Другие материалы рубрики «Происшествия»

  1. Трое белорусок пострадали при аварии туристического автобуса в Турции
    В этом страшном ДТП погибли шесть и получили ранения 27 человек…
  2. Дело о коррупции в Следственном комитете. Обвиняемые своего почти добились
    На скамье подсудимых оказались далеко не рядовые следователи...


Происшествия

Дело о коррупции в Следственном комитете. «Взятки брал, но присягу не нарушал»


В Минском городском суде продолжается слушание уголовного дела, возбужденного в отношении двух офицеров Центрального районного отдела Следственного комитета по городу Минску. Они обвиняются в получении взяток на общую сумму 30 тысяч долларов.



Напомним, процесс начался 15 июля под председательством судьи Сергея Бондаренко. Государственное обвинение поддерживает Сергей Бортников.

На скамье подсудимых далеко не рядовые следователи. 39-летний Олег Мельников занимал должность заместителя начальника Центрального районного отдела СК Минска и являлся начальником 2-го следственного отделения, в прямом подчинении у него находилось 24 сотрудника. Его подельник 35-летний Сергей Костыко до ареста являлся заместителем начальника 1-го следственного отделения этого же РОСК. Оба были задержаны сотрудниками КГБ 22 декабря 2014 года.

Мельникова обвиняется в трех эпизодах взяток (всего 17 500 долларов, 11, 13 и 18 апреля 2014 года) полученных от российского бизнесмена Вячеслава Погосова, а Костыко — в двух (всего 12 500 долларов, полученных от Мельникова 14 апреля и Погосова 18 апреля).

30 июля в суде был допрошен обвиняемый Костыко. Свою вину он полностью признает. Правда, с оговорками. Офицер юстиции не согласен с рядом обвинительных моментов, отягчающих его вину.

В обвинительном заключении говорится, что Костыко получил взятку группой лиц в сумме 20 тысяч долларов. Сам Костыко утверждает, что не видел момента, когда Погосов передал Мельникову пачку стодолларовых купюр в банковской упаковке. Событие происходило вечером 18 апреля прошлого года в квартире бизнесмена на улице Скрыганова. Правда, Мельников опроверг это заявление коллеги.

Второй момент связан с нарушением присяги сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь. В обвинении сей момент отмечается особо. По факту Костыко нарушил торжественную клятву. Однако сам он утверждает, что присягу не принимал.

«Накануне моего отпуска (летом 2014 года. — В.Ф.) ко мне подошел один из сотрудников отдела и дал бланк присяги, на котором я расписался задним числом, — сказал Костыко в суде. — А 24 февраля (дата принятия присяги по документам СК. — В.Ф.) ни в каких торжественных мероприятиях я не участвовал, этого не было».

На уточняющий вопрос судьи обвиняемый ответил, что на период инкриминируемых ему преступлений — с 13 по 18 апреля 2014 года — он действительно не считает себя лицом, принявшим присягу.

Также Костыко не согласен и с местом получения им первой взятки. В своих показаниях Мельников утверждал, что 2500 долларов передал подельнику в своем служебном кабинете. Костыко настаивает на том, что это было действительно 14 апреля, но не в служебном кабинете, а в комнате, где находится стол для игры в настольный теннис.

Момент в данном случае не принципиальный, главное и печальное — офицеры деньги брали, что не отрицают, практически не раздумывая.

По словам Мельникова, первые пять тысяч долларов от Погосова он получил 11 апреля при первой же встрече с ним в ресторане «Поющие фонтаны». Бизнесмен деньги передал под столом якобы за то, чтобы его бывшую сожительницу, которую он заподозрил в воровстве, посадили.

Костыко в суде пояснил, что разговор с Мельниковым о пожелании российского бизнесмена занял не дольше полутора минут. Взял, значит, согласился. И очень быстро.

Что касается непосредственно выполнения заказа на сожительницу, то показания Костыко практически полностью совпали с показаниями Мельникова: офицеры никаких особых действий, выходящих за рамки уголовного законодательства, в отношении жертвы не предпринимали.

Даже следствие такого рода следов не обнаружило. В противном случае, к обвинению в совершении преступлений по ч. 3 ст. 430 УК РБ (получение взятки) офицерам юстиции добавили бы еще, как минимум, статью о превышении служебных полномочий.

Сегодня в суде стало понятно, каким образом взяткодатель Вячеслав Погосов избежал уголовной ответственности.

Российский бизнесмен проходит по делу в качестве свидетеля, он уже давал показания. По его версии, взятками он просто хотел активизировать следствие по двум уголовным делам, где он проходит как пострадавший — его обокрали на очень крупные суммы.

Погосов утверждал, что Мельников согласился помочь за десять тысяч долларов, а Костыко потребовал от него еще двадцать тысяч. Примечательно, что офицеров не обвиняют в получении взяток путем вымогательства.

Мельников же и Костыко в один голос утверждают, что Погосов любым путем хотел отправить свою бывшую гражданскую жену в тюрьму.

Костыко, к слову, не исключает, что со стороны бизнесмена в их адрес был оговор. По словам обвиняемого, из материалов уголовного дела следует, что в августе прошлого года КГБ в отношении Погосова проводил оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). А уже в октябре бизнесмен заключил с чекистами соглашение о проведении с его участием ОРМ в отношении сотрудников Центрального РОСК.

То бишь в данном случае он сделал явку с повинной, признался в даче взяток офицерам юстиции и согласился сотрудничать. Что и позволило ему избежать уголовной ответственности.

По мнению обвиняемого Сергея Костыко, бизнесмен мог оказаться перед выбором: «Или ты сядешь, или они».

В ходе допроса у судьи возник к Костыко вопрос о конспирации, которую должны соблюдать люди, берущие взятки. Обвиняемый ответил с легкой усмешкой: «Если бы мы ее соблюдали, то здесь бы не сидели».

…И еще один немаловажный момент этой коррупционной истории — психологический. Сегодня судебное заседание началось не столько с допроса обвиняемого Костыко, сколько с его выступления.

Около часа он рассказывал о своей службе, своих обязанностях, о ситуации, которая сложилась в райотделе. С его слов, вопрос о его переводе на руководящую должность в Заводской РОСК был практически решен. (Вполне возможно, что ротации кадров с перспективой карьерного роста в следственных подразделениях «поспособствовали» чекисты). По словам обвиняемого, с февраля по март 2014 года «практически все руководство 1-го отделения было арестовано».

Но не проходит и месяца после ареста и обысков, как коллеги коррупционеров в погонах без опаски протягивают руки за взяткой. Не раздумывая.



Кстати

В марте текущего года в Мингорсуде было рассмотрено уголовное дело, возбужденное в отношении коллег Костыко и Мельникова по службе в Центральном РОСК.

Приговором суда первой инстанции были признаны виновными в получении взяток и совершении других преступлений против службы подполковник юстиции Дмитрий Мацкевич и капитаны Дмитрий Контусь и Геннадий Супинский.

Они наказаны лишением свободы на сроки 13, 12 и 7 лет соответственно с конфискацией имущества и лишением офицерских званий. Отбывать наказание им определено в колонии усиленного режима.


Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 14)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева