РУСТский подвиг

Аккурат в День пограничника, 19-летний немецкий парень Матиас Руст на маленьком прогулочном самолете "Cessna" прилетел из Хельсинки в Москву и совершил посадку на Красной Площади...

 

Двадцать лет назад из-за выходки немецкого юноши Красную Площадь в Москве прозвали "Шереметьево-2".
Матиас Руст 28 мая 1987 года, аккурат в День пограничника, немецкий парень Матиас Руст на маленьком прогулочном самолете "Cessna" прилетел из Хельсинки в Москву и совершил посадку на Красной площади.

Свой перелет 19-летний немец назвал "символическим жестом мира". Однако по обе стороны "железного занавеса" его поступок оценили иначе. Михаил Горбачев в то время вел тяжелые переговоры с президентом США Рональдом Рейганом и противостоял ортодоксам внутри страны. Поступок немецкого юноши вызвал небывалый ажиотаж. Фото и телерепортажи о Русте и его крохотном самолетике с германским флагом на руле, о ликующей толпе, окружившей его в одном шаге от Кремля, облетели весь мир, продемонстрировав миру недееспособность и смертельную болезнь советской империи.

Генерал-лейтенант в отставке Вячеслав Осмоловский, командовавший войсками ПВО в Беларуси с 1987 по 1992 год, считает инцидент с Рустом большим политическим конфузом. "В любой другой цивилизованной стране такому событию не придавалось бы столько значения, — убежден Вячеслав Михайлович. — Надавали бы тумаков и депортировали, или посадили бы как нарушителя границы, чтобы неповадно было. Увы, тут замешана политика, а это штука беспощадная". 

— После инцидента с Рустом лишились должностей десятки генералов. Кто же был на самом деле виноват? 

— Обнаружить и перехватить низколетящую малоскоростную цель, такую как самолет, на котором летел Руст, — задача очень сложная. Операторы радиолокационных станций Ленинградской армии ПВО засекли нарушителя еще на границе. Однако проводка была неустойчивой. Цель то появлялась, то исчезала. Тем не менее, по ней несколько раз объявлялась боевая готовность и поднималась авиация. Однако обнаружить нарушителя не удалось. В Московском военном округе информации о странной цели вообще не придали серьезного значения. Проспали, сами поплатились и других под удар поставили.

— В одном из интервью Руст говорил, что рядом с ним пролетел истребитель "МИГ-29". Неужели советский пилот его не видел? 

— Нет, конечно, иначе бы уничтожил. По действовавшей инструкции все воздушные суда, нарушившие границу, должны были сбиваться. 

— Если бы Руста уничтожили, из этого тоже раздули бы не меньший скандал? 

— Без сомнения. Случай с корейским "Боингом" — яркое тому подтверждение. Там цель захватили и вели. Пилоты получили приказ открыть огонь. Кстати, тогда начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР маршал Огарков на пресс-конференции сообщил, что самолет-нарушитель покинул воздушное пространство СССР, хотя перед этим ему сообщили, что "Боинг" уже сбит. Летчика, открывшего огонь, потом надежно спрятали, сделали ему новые документы и биографию. 

— Как отразился случай с Рустом на войсках ПВО? 

— На них, наконец-то, обратили внимание. Главнокомандующим был назначен генерал армии Третьяк. Замечательный человек. Он был награжден звездой Героя Советского Союза и звездой Героя социалистического труда, был великолепным руководителем и хозяйственником. Благодаря усилиям Ивана Моисеевича удалось создать нормальные бытовые условия службы для офицеров войск ПВО, решить сложные социальные вопросы. Кстати, военные любовно называли Третьяка «Иван-строитель». Он, когда был командующим Белорусским военным округом, навел здесь идеальный порядок. Да и потом Дальневосточный военный округ благодаря ему перестал быть медвежьей дырой.

Схема полета Руста

— Правда ли, что после скандала с Рустом самолеты поднимались на перехват даже из-за птиц и поездов? 

— Было такое. В Ленинградском военном округе за низколетящие малоскоростные цели принимали электрички. Я, помню, лично отдал приказ открыть огонь по цели, которая потом оказалась обычным метеообразованием, проще говоря, облаком. Дело было так: радиолокационные станции засекли низколетящую цель. Проводка была довольно устойчивой. Поднялся самолет и выпустил ракету. Она не успела и половины пути пролететь, как цель исчезла с экранов радаров… 

— Хорошо, если цель — облако, а если воздушный шар, как это было в Беларуси в 1995 году, или пассажирский самолет над Черным морем, сбитый украинскими военными… 

— Оба эти примера – трагические недоразумения. В случае с шаром, насколько мне известно, летчики решили, что в гондоле никого нет, поэтому открыли огонь на поражение. А пассажирский самолет над Черным морем оказался на одной траектории с военной целью и попал в луч зенитно-ракетного комплекса. И хотя лайнер находился за 200 километров, а до учебной цели было 60, отражающая поверхность гражданского самолета оказалась раз в десять больше, и ракета пошла на него. Кстати, в ЗРК С-200 предусмотрена функция самоликвидации выпущенной ракеты, но воспользоваться ею просто не хватило времени. 

— Исключены ли сегодня подобные трагедии и насколько надежны воздушные границы? 

— Даже с самой совершенной техникой не всегда можно точно идентифицировать цель. В моей практике был случай, когда радары засекли дельтапланериста, летевшего на высоте 200 метров. Подняли авиацию, но, к счастью, вовремя разобрались. Целью может быть что и кто угодно: облако, стая птиц, дельтаплан, самолет. Поэтому пройти воздушные кордоны ПВО, особенно на малой высоте и в условиях плохой видимости, вполне возможно. Повсюду, наряду с радарами, постов визуального наблюдения и "слухачей" не наставишь. Захочет кто-то обойти самую современную систему противовоздушной обороны — найдет способ. От этого никто и ни в одной стране не застрахован.

Матиас Руст

…А что же Матиас Руст? Его приговорили к четырем годам лишения свободы, но вскоре помиловали, и уже третьего августа 1988 года он вернулся в родной Гамбург. Однако отечество встретило воздушного хулигана неласково – его лишили лицензии на вождение самолета, замучили разного рода проверками. Свою «нестандартность» Матиас подтвердил и впоследствии – во время альтернативной службы набросился с ножом на медсестру, отвергшую его ухаживания, позже попался на краже свитера в супермаркете. В общем, не пошел ему впрок тот "символический жест мира". Но в истории Руст остался – как экстравагантный чудак, один из тех, без кого жизнь наша, согласитесь, была бы серой и однообразной.