимать решения самостоятельно. Поэтому перестройка системы управления идет с таким скрипом. Никому не хочется принимать непопулярные, болезненные решения, тем более когда руководитель не получает адекватного вознаграждения за успех и не теряет работу/свободу за доведение предприятия до банкротства.


Беспечность или близорукость?

Национальный банк Беларуси регулярно мониторит реальный сектор нашей экономики. Ежемесячно опрашиваются свыше 2000 коммерческих организаций, которые представляют все значимые производственные сектора. Анализ ответов руководителей предприятий позволяет понять, насколько точно они понимают ситуацию и могут предпринять меры по минимизации рисков в будущем. Динамика ответов с 2007 года, сравнение их с макроэкономическими показателями позволяет сделать вывод о высокой степени инфантильности государственного бизнеса.

Индекс бизнес-климата Нацбанка — это показатель фактической и ожидаемой динамики производства и спроса на продукцию. При правильной методологии и адекватной оценке респондентов он должен указывать на улучшение/ухудшение здоровья экономики. Так вот, согласно анализу этих данных, руководство белорусских предприятий за три-шесть месяцев в упор не видят проблем, которые резко ухудшают их положение. Неприятности сваливаются на них, как снег на голову. Такое происходит не только из-за неприспособленности директората к работе в условиях свободной конкуренции, но и из-за непредсказуемости действий самого правительства. Оценки спроса, финансового положения ухудшаются после того, как кризисные явления уже наступили.


Идиллия перед валютной бурей

В апреле 2011 года индекс бизнес-климата (ИДК) в Беларуси составлял 23,6 процентных пункта (чем выше, тем лучше). При этом 45,9% опрошенных оценивали экономическую конъюнктуру как «неблагоприятную», но 71,4% опрошенных считали экономическое положение своих предприятий удовлетворительным. В январе 2010 года показатель ИДК был минус 4,3 процентных пункта, но экономическую конъюнктуру считали неблагополучной немного больше респондентов — 53,7%.

Белорусские предприятия упорно не хотят признавать свое тяжелое состояние. Так, в апреле при очевидном для всех валютном кризисе 65,6% опрошенных указывали на то, что их экономическое положение удовлетворительное. Напомним, в 2010 году усилиями правительства восстановился быстрый экономический рост белорусской экономики. В январе 2008-го ИДК был 15,8 п.п., а доля пессимистов в отношении экономической конъюнктуры составляла всего 34,4%. И все равно 70,6% предприятий называли свое экономическое положение удовлетворительным! Трудно понять, чем удовлетворялись белорусские заводы и фабрики. Скорее всего, такой ответ предприятий сродни ответу обыкновенных белорусов «все хорошо» на вопрос, как живете.

В апреле 2011 года реальный сектор экономики демонстрировал лишь легкую озабоченность условиями работы на рынке. Более 40% предприятий указывали на рост физического объема производства и реализации. Только 16% предприятий говорили о снижении загрузки производственных мощностей. Подавляющее большинство было довольно численностью работников и только 17,7% указывали на снижение спроса (на рост спроса указывали 30,7% предприятий). В апреле почти 40% опрошенных ожидали роста спроса в мае — июле. В такой же период ожидания роста физического производства были у 48%, а снижения — у 14,6%. Эту идиллическую картинку чуточку портили только ожидания роста отпускных цен (65,4% опрошенных) и потребностей в кредитовании (41,1%).

…И тут оборвалось. Экономика Беларуси вступила в период девальвации, высокой инфляции и жестких ограничений на повышение цен. При этом резко подорожали кредиты, упала платежная дисциплина, резко усугубились проблемы обслуживания валютных долгов и закупки импорта. Обрушение внутреннего рынка из-за ценового диспаритета едва ли добавило оптимизма белорусским производителям. Многие из них с ужасом думают о том, как найти валюту для обеспечения будущего производства, а также о том, как сократится спрос на их товары/услуги при росте издержек на покупку валюты и на обслуживание долгов.

Очевидно, белорусские предприятия, как божьи одуванчики, не учитывали макроэкономические риски в своих оценках будущего. Причем это не делали ни большие, ни малые предприятия, ни частный, ни государственный бизнес. Согласно опросу Исследовательского центра ИПМ, в марте 2011 года 36% малого и среднего бизнеса прогнозируют на 2011 год рост объема продаж и почти 30% — рост прибыли. Только около трети опрошенных ожидают проблем с оборотом, прибылью и инвестициями.

Получается, что правительство приучило бизнес и экономику в целом не задавать «глупых» вопросов относительно качества монетарной и фискальной политики. Оно приручило бизнес и поставило его в производственную колею пятилетних планов. А в таком положении, как известно, притупляется способность критического мышления, замедляется скорость адаптации к кризисным явлениям.

Таким образом, не людей и бизнес нужно винить в провоцировании кризиса, а Администрацию президента, Нацбанк и Совмин. Именно они превратили бизнес в инертных «куриц», прикормленных и ленивых. Такое поведение является адекватным той системе стимулов, которую создала для производителей Вертикаль. Она закрепила в людях условный рефлекс, что кредиты на жилье обязательно должны быть льготными, тарифы на ЖКУ — низкими, а зарплаты — расти каждый год вне зависимости от роста производительности труда.

В первую очередь именно белорусские власти несут ответственность за тех, кого приручили. Поэтому их обвинения в адрес граждан, предпринимателей и бизнеса в неадекватной реакции на валютный кризис аморальны.

Конечно, есть тут и вина граждан и бизнеса — в том, что Беларусь скатывается в валютный и структурный кризис. Ведь это при их молчаливом согласии и часто активном участии Вертикаль сумела воспроизвести государственную монополистическую экономику, в которой иждивенчество имеет бОльшую силу, чем предпринимательское творчество.

Оценки настоящего и будущего белорусскими предприятиями, 2007 — апрель 2011 г.г.
Источник: Мониторинг предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. 2007-2011 гг.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.43 (всего оценок: 53)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Как всегда у Романчука по сути все верно.И возразить не получается. И это не радует абсолютно. Это получается , что будет рушиться ВСЁ и сразу. Но есть же наверняка какие-то островки стабильности (реперные точки) на которые можно будет опереться. Или только на "внешних" управляющих надежда осталась?
  • Божьи одуванчики - дунь и улетят ...
  • что такое МАЗ? это огроменный производственный, сервисный и сбытовой холдинг ведущий свою бухгалтерию советским образом, закрыто и по устарелым понятиям. Информация о стат отчетности не выходит за пределы ограждения не просто так и не от великой скромности о великих успехах народного машиностроения. А социальные обязательства заставляют МАЗ содержать от 35 до 70% работников в разных орг.структурах, хотя это скорее инициатива местных ведущих кадров, создавших для себя беззаботную рабочую обстановку, когда их работу выполняет целый штат ненужных работников.
  • Да, действительно не представляю. Не могли бы вы меня просветить в этой области? Что вы имеете в виду под "будет вонять"?
  • Если предприятие уже работает как хорошо отлаженный механизм ваш вариант еще кое как пройдет, но если это МАЗ, вы даже не представляете как это будет вонять..
  • проблема белорусской микроэкономики отсутствие среды роста и востребованности топ-менеджеров и ведущих специалистов, многие из существующих мнят из себя черт знает что

Интересные Факты

Загрузка ...