Американский пианист Стивен Прутсман: на моих концертах можно шуметь

«Если во время Бетховена ребенок начнет кричать и бегать, ни я, ни Бетховен возражать не будем».

18 сентября в Минске состоялся благотворительный концерт для детей с аутизмом и их семей. Чтобы сыграть для особенных слушателей, из США приехал известный пианист, композитор и импровизатор Стивен Прутсман.

Музыкант также посетит репетицию Семейного инклюзив-театра «i», созданного компанией velcom и общественной организацией «Дети. Аутизм. Родители», а 20 сентября на сцене Белгосфилармонии откроет сезон Государственного камерного оркестра Республики Беларусь под управлением Евгения Бушкова.

Стивен Прутсман

— Стивен, вы ездите с концертами по всему миру. Почему в этот раз выбрали именно Беларусь?

— Скорее, это Беларусь выбрала меня — меня пригласили, я не мог отказаться. Вместе с Евгением Бушковым будем играть классику и современность, исполним и мои произведения. Я у вас впервые, и мне интересно узнать о вашей стране. 

— Как родилась идея благотворительного концерта в поддержку семей, воспитывающих детей с аутизмом?

— Мне всегда интересны такие семьи, потому что я сам воспитываю сына с аутизмом. Его зовут Александр, ему 15 лет. Я делаю такие программы, чтобы повысить осведомленность о проблеме аутизма, донести идею о необходимости интеграции особенных людей в общество, любви к ним. Начинаю с малого — помогаю родителям этих детей интересно и с удовольствием проводить время всей семьей.

Аутизм имеет разные проявления. В случае моего сына, например, это классические симптомы — повышенная тревожность, паническое расстройство, порою желание причинить себе физический вред. С такими детьми очень сложно выйти из дома, для этого нужно много усилий, энергии и мужества.

Как с ребенком, чье поведение непредсказуемо, можно пойти в общественное место? Как получить удовольствие от музыки, если родители обычных детей оборачиваются и просят не шуметь? Но на моих концертах можно шуметь. Если во время исполнения музыки Бетховена ребенок начнет кричать или бегать по залу, ни я, ни Бетховен не будем возражать. На таких мероприятиях можно пообщаться с другими семьями, у которых похожие проблемы.

Где бы я ни был, я хочу давать возможность таким людям смотреть на жизнь с оптимизмом. Хочу, чтобы они могли спокойно наслаждаться музыкой, не боясь косых взглядов, замечаний и того, что другие — обычные — втайне хотят, чтобы они поскорее покинули зал.

Самая лучшая терапия для особенных детей — это семейное благополучие. Ребенок может иметь двадцать часов физической нагрузки в неделю, принимать лекарства, но если семья несчастлива, то и ему не будет хорошо. Когда вся семья получает удовольствие от жизни, состояние ребенка улучшается, он становится более успешным.

— Как именно вы помогаете семьям с особенными детьми у себя на родине?

— На севере Калифорнии, где я живу, мы каждый месяц проводим около пяти мероприятий для семей, которые воспитывают детей с аутизмом. Прежде всего, устраиваем для них концерты. Каждое рождество приглашаем их на генеральную репетицию «Щелкунчика». Организуем также пешие экскурсии.

Свободное пространство, вылазки из дома имеют колоссальный терапевтический эффект для детей с аутизмом. Дети, которые разговаривают, обычно громко восторгаются, когда мы проводим что-то на открытом воздухе. В прошлом году мы делали это во многих местах: Болгарии, Косово, Колумбии, Мексике, Канаде. Куда бы я ни приезжал выступать, стараюсь организовать что-то для особенных детей.

— Люди охотно приходят на такие мероприятия?

— Очень сложно донести идею и убедить родителей в том, что это не страшно. Многие мыслят таким образом: «А что, если это только для тех детей, которые могут говорить», «А что, если кто-то будет на нас цыкать», «А что, если ребенок начнет кричать на парковке, когда мы будем выходить из машины», «А что, если Прутсману не понравится мой ребенок». И таких «а что, если?» очень много.

— Но для Беларуси такой концерт — совершенно новый опыт…

— Это только начало. Я очень признателен Евгению и Татьяне Яковлевой, руководителю организации «Дети. Аутизм. Родители», за то, что этот концерт состоялся. Я им сразу сказал, что в любом случае это будет успех, даже если бы пришел всего один зритель.

— Как думаете, может ли одно мероприятие поменять отношение общества к проблеме аутизма? 

— Я не рассматриваю его с такой точки зрения. Моя задача — создать среду для приятного совместного времяпровождения. Возможно, после этого кто-то скажет: «Давайте организовывать больше таких концертов». Кто-то раз в месяц будет устраивать походы, а кто-то станет, например, финансировать ежегодные концерты оркестра Евгения Бушкова для особенных детей.

Большинство людей с опаской относятся ко всему особенному. А на моей машине наклеен стикер «Зачем быть нормальным?». Одно из благ аутизма — это то, что дети с аутизмом учат нас видеть необычное. Если мы хорошо проведем время вместе, я буду счастлив. И я очень рад, что есть такие люди, как Татьяна и ее единомышленники, которые стремятся быть полезными особенным детям.

Это очень важно. Мы делаем это не ради славы или денег, а ради помощи обществу. Оно в нем порою нуждается больше, чем сами дети.

 

***

Семейный инклюзив-театр «i» создан в апреле текущего года компанией velcom и общественным объединением «Д.А.Р.». На одной сцене вместе выступают профессиональные артисты и дети с аутизмом. Своей миссией театр видит формирование общества, в котором «особенные» люди востребованы и имеют шансы добиться успехов в разных областях. В начале июля с фурором прошла первая премьера театра — мюзикл «Флейта-чарадзейка». До конца года в театре планируют проехать гастроли по областным центрам и поставить второй спектакль.