Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Поддаст ли Россия газа союзной интеграции?


Фото БЕЛТАБелорусская оппозиция может спать спокойно? Возможность аншлюса со стороны России, о которой так много говорится в последнее время из уст демократических лидеров, в ближайшее время, практически, исключена. Мы умирать будем здесь за Россию, но в ее состав не войдем. Примерно так в свойственной ему эмоциональной и откровенной манере охарактеризовал последние интеграционные тенденции президент Беларуси Александр Лукашенко.

"Мы не пойдем на то, чтобы потерять государственность и войти в состав России. Я это говорил еще до подписания Союзного договора. И не только потому, что это не нужно народам России и Беларуси. Есть много форм объединения государств, не надо поглощать Беларусь. Что, земли мало в России?" — заявил Лукашенко 29 сентября на пресс-конференции для очередной группы завезенных в Беларусь на ознакомительный тур представителей российских СМИ.

В целом по итогам пресс-конференции сложилось впечатление, что Лукашенко, наконец, высказал в адрес российского руководства все то, что ему давно хотелось сказать, но при личных встречах с Путиным не позволял политический этикет и осознание того, что в Москве, где его слушателями и интерпретаторами являются местный политический бомонд и поставленные на службу Кремлю газеты и телеканалы, его откровения должного резонанса и отклика у российского общества не найдут.

А мнение простых россиян, между тем, важно. В первую очередь, для самих российских властей, которые вполне способны утратить определенную долю поддержки у населения, если последнее будет уверено, что Беларусь, братский имидж которой поддерживается регулярными пиар-накачками из Минска, страдает по вине неуступчивого и несговорчивого Кремля. А именно такую перспективу интеграционных отношений перед почти сотней журналистов из российских регионов нарисовал Лукашенко.

"Примерно с таким же набором претензий в адрес руководства России Лукашенко выступал и на прошлой пресс-конференции для российских СМИ. Но эти апелляции бессмысленны, так как идея союза в России и без того популярна, в том числе и в определенных кругах элиты", — считает эксперт аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич.

Один из самых обсуждаемых в последнее время интеграционных вопросов — возможность проведения еще в этом году референдума по Конституционному акту. Этот документ в работе у союзных чиновников уже давно, много раз переписывался и дополнялся и вроде вот-вот его очередной вариант будет готов к тому, чтобы попасть на стол глав двух стран и стать предметом обсуждения на скором заседании Высшего госсовета. Главным препятствием стало, как отмечают эксперты, расхождения президентов по вопросу союзного руководства.

А этот вопрос, в свою очередь, зависит от того, в какую объединительную форму в конечном итоге выльется белорусско-российская интеграция — союз двух независимых стран или единое государство?

"Я часто слышу, что Лукашенко, такой-сякой, потому что он не хочет потерять свой пост, независимость, суверенитет и так далее. А я слушаю и думаю: что, Путин хочет потерять свой президентский пост, суверенитет, независимость? Кому это хочется? Видимо — никому, — сказал Лукашенко на пресс-конференции. — Выход один — если мы создаем не государство, а союз, то Путин и Лукашенко остаются на своих постах. Если нам нужны союзные органы — то есть пример Евросоюза. Если это будет государство — вы решите, кто будет президентом. Что же вы боитесь, что на вашем политическом поле появится кто-то из Беларуси? Это может быть и не Лукашенко — у нас умных людей достаточно". "Вы готовы, что они придут на ваше политическое поле? Ваша политическая элита к этому готова? Нет, конечно. Зачем им там этот Лукашенко?" — задался вопросом президент.

По его мнению, "вопрос не в амбициях Лукашенко или Путина". "И Путин, и Лукашенко будут жить без этих должностей, если мы примем решение, — сказал белорусский президент. — Но вопрос — какое это должно быть государство или союз? Исходя их этого, мы бы тогда и власть делили, но это должно быть справедливо и на принципах равноправия. Если это государство, один президент, то мы должны его избирать. Если будет принято решение, что Лукашенко или Путин не должны в них участвовать, значит, мы должны уйти, пусть избираются другие".

Правда, рассуждения Лукашенко о форме будущего объединения — союз или единое государство, противоречат его горячему желанию сохранить для нашей страны суверенитет. То есть, вероятно, среди возможных вариантов развития событий есть и такой, при котором президент сможет поступиться своими обещаниями ("Пока я президент, будет эта страна и это государство будет. Я не предам, не изменю ему, я не уничтожу это государство. Я буду защищать его, как глава государства".) и выбрать ту чашу весов, на которой будет кусок послаще. Если Россия пойдет на уступки и согласится с белорусскими позициями, то и интеграция может пойти другими темпами?

В любом случае, как полагает политолог Валерий Карбалевич, сегодня все союзные вопросы упираются в цену на газ. Не случайно Лукашенко в сердцах бросил российским журналистам, что "предлагаемая российской стороной цена на газ — это разрыв всех отношений".

По мнению эксперта, эффект дадут не апелляции, а то, у кого крепче нервы. Как считает политолог, сегодня Беларусь находится на пороге серьезного кризиса, и стороны в ближайшее время ожидает жесткий торг. "И Россия, и Беларусь заняли твердые, бескомпромиссные позиции, о чем можно судить, в том числе, и по недавним переговорам двух премьеров в Москве. Можно предположить, что в итоге Россия не сумеет сломать Беларусь, но и Лукашенко не удастся отстоять низкие цены, и будет достигнут некий компромисс", — говорит Валерий Карбалевич.

Что же касается таких принципиальных моментов союзной интеграции как Конституционный акт, то, по мнению Валерия Карбалевича, это вопрос еще долгое время может находиться на уровне дискуссий и переговоров, и, соответственно, на неопределенный период откладывается и возможность проведения референдума.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева