Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Белорусский КГБ возглавил человек-тайна
    Его считают одним из самых влиятельных в близком окружении Лукашенко…
  2. Переизбрание Обамы ничего хорошего Минску не сулит
    Сегодня не видно предпосылок для принципиального изменения характера белорусско-американских отношений…

Политика

Для окружных избиркомов власти поставили фильтры с большей пропускной способностью


Фото photo.bymedia.netВ окружные избирательные комиссии, по сравнению с территориальными, выдвиженцев демократических сил попало больше. Но прорывом это назвать трудно.

Ранее в состав территориальных избирательных комиссий (всего их 1 495) Белорусская партия левых «Справедливый мир», Белорусская социал-демократическая Грамада, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Объединенная гражданская партия и Партия БНФ совместными усилиями выдвинули 64 человека. В комиссии были включены 15.

В окружные избиркомы (а их 367) титульная оппозиция выдвигала своих представителей уже веселее. Эти же партии выдвинули 180 человек. Работать в комиссиях этого звена будут 72 партийных оппозиционера. Это 48 представителей «Справедливого мира», 14 — ОГП, 6 — Партии БНФ, 3 — БСДГ и 1 — БСДП (Грамада).

Впрочем, даже более щедрое включение представителей оппозиционных партий не изменило лицо окружных комиссий. Например, в их состав вошли 527 госслужащих, 175 представителей лояльной властям Коммунистической партии Беларуси, 319 — общественного объединения «Белая Русь», 332 — Белорусского республиканского союза молодежи, 218 — Белорусского союза женщин, 225 — Белорусского общественного объединения ветеранов, 701 — Федерации профсоюзов Беларуси.

При таком удельном весе представителей провластных структур влияние оппозиционеров на решения комиссий вряд ли будет существенным.

Руководство Центризбиркома, комментируя итоги формирования окружных комиссий, все же находит повод для оптимизма. По словам главы Центральной комиссии Лидии Ермошиной, если при образовании территориальных комиссий доля выдвиженцев от партий была невелика, то в окружные избиркомы 13 партий выдвинули почти полтысячи человек.

«У нас такого партийного аншлага не было очень давно, даже в последних парламентских выборах делали попытки принять участие не более 8-9 политических партий, — цитирует ее заявления БЕЛТА. — Сейчас — 13. Правда, к сожалению, не все они оказались готовы к участию в избирательной кампании. За время бездеятельности они утратили свои оргструктуры, поэтому по нескольким партиям, несмотря на попытки выдвинуться, их представители не были включены в составы избирательных комиссий, в частности партии «зеленых».

При этом Ермошина сомневается, что партийцы смогут массово присутствовать в участковых избирательных комиссиях. Ведь в них предстоит включить около 70 тысяч человек, а в партиях негусто «штыков».

В самих партиях не испытывают эйфории, но заостряют внимание на других проблемах.

Валерий Ухналев, заместитель председателя «Справедливого мира», отметил, что пока не стоит говорить о каком-то демократическом прорыве в избирательном процессе.

«Власти перегнули палку при формировании территориальных комиссий, а поэтому решили немного приоткрыть шлюз для допуска членов демократических партий к участию в окружных избиркомах», — считает политик.

Во многом определяющим для характеристики демократичности выборов станет формирование участковых комиссий. «Именно они должны считать голоса, и поэтому представительство в них демократических активистов может стать гарантом недопущения фальсификаций», — подчеркнул Ухналев.

Сергей Альфер, эксперт в вопросах избирательного законодательства, считает, что все же «прогресс несомненен: в окружные избирательные комиссии включено больше представителей оппозиционных структур, чем в территориальные».

«Свою роль сыграло и то, что сами оппозиционные структуры стали гораздо активнее на этом этапе избирательной кампании», — подчеркивает Альфер.

Вместе с тем эксперт не может назвать демократизацию избирательного процесса значительной. «Во многих окружных комиссиях вообще отсутствуют представители оппозиционных структур. В части из них в лучшем случае будет по два оппозиционера. Влиять на вынесение решений они смогут разве что силой убеждения. Однако само присутствие представителя оппозиционной структуры делает работу избирательной комиссии более открытой», — считает эксперт.

Он согласен, что на результаты выборов во многом повлияет формирование участковых комиссий. Вместе с тем собеседник подчеркивает: у оппозиции недостаточно ресурсов, чтобы выдвинуть своих представителей в большое количество комиссий этого звена.

«Немаловажную роль здесь играет и неверие самих оппозиционных структур в честные выборы, а также боязнь активистов ощутить на себе репрессивные меры», — говорит Сергей Альфер.

Поэтому, делает вывод эксперт, присутствие представителей оппозиционных структур в участковых избирательных комиссиях также вряд ли будет большим. «Для проведения честных выборов необходимо желание двух сторон — власти и оппозиции. Например, как на Украине», — подчеркнул он.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева

Интересные Факты

Загрузка ...