Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. На рынке страхования замаячила долгожданная либерализация
    Функции регулятора страхового рынка планируется передать Национальному банку…
  2. Почему власти Беларуси вновь взялись за цены?
    Глава государства поручил сдерживать рост цен, и плюс к этому — разработать антиинфляционную программу…


Экономика

Россия и Беларусь не смогли договориться о разделе нефтяных пошлин

 

Предупреждение о возможном введении Россией с 2007 года экспортной пошлины на поставки в Беларусь нефти приобретает все более реальные очертания. Как пишет "Коммерсант", очередная попытка Москвы и Минска договориться о разделе доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты, вырабатываемые на белорусских заводах из российского сырья, завершилась неудачей.

Россия и Беларусь не смогли, как планировалось, подготовить и парафировать 24 ноября проект соглашения по распределению экспортных пошлин на нефтепродукты.

Россия настаивает на разделе собираемых в белорусский бюджет пошлин на вывоз дизельного топлива, мазута и бензина, полученных из российского сырья. Ее логика следующая: поскольку экспорт российской нефти на территорию братского государства от пошлин освобожден и бюджету РФ ничего не достается, свое он должен получить, когда выработанные из поставленного сырья нефтепродукты будут проданы третьим странам, в Европу. Последнее предложение России — делить доходы от пошлин в пропорции 85% на 15% в ее пользу.

Как пояснял журналистам посол России в Беларуси Александр Суриков, "за девять месяцев текущего года, по нашим данным, Беларусь экспортировала 13,6-13,8 млн. тонн светлых нефтепродуктов. При этом белорусская таможенная пошлина составляет 57 долларов, российская — почти 180, поэтому Минпромэнерго предлагает установить единую пошлину и поделить: 85% — России, 15% — Беларуси". По словам дипломата, "на 57 долларах особенно больших заработков не сделаешь, надо сопоставить цифры: что такое 57 долларов от вывоза 13 млн. тонн, и что такое 180 долларов на две стороны. Наверное, будет чуть меньше. Но есть и второй вариант, который может быть рассмотрен: все светлые нефтепродукты можно передать назад российской стороне, за исключением внутренних потребностей Беларуси".

"По ставке, насколько я знаю, разногласий нет, а что касается раздела в пропорции 85% на 15%, то ведь такое соглашение было подписано в 1996 году и в 1999 году денонсировано именно белорусской стороной", — напомнил Александр Суриков.

По данным "Коммерсанта", Беларусь зарабатывает до 4 млрд. долларов в год на разнице между ценой импортной российской нефти и мировой ценой экспортируемых нефтепродуктов. Еще примерно 400 млн. долларов доходов получают российские нефтяные компании, поставляя освобожденную от пошлин нефть на белорусские НПЗ. Они (точнее, их дочерние предприятия в Беларуси) затем экспортируют полученные нефтепродукты с уплатой невысоких (50-75% от российского уровня) белорусских вывозных пошлин.

25 октября Владимир Путин во время телевизионной "прямой линии" с россиянами заявил о возможном введении ограничений на поставку нефти в Беларусь: "Если не удастся достичь договоренностей по таможенным пошлинам, то нам придется вводить какие-то ограничения, чего очень бы не хотелось". Под ограничениями, прежде всего, понимается выход из режима беспошлинной российско-белорусской торговли нефтью. Александр Лукашенко откликнулся на эту угрозу заявлением о категорическом несогласии с введением пошлин на поступающее сырье, а министр финансов Николай Корбут сообщил о готовности обсуждать с Россией вопрос о дележе спорных пошлин.

После этого рабочая группа из представителей Минфина и Минэкономразвития России с одной стороны и Минфина и Минэкономики Беларуси с другой составила график достижения договоренностей, в котором 24 ноября была определена датой парафирования проекта межведомственного соглашения, которое, в свою очередь, должно было быть подписано уже 15 декабря. Однако, как стало известно, сделать это не удалось, и российские чиновники вернулись в Москву для консультаций.

Разногласия вызвала не пропорция раздела доходов (с ней белорусы уже не спорят), а способ расчета пошлины. Белорусы, пишет "Коммерсант", настаивают, чтобы при ее определении вычитался НДС, уплачиваемый при ввозе нефти в страну из России. Такой вычет, позволяющий сделать белорусский экспорт нефтепродуктов конкурентоспособным, применяется самой Беларусью. Российская сторона против такой арифметики, поскольку в результате ее применения делить нечего: сейчас после зачета НДС эффективная (реально уплачиваемая белорусскими экспортерами в бюджет) ставка пошлины составляет не более 20% номинальной.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева