Другие материалы рубрики «Общество»

  1. «Беларусь без крайностей». Шуточки и печаль президентского послания
    Эксперты «Либерального клуба» анализируют президентское послание...
  2. ВПК Беларуси может откусить немалый кусок от пирога российского военного заказа
    Москва горит желанием взять белорусскую оборонку под свой контроль, но у Минска свои планы…


Общество

Мужчины живут на 12 лет меньше женщин

Ох, короток мужской век! Относительный демографический паритет на старте жизни ("на 10 девчонок по статистике 9 ребят") выливается на финише в вопиющее "гендерное неравенство": на одного долгожителя в Беларуси приходится чуть ли не 10 долгожительниц. Вот тебе, бабушка, и "сильный" пол.

Вопрос: надо ли заострять? Ведь согласно данным ВОЗ в мире больше не осталось стран, где бы мужчины жили дольше женщин. Последними островками были Непал, Бангладеш, Зимбабве, Лесото, Свазиленд и Ботсвана. Но с 2002 года и там роли распределяются по одному сценарию: женщина по жизни — стайер, а мужчина — увы, спринтер. Причем человек неоригинален — подобная "диспропорция" отмечается у многих видов птиц и животных, в частности среди шимпанзе. Ну тогда тем более непонятно: отчего жизненный "забег" прекрасная половина выигрывает у сильной вчистую? В Беларуси и России обгоняя мужчин на целых 12 лет, в Германии — на 7, в Японии — на 6, в Кувейте — на 2? Почему до пенсии белорусы доживают вчетверо реже, чем белоруски? Почему мужчины гибнут тогда, когда им, казалось бы, еще работать и работать, жить и жить? Не сводить же все к пошлому анекдоту: "Женщины живут дольше, потому что у них нет жен". Или к расхожему аргументу феминисток насчет "слабосильной мужской Y–хромосомы". Судьба — не кукловод, а человек — не марионетка. Так что ответственность за безвременный уход мужчин в мир иной, видимо, человечеству надо делить с природой поровну. В этом уверен заведующий кафедрой основ медицинских знаний БГПУ им. М.Танка, доктор медицинских наук, профессор Владимир Сытый. У современных мужчин, по мнению Владимира Петровича, не одна ахиллесова пята, а как минимум четыре.

1. Биологическая роль

Мужчине выдан аванс "вечной молодости": отцом он способен становиться вплоть до последнего вздоха. В отличие от женщины, которая свою репродуктивную функцию может выполнять меньшую часть жизни. И все же в конечном счете природа благоволит к слабой половине больше, поскольку с каким–то невероятным предвидением дает ей главное — время, чтобы вырастить детей. Недаром, по наблюдениям белорусских геронтологов, если женщина рожает в 40 лет и позже, то автоматически становится кандидатом в долгожители. Роль же мужчины подобна роли мавра, который, сделав свое дело, может уходить. Подтверждение этого великого биологического закона ученые находят и в мире дикой природы, где нередко сразу же после спаривания самец или погибает, или становится добычей самки. Такое, например, случается у некоторых видов пауков.

2. Сердце

Самая страшная графа белорусской смертности — от болезней системы кровообращения. Здесь лидирует ишемическая болезнь сердца (ИБС) — настоящий бич сильной половины. В разных странах до 90 процентов подопечных кардиологов — мужчины молодого и среднего возраста. Их подводит холестериновый обмен: в мужском организме стенки кровеносных сосудов засоряются атеросклеротическими бляшками раньше и чаще, а значит, раньше и чаще нависает угроза ИБС, тахикардии, инфарктов и инсультов. У женщин же есть "природный" защитник сердца — гормон эстроген, который, помимо своих прямых обязанностей, отлично выполняет роль чистильщика сосудистой системы. Вот почему до менопаузы прекрасная половина о сердечных недугах знает в основном лишь со слов сильной, зато в пору своей "золотой осени" практически догоняет мужчин по количеству инфарктов.

3. Вредные привычки

Ими у нас грешат тоже преимущественно мужчины. Согласно опросам более половины из них курят. Согласно статистике каждый третий регулярно прикладывается к бутылке, а каждый пятый — и вовсе алкоголик. Не правда ли, красноречивая картина? И вряд ли кому–то нужно сегодня повторять, чем чревата сигарета (кстати, еще один фактор риска той же ИБС), что алкоголь сокращает жизнь как минимум на 15 лет. "Удобная" мужская теория о том, что именно спиртное спасает сосуды от атеросклероза, не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что неумеренные возлияния аукаются другими, не менее грозными недугами. Скажем, даже у здорового человека после 250 г водки — "золотого стандарта" наших мужчин — артериальное давление не может прийти в норму в течение недели. А это — прямой путь к гипертонии со всеми вытекающими смертельно опасными последствиями. Прибавьте сюда цирроз печени, по поводу которого белорусские медики сегодня бьют во все колокола. Прибавьте отравления алкоголем и суррогатами, которые становятся приговором более чем для 3.000 человек ежегодно. Прибавьте самоубийства на фоне опьянения — в минусе будет еще 2.000 жизней. Прибавьте "пьяные" несчастные случаи и травмы — это уже 5 тысяч могильных крестов. И учтите, что 80 процентов убийств совершается подшофе... В общем и целом, по данным Минздрава, алкоголь прямо или косвенно виновен в безвременной гибели 10 тысяч белорусов за один только прошлый год. И догадайтесь с одного раза: кто у нас глупо, в расцвете лет гибнет по пьяни или с похмелья? На производстве, в ДТП, в драках? В основном женщины или мужчины?

4. Жизненный выбор

Сила женщин — в их слабости. Под этим изречением подпишутся все психологи. Ведь главный мужской гормон тестостерон не только предрасполагает к атеросклерозу, но и диктует абсолютно иной стиль поведения — более агрессивный, завоевательный, опасный. В своем стремлении покорять сильная половина человечества постоянно ходит по грани: выбирает рискованные профессии, увлекается экстримом, ввязывается в драки, взваливает на себя самую тяжелую работу и т.д. Оттого и насильственной смертью погибает гораздо чаще женщин, оттого и к врачам обращается только, когда совсем уж невмоготу. "Я же мужчина!" Там, где она плетет интригу, он лезет напролом, там, где она отступает в сторону, он зацикливается на престиже. Не зря в восточной философии мужчине соответствует образ камня, а женщине — воды. Кто из них в конечном счете более стоек?

На самом деле уязвимых мест у современного Ахиллеса, вероятно, больше. Причем намного. Эти четыре просто самые очевидные, самые роковые. И ученые не оставляют попыток докопаться до разгадки мужской "сверхсмертности", выдвигая гипотезу за гипотезой. То пеняют на тестостерон, который угнетает иммунитет. То на паразитарные инфекции, которым–де мужской организм более подвержен. То вспоминают про болевой порог, который, как известно, у мужчин ниже. Самые революционно настроенные исследователи призывают переходить от теории к практике, а именно создавать общественные движения, институты и центры по охране именно мужского здоровья. В этом лагере уже высчитали, что в мире на медицинскую помощь женщинам денег тратится в 2 — 3 раза больше. И теперь стучат башмаком по столу: заботьтесь о мужчинах так же — и они с радостью переквалифицируются в "стайеры"!

Ну а нам–то с нашим сильным-слабым полом что делать? По официальному прогнозу, к 2010 году к ожидаемой продолжительности жизни прибавится полтора года и среднестатистический житель Беларуси будет раздавать земные долги не раньше 70. Не так мало, если вспомнить, что еще полтора века назад нашим предкам статистика отмеряла в среднем лет 37. Тогда, конечно, тоже доживали до глубоких седин, но очень уж высока была детская смертность. Как только ее удалось обуздать, как только нашли управу на инфекционные заболевания, сразу и на несколько десятков лет выросла и средняя продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин. По мнению Владимира Сытого, таких разительных побед, увы, больше ждать не стоит. Сейчас белорусский мужчина живет примерно 63 года и удлинять его век придется по годам, если не по месяцам. Без всяких волшебных таблеток, а с помощью мер настолько же банальных, насколько и проверенных — профилактики болезней, популяризации здорового образа жизни, борьбы с курением и — особенно! — пьянством. Скажете: долго и нудно? Тем не менее тут–то и прячется самое дешевое и самое доступное средство Макропулоса для наших мужчин. Они ведь, настаивает Владимир Сытый, природой запрограммированы на "век Моисея" — целых 120 плодотворных лет. Как, впрочем, и наши женщины.

Людмила ГАБАСОВА, "СБ-Беларусь сегодня"

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева