Другие материалы рубрики «Заграница»

  1. В России на гонках загорелся трактор «Беларус»
    Увы, за 13 лет никто из МТЗ интереса к соревнованиям так и не проявил, огорчаются организаторы шоу...
  2. Глава Евросовета заявил о продлении антироссийских санкций
    По словам Дональда Туска, формальное решение на этот счет должно последовать в ближайшие дни…


Заграница

Опыт соседей. Зачем молдавскому фермеру английский язык


Другие материалы цикла «Опыт соседей»:
Белорусы — за Семашко, а молдаване — за Бисмарка
Надежда Аллы Мунжиу и завтра Беларуси
Политический контекст Молдовы: Штефан Великий и Пушкин в цветах

Расстояние до Болоньи от Минска и Кишинева
Золотая середина между румынским уездом и советским районом


Крестьянское хозяйство супругов Дарий, в котором трудятся всего пять человек — его владельцы (муж и жена) да три наемных сезонных работницы, вырастило в прошлом году 35 тонн перца с одного гектара. В колхозе, где помимо Дариев работало около двух тысяч человек, урожайность того же перца составляла 8-10 тонн с гектара.

В родном селе Кетросу, что на севере Молдовы (Дрокиевский район), фермер Тудор Дарий бывает не всегда. И мне повезло, что застал этого «ударника капиталистического труда» на месте.

В 90-х Тудор на пару с женой Марией создали и начали вести собственное фермерское хозяйство. Изучая опыт современного сельхозпроизводства, объездил почти всю Европу. На пятом десятке жизни подсуетился и получил грант на обучение в специальной американской программе. Выучил английский. Освоил компьютер и менеджмент. Проходит регулярные стажировки за границей.

Зачем ему все это?

«Чтобы эффективно работать на земле, — рассказывает Тудор, — надо знать и понимать законы современного рынка, обладать передовыми технологиями».

Тудор Дарий придерживается простого, на первый взгляд, правила. В современной экономике главная проблема — не произвести продукцию, а продать ее. Поэтому выращивать на земле следует не то, что тебе нравится, а то, что требует рынок.

Хозяйство Дариев специализируется на выращивании овощей. «Это очень перспективное направление, — говорит Тудор, показывая мне свои теплицы с урожаем перца. — Овощепроизводство может приносить прибыль, если работать с умом».



Работать с умом — значит, использовать весь передовой опыт, накопленный в мире. Тудор Дарий — образец не того консервативного крестьянства, которое находится в плену патриархальности, а прогрессивного сельского труженика, который стремится к модернизации, новейшей агрокультуре и высоким социальным стандартам.

В хозяйстве применяется самая современная технология орошения. Каждый год супруги не менее четверти земли (всего у них 40 гектаров) оставляют под удобрение органикой.

«Землю нельзя рассматривать только как объект эксплуатации, — объясняет Дарий. — В нее нужно вкладывать — душу и технологии. Иначе прогоришь».

Свои 40 гектаров фермеры получили не сразу. Председатель Дрокиевского территориального Союза профсоюзов сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Ляху рассказывает, как в Молдове проходила земельная реформа:

«Колхозное имущество делилось паями на всех колхозников. Люди получали документ на владение долей земли, долей техники и скота в деньгах. В нашем районе колхозникам доставалось примерно по 1-1,5 гектара. Люди банально тянули жребий — кому какой участок выпадет».

Дальше каждый распоряжался своей долей. Многие бросили обрабатывать землю и подались на заработки в города или за границу. По данным Национального бюро статистики, число граждан Молдовы, являющихся трудовыми мигрантами за рубежом, составляет около 500 тыс. человек, 75 процентов из которых ранее работало на селе.

Тудор и Мария Дарий сделали выбор в пользу своей земли и своего хозяйства. Они объединили паи 11-12 человек, которые бросились искать другую работу, в одно поле. Начали его обрабатывать. Через несколько лет пошла первая прибыль. Обзавелись техникой. Со временем выкупили все паи и стали собственниками 40 гектаров.

«Положительный опыт земельной реформы, — говорит Тудор Дарий, — в том, что в сельском хозяйстве остались те, кто любит и умеет работать».

Я спросил этого успешного фермера, не боится ли он конкуренции в связи с ассоциацией Молдовы с Евросоюзом, предусматривающей создание зоны свободной торговли.

«Во-первых, наш традиционный рынок на востоке тоже повышает требования к качеству продуктов питания, — слышу ответ человека, который уверен в том, что говорит. — Надо не пугаться конкуренции, а учиться производить конкурентную продукцию. Я подал заявку на европейский сертификат качества. Специальная коммерческая структура ЕС в течение трех лет проводит мониторинг всего процесса производства в нашем хозяйстве. Надеюсь в 2016 году получить сертификат, что мы производим биологически чистую продукцию, соответствующую европейским стандартам».

Он называет три основных фактора успеха: чувство хозяина, которое появилось после обретения своего участка земли; специализация хозяйства в основном на производстве овощей; большие инвестиции, которые создают комфортные условия для работы молдавских аграриев и предпринимателей.

Как я понимаю, речь идет, в первую очередь, об иностранных инвестициях. Они, действительно, растут с каждым годом. И особенно увеличились после объявления Молдовой курса на европейскую модернизацию.

Вот уже десять лет в республике работает представительство Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD). Различные его программы позволяют молдавским аграриям получать гранты на инвестиционные проекты или кредиты с низкой процентной ставкой и возможностью отсрочки. Только IFAD выделил аграриям почти 124 млн. долларов.

Анатолий Ляху подтверждает, что в последнее время и молдавское государство начало создавать благоприятные условия для вложения денег в сельхозпроизводство: «Сегодня фермер может получить, например, кредит на три года. И если эти деньги использованы эффективно, по назначению — кредит безвозмездно погашается».

Меня совершенно поразило отношение Тудора и Марии к наемным работницам. Эти три женщины работают у Дариев лет десять. Контрактом предусмотрена почасовая оплата труда каждой: 12 лей — за работу в поле, 15 лей — в теплице (1 доллар = 15,5 лея). Помимо этого, без всякого контракта владельцы хозяйства бесплатно выдают на нужды семей наемных работниц пшеницу, подсолнух, овощи.

Спрашиваю: сколько даете?

«Мы же в одном селе живем. Потребности каждой семьи знаем. Поэтому даю столько, чтоб им на год как раз хватило», — говорит невероятные для меня вещи Тудор.

«А в чем мотив такой благотворительности?»

«Это очень хорошие работницы, — объясняет фермер. — Мы потратили много сил и денег на их обучение, они знают все секреты и нюансы современного производства. Я заинтересован удержать их в хозяйстве».

Такой вот капитализм с вполне себе человеческим лицом.

Уже в Кишиневе я зашел в рабочий кабинет исполнительного директора Федерации фермеров страны Василе Мырзенко. Услышав, что белорусский журналист знакомится с опытом молдавских реформ, хозяин кабинета (тоже успешный действующий фермер) решительно заявил:

«Так и запишите: при всех проблемах и ошибках, при всем том шоке, который молдавские крестьяне испытали от реформы, я убежден, что никакой альтернативы передаче земли в собственность людям не было».

Тут хочу заметить, что Тудор Дарий и Анатолий Ляху не были так безапелляционны.

Профсоюзный лидер Ляху говорил, что коллективная форма хозяйствования на земле в определенных условиях тоже доказала свою эффективность. А фермер Дарий не исключает возможности краткосрочного или даже долговременного объединения с другими эффективными крестьянскими хозяйствами для совместного труда. По их мнению, залог успеха не в форме собственности, а в оптимальной организации условий производства.

А поскольку аграрных успехов на почве частной собственности я сполна увидел в Дрокиевском районе, то попросил г-на Мырзенко назвать ошибки, допущенные на начальном этапе аграрной реформы в Молдове.

Запомнились пять основных. Увлеклись дележом колхозного имущества, а не модернизацией сельского хозяйства. Дробление земли на мелкие наделы разрушило крупные производства и снизило в целом эффективность аграрного сектора. Предприятия переработки были акционированы и скуплены бывшей номенклатурой, которая стала монополистом. Не подумали о создании агропромышленных центров, занимающихся приемом продукции у крестьян и ее реализацией на внутреннем и внешнем рынках. Надо было реформу делать не в спешке, не «именем революции», а пошагово, по отдельным проектам и направлениям.

Разумные, как мне кажется, мысли. Впрочем, вот мнение белорусского эксперта, кандидата экономических наук из деревни Добрейка Шкловского района Петра Мигурского:

«Следование общепринятым нормам в организации сельхозпроизводства, внедрение передовых технологий, систем мониторинга и контроля позволяют наращивать потенциал сельского хозяйства Молдовы. Понимание фермерами важности кооперации в производстве, переработке и реализации продукции приводит к снижению капиталоемкости, а эффективно работающая частная собственность стимулирует приток иностранных инвестиций.

Будем верить, сегодняшние локальные успехи молдавских фермеров станут практикой в масштабах всей страны и послужат хорошим материалом для анализа и правильных выводов при проведении аграрной реформы в Беларуси, которая не только необходима, но и неизбежна».

 

Материал подготовлен с помощью MYMEDIA/DANIDA

 

Оценить материал:
Средний балл - 4.80 (всего оценок: 10)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева