«Проблему надо решать радикально». Неплатежи несут угрозу Беларуси
Просроченная кредиторская и дебиторская задолженность организаций несет угрозу экономической безопасности Беларуси. Такое мнение высказал заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц, комментируя последние данные статистики.
На 1 мая 2017 года просроченную кредиторскую задолженность имела 1221 организация промышленности, или 74,6% (на 1 мая 2016 года — 76,9%), просроченную дебиторскую задолженность — 1445 организаций промышленности, или 88,4% (на 1 мая 2016 года — 88,5%).
Просроченная кредиторская задолженность за четыре месяца этого года увеличилась на 0,5% и составила 2 млрд 697,1 млн рублей. Просроченная дебиторская задолженность выросла с начала года на 8% и на 1 мая составила 4 млрд 75 млн рублей.
Он отметил, что доля «плохих» долгов на 1 июня составляет 14,2%, тогда как пороговой угрозой безопасности является 10%.
По его словам, в первую очередь под угрозой находится банковская система, потому что затраты по обслуживанию процентов по кредитам превышают затраты на сумму кредита. «Это и есть проблема и угроза — как вернуть старые накопившиеся долги», — отметил эксперт.
При этом он заметил, что всё же темпы роста проблемных долгов в банках за последнее время снизились. Но это произошло не по причине улучшения финансового положения предприятий и роста эффективности экономики, а в связи, во-первых, с более жесткой кредитной политикой, во-вторых, с аккумулированием «плохих» кредитов другими структурами — в Банке развития и в Агентстве по управлению активами.
«Хотя Банк развития создавался для управления «плохими» активами, он стал высокодоходным, в том числе за счет перенаправления плохих долгов в то же агентство. Но у последнего за год работы хороших результатов не получилось», — сказал Гриц.
По его мнению, проблему, как показывает мировой опыт, «надо решать быстро и радикально».
«Накопленные долги мешают развиваться и предприятиям, и банкам. Но автоматическое создание банков «плохих» долгов проблему не решает. Необходимо значительно быстрее банкротить или проводить санацию предприятий с большими просроченными долгами. Например, в США, они продаются с дисконтом до 90%. Но наше государство несет социальные обязательства и запрещает радикальное сокращение рабочей силы и перепрофилирование продаваемых инвесторам предприятий. Поэтому необходимы либеральные изменения в законодательство о банкротстве, необходимо разрешать сокращения, перепрофилирование, продажу не по рыночной цене и так далее», — отметил замдиректора центра.
Говоря о проблеме высокой доли просроченной дебиторской задолженности, Гриц отметил: «Это не новая проблема. Да, в ней есть угроза для предприятий с точки зрения вымывания оборотных средств и с точки зрения давления на директоров: ты освободи склады, или мы тебя посадим. Нет у предприятий и понимания, кому они отдают свою продукцию на реализацию или в рассрочку платежей. Да, рассрочка — это мировая практика, этим хорошо пользуются китайцы. Но Беларусь, одна из немногих стран, где нет нормальной оценки кредитоспособности предприятий-контрагентов. Хотя в мире есть много агентств, которые дают информацию о деловой репутации, финансовом состоянии, кредитном рейтинге и тому подобное. Но существует сложность и для контрагента получить информацию о белорусской компании. У нас возвратом внешних просроченных дебиторских долгов занимается генпрокурор. Давление государства приукрасить картину с данной проблемой приводит к тому, что мы имеем».
Обсудим?