Минские студенты не пришли на свой «Лемондэй»

Звезды YouTube и открытие московской «Афиши» оказались бессильны против призрака свиного гриппа…

 

Предположим, современная музыкальная индустрия пополняется новыми именами через два канала: проектную продюсерскую деятельность и видеохостинг YouTube. Если первый механизм понятен в той же степени, в которой и прагматичен, то со второй моделью продвижения все намного более запутанно и интересно. Давно отмечено, что зрители, выбирающие своего нового кумира через популярнейший видеосервис, чаще всего ориентируются на критерии, обратные тем, которые используют продюсеры, выковывая новых звезд для новых статуэток Grammy. Поэтому сегодня именно через YouTube ищется и находится самое настоящее и искреннее, созданное и наспех зафиксированное в унылых интерьерах общежитий, на фоне домашних обоев в цветочек.

Некоторые российские обозреватели культуры предполагают, что артисты и музыканты, прославившиеся за счет выложенных на YouTube роликов, обладают всеми теми качествами, которые вскоре станут основой новой поп-культуры и нового шоу-бизнеса, отодвинув всевозможных булановых и биланов на заднюю полку исторического архива. Однако, кажется, пока мир ликует при открытии все новых Сьюзан Бойл и Петров Наличей, белорусы все еще относятся настороженно ко всем видам искусства, не утвержденным и не показанным по телевидению в прайм-тайм.

17 ноября, в Международный день студента, промо-группа Bo Promo решила подарить всей учащейся молодежи Минска выступление красноярских девчонок Юли и Жени, студенток, превративших свои будни в питерской коммуналке в нескончаемый «Лемондэй». Под таким названием их группа, представляющая собой скромный и довольно мрачный дуэтик, — поющую миниатюрную девочку с гитарой и играющую на дешевом синтезаторе длинноволосую девочку в очках, 7 месяцев назад выложила на YouTube свою первую песню. С тех пор фраза их собственного сочинения — «Надевай на голову голову животного» — катится за ними, как снежный ком, обрастая все новыми концертами, абсолютно противоречивыми высказываниями критиков и фанатами в разных городах России и не только.

Но вот у нас, почему-то, девичье «антибардовство», по энергетической силе запросто напоминающее CocoRosie (с кем российских студенток уже не однажды сравнивали), осталось практически без внимания — на фестиваль «Человеческий Шансон» в клуб Fabrique пришло всего несколько десятков человек.

Но даже у некоторых из этих вовсе не случайных зрителей девчонки вызывали эмоции, сравнимые разве что с реакцией на выступление Юры Демидовича: «Маргинально! Не имеет никакого будущего!». Кто-то, хихикая, пояснял, что девочки ничего не умеют, это ж надо — быть такими смелыми, выходить на сцену, хоть у них каждая вторая песня про физрука! Странно, но в подростковом творчестве гостей из Санкт-Петербурга есть все, указывающее на возраст его творцов: надрыв, вызов, тематика — однако в этих песнях нигде нет какой-нибудь мелкой оплошности, слишком смешного словосочетания, слишком нелепого образа. «Да они гармоничные!» — ликует одна из зрительниц. Приди на этот концерт большая толпа студентов, многим из них «Лемондэй» могли бы показаться слишком родственными душами, чтобы и дальше стесняться повторять их ютьюбовский подвиг.

Однако студенты праздник «шансона с человеческим лицом» проигнорировали. То ли остались дома пугать грипп чесночными испарениями, то ли направились на студенческий концерт в R-Club, смотреть на целую горсть белорусских команд с группой «Разбітае сэрца пацана» во главе. Возможно, это был своеобразный протест — ведь последнее скандальное видео РСП как раз с YouTube было удалено.

С другой стороны, а был ли у белорусов позитивный опыт взращивания популярности через этот сервис? Группа «Пиво вдвоем» несколько лет тому назад и уже упомянутый Юра Демидович, чьего «Волшебного кролика» на сегодняшний момент посмотрело более ста тысяч пользователей сервиса, — это все, что приходит на ум. Кажется, проблема кроется в излишне серьезном подходе к реализации своих музыкальных способностей, нежелание играться, в то время как нужно выполнять невозможные миссии общечеловеческой ценности.

Возвращаясь к «Человеческому шансону», хочется отметить и остальных участников фестиваля, так и не собравших достаточную аудиторию для полноценного Дня студента. Три оставшиеся группы, в отличие от «сетевых» звезд «Лемондэй», к YouTube имеют лишь косвенное отношение и продвигаются более «реальными» путями.

Начали вечер клипмейкер Макс Сирый и музыкант-забияка Михей Носорогов, полевой поэт и квартирный человек-театр. Теперь они объединены общим алко-буги проектом Rocker Jocker, во время презентации которого поются злые песенки, украшенные нецензурными словечками, и распивается какой-нибудь крепкий напиток, возможно, белорусского разлива. К слову, Михею на подобных мероприятиях стоило бы присутствовать в любом случае и в любом качестве, поскольку так заводить публику и подбадривать выступающих, наверное, способен лишь он один. «Я вас еще потом поцелую!» — кричит ему со сцены девушка с гитарой из «Лемондэй» (вторая девушка в это время прячется под синтезатором и нервно подергивает ногами). «Эй, ну что вы все такие! Живее!» — кричит на публику Михей и размахивает руками.


Наверное, наибольшей неожиданностью отсутствие зрительской толпы стало для «Серебряной свадьбы» — это четко отрепетированное театрализованное действо в Минске обычно собирает раз в десять больше людей. Выступление было также несколько омрачено мало смахивающим на искусственный синяком под глазом у вокалистки Беньки, зато компанию на сцене ей составлял участник групп «Кассиопея» и «Петля пристрастия» Илья Черепко.

«Серебряная свадьба» пела и плясала, распивая ром, и единственный вопрос, которым можно было задаться, наблюдая этот сильно костюмированный, парфюмированный и щедро дозированный коллектив, — а зачем они делают это на сцене, в клубе, ожидая так и не появившихся студентов в ярких одеждах, если могли бы разворачивать свой праздник на настоящих серебряных свадьбах и юбилейных застольях?

Последними на вечере шансона, приуроченному к Дню студента, выступал оркестр «*Опа Новый Год», на сайте которого сообщается, что оркестр следует традициям оркестра Эмира Кустурицы. Лидер этого сборного проекта тут же заявил, что композиции будут посвящаться самому лучшему городу на свете — Санкт-Петербургу. Зрители, как истинные минчане, тут же пустились в пляс. Остальная их часть, правда, тут же ушла в город, по улицам которого сейчас ходят не праздники, сказки и беззаботное студенчество, а призраки гриппа и ОРВИ.


  • Ребята, устроители просто бестолково рекламировали свой фестиваль. Что за человеческий "шансон", если это не шансон? Потом, например, я НИГДЕ никаких афиш не видела? Может, не повезло просто? Никакой инфы в сети тоже не видела. Может, проспала? Отзывы о клубе Fabrique: клуб маленький, мало людей ходит, ассортимент слабый, обслуживание так себе... Правда есть и такие отзывы: "атмосфера хорошая"...
  • zoe_, рекламы действительно было очень мало, и появилась она, как мне кажется, слишком поздно. Правда, в Минске обычно эффективнее всяких афиш работает человеческая цепочка, это точно. Приходишь куда-нибудь к 18.00, потому что кто-то тебе сказал прийти к 18.00 в конкретное место, а там - какой-нибудь нигде не рекламированный классный концерт, и помещение ЗАБИТО людьми. Еще и на улице стоят. То есть, если бы интересны были те же Лемондэй, отсутствие информации не стало бы преградой. Возможно, чего-то все боятся... :)