Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Как кризис изменил привычки белорусских покупателей
    Покупатели переходят на более дешевые белорусские аналоги вместо дорогих импортных товаров…
  2. Указ № 143. Предпринимателям разрешили работать без документов на товары
    Но только до конца года и с возрастающими налоговыми сборами…


Экономика

Для канадцев репутация оказалась важнее выгоды


Канада"Что творят канадцы!" — воскликнул как-то Николай Озеров. Как в воду глядел…

Экономическая обструкция Беларуси приобретает тотальный характер. Не успели мы дождаться решения Евросоюза относительно наших перспектив в Генеральной системе преференций, исключение из которой грозит белорусской экономике убытками до 300 млн. евро в год, как односторонние экономические санкции против Минска ввела Канада. Конечно, белорусско-канадский товарооборот в 28,8 млн. долларов не сравним с 3 млрд. евро нашего товарооборота с ЕС, но приятного все равно мало.

В апреле 2002-го Беларусь и Канада отмечали 10 лет со дня установления дипломатических отношений. По этому случаю белорусский министр иностранных дел Михаил Хвостов направил главе канадского МИД Уильяму Грэму поздравительное послание, где подчеркнул необходимость превращения контактов между двумя странами в "широкое эффективное сотрудничество в политической, экономической сферах".

Действительно, начиная с 2000 года белорусско-канадские экономические отношения стали набирать обороты. В 2000-м взаимный товарооборот составлял всего 6,8 млн. американских долларов, в 2001-м — уже 9,6 миллиона. Причем особенно активно за год вырос белорусский экспорт в Канаду. Продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, сложнотехнической продукции, нефтехимии, металлопроката и стекловолокна мы поставили канадцам на 3,1 млн. долларов.

Белорусские делегации в составе с руководителями предприятий-экспортеров, банковскими работниками, представителями Белорусской торгово-промышленной палаты стали бывать в Канаде — налаживали связи. В Оттаве даже открылся Белорусский информационно-коммерческий центр, учредителями которого стали три канадские компании, имевшие опыт делового сотрудничества с Беларусью.

Все шло хорошо. В 2004-м руководитель организации "Канадская помощь Чернобылю" Дэйвид Шо за вклад в преодоление последствий Чернобыльской аварии получил от Александра Лукашенко орден Франциска Скорины.

Канада была в числе первых стран, на кого делал ставку пресловутый Парк высоких технологий (ПВТ). Минувшей осенью директор администрации ПВТ Валерий Цепкало провел в Канаде переговоры с руководителем Ассоциации канадских технопарков и государственным агентством "Investissment Québec" — говорили о возможности привлечения сюда инвестиций. Компания "Satellie Networks", являющаяся одним из резидентов технопарка, готова была сотрудничать в области космической связи и телекоммуникаций.

Даже разработчики Республиканской программы энергосбережения на 2006-2010 годы ориентировались на канадский опыт. "В 2010 году затраты топлива на 1 тыс. долларов ВВП составят 280 кг, что соответствует уровню Канады и Дании в 2005 году", — ссылался, как на ориентир, председатель комитета по энергоэффективности при Совете министров Беларуси Лев Дубовик.

Охлаждение в отношениях началось летом. МИД Канады осудил приговор, вынесенный 13 июля экс-кандидату в президенты Беларуси Александру Козулину. Министр иностранных дел страны Питер Маккей в своем заявлении назвал приговор "несоразмерно суровым". Тогда же глава канадского внешнеполитического ведомства объявил, что Беларусь будет внесена в список стран, торговля с которыми отныне находится под жестким правительственным контролем: для поставок в Беларусь канадские бизнесмены должны получать лицензию. А с сегодняшнего дня канадские экспортеры вовсе могут торговать с Беларусью лишь товарами первой необходимости — едой, одеждой и медикаментами, причем после официального разрешения Министерства торговли Канады.

С экономической точки зрения, говорят в белорусском МИД, еще не известно, кому больше не повезло: при том что экспорт из Беларуси в Канаду значительно превосходит импорт, действия Канады противоречат ее собственным интересам.

Однако есть другой, не менее серьезный аспект — имидж и репутация. Кто гарантирует, что в странах, подобных решений не принимавших, бизнес не предпочтет сторониться "проблемной страны"? Нет также гарантий того, что канадский пример не станет заразительным. Впрочем, кому еще "заражаться"? Европа и без того меняет экономическую политику в отношении Беларуси, Россия — тем более.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева