Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния... -
Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…
- Heineken будет выпускать больше кваса в Беларуси
- Белорусы стали экономить воду
- Более 30% минских организаций — убыточные
- БЖД предлагает прямую доставку грузов в контейнерах из Гданьского порта в страны СНГ и Китай
- В Минске пройдет первый Белорусско-испанский бизнес-форум
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Беларусь построит АЭС и купит нефть у Венесуэлы
Выступление главы Национальной академии наук Беларуси Михаила Мясниковича, посвященное проблеме обеспечения энергетической безопасности страны, достигло своего апогея, когда в холодном актовом зале НАН вырубили свет.
Перекочевав вместе с журналистами в менее просторную, но более светлую аудиторию, председатель президиума НАН и министр энергетики Александр Озерец продолжили рассказ о том, как Беларусь собирается экономить энергоресурсы и диверсифицировать источники их получения.
Так, помимо планов активного использования местных видов топлива и перевода цементной промышленности на уголь, межведомственная комиссия по разработке концепции энергетической безопасности, которую и возглавляет Михаил Мясникович, отрабатывает варианты, при которых Беларусь могла бы не менее 20% нефти получать через порты Черного и Балтийского морей.
Кроме того, как сообщил руководитель НАН, в рамках договоренностей на высшем уровне, касающихся поставок нефти, "осуществляется работа по реализации проектов с Венесуэлой и Ираном". "Каких-то непреодолимых препятствий на сегодня нет, и я думаю, реализация этих проектов реальна", — сказал М.Мясникович. — По транспорту тоже решаются все вопросы. Тем более что есть разные схемы. Необязательно это будет нефть Ирана. Есть и варианты замещения: одна нефть продается на мировых рынках, другая покупается". Главное в этой ситуации, убежден он, "цены и доступность". "Но на первое место я бы поставил то, что мы не должны зависеть от одного поставщика", — поправил сам себя глава НАН.
Касаясь возможности освоения белорусскими компаниями российских нефтяных месторождений, то эта тема, напомнил он, широко обсуждалась несколько лет назад, однако сегодня "в силу того, что эти вопросы не были решены на уровне правительства Российской Федерации, она не получила достаточно активного развития". "Но мы ее не снимаем с повестки дня", — добавил Мясникович.
В ноябре прошлого года посол России в Беларуси Александр Суриков, оценивая перспективы добычи Беларусью российской нефти, сообщил, что процесс не пошел из-за расчета белорусской стороны получить льготные условия. "Белорусская делегация ездила в Томскую область, прошли нормальные встречи, но разговор о преференциальных разработках нефтяных месторождений в России (как бы эксклюзивным образом) пока не получается, — сказал дипломат. — Есть условия конкурса на получение лицензии, и российская сторона не готова совершенно бесплатно допустить к нефтяным месторождениям белорусские компании". "Все, в том числе российские компании, участвуют для этого в тендере и получают право на разработку", — подчеркнул он. Кроме того, А.Суриков обратил внимание на то, что "это колоссальные затраты. "Я не думаю, что белорусские нефтяники сегодня готовы инвестировать деньги в собственную нефтеразведку и параллельно в России. Одна скважина — это 2,5 млн. долларов! Добыча из нее составит всего-навсего около 3,5 тыс. тонн. А если надо добывать 5-6 млн. тонн, умножьте — что это должно стоить. Если есть деньги — участвуй в конкурсе, выигрывай, добывай, — предложил посол. — Если тяжело с деньгами, надо подумать, как выстроить схему взаимодействий с теми, кто выиграл. Возможно, выступить подрядчиком по бурению и часть заработанных денег получать нефтью".
Наибольшие ставки белорусское руководство делает на атомную энергию, причем с воплощением атомных замыслов оно затягивать не собирается. И заявления Александра Лукашенко о том, что без слова народа решение о строительстве АЭС принято не будет, что мы не можем форсировать строительство АЭС "в силу морально-психологических, экономических, финансовых причин", уже не в счет.
Через полгода дело примет практический оборот, и к 2014 году намечем ввод в эксплуатацию первого блока белорусской атомной электростанции, второго — к 2016. Концепция энергетической безопасности Беларуси, напомним, предусматривала ввод первого энергоблока в 2015 году.
Ввод двух блоков АЭС общей мощностью 2 тыс. МВт позволит Беларуси, по оценкам А.Озерца, ежегодно замещать 5 млрд. кубических метров природного газа. При этом министр не исключает появления в будущем на этой же станции еще нескольких блоков. Впрочем, пока неясно, составят ли "первоначальную" АЭС два блока по 1 тыс. МВт или три по 600 МВт.
Как отметил М. Мясникович, варианты рассматриваются разные, но министр энергетики все же склонен к схеме "два по тысяче".
В качестве потенциального строителя станции, по словам главы НАН, Беларусь рассматривает не только Россию. "Мы вовсе не привязываемся к конкретной стране. Сегодня мы осуществляем необходимый мониторинг предложений и возможностей компаний. Наиболее продвинутый и больший объем услуг оказывается со стороны французской компании "Areva", держащей около 30% мирового рынка строительства, российские компании держат около 25%, приблизительно по 20% — "General Electric" вместе с "Hitachi", и еще около 20% — "Toshiba" с "Westinghouse", — пояснил глава НАНБ.— Но сейчас, когда в связи с ростом цен на органические углеводороды спрос на ядерную энергетику значительно активизировался, география и объемы поставок этих компаний меняются".
Одно, убежден М. Мясникович, ясно уже сейчас: "в Беларуси будет строиться самая надежная станция".
Подчеркнув, что "первым приоритетом" в строительстве АЭС является надежность, руководитель НАН отметил также, что важны такие вопросы, как "введение АЭС в энергосистему, политические нюансы и финансирование".
То, что на первый план при анализе поступивших предложений выносится фактор безопасности, подтвердил и министр энергетики. По словам А.Озерца, "в первую очередь, мы исходим из соображений безопасности при рассмотрении существующих проектов. То, что произошло в Чернобыле, не должно повториться". Сегодня, говорит он, есть "довольно безопасные проекты как со стороны французской компании "Areva", так и со стороны "Westinghouse". Есть надежные российские проекты. Победитель, который будет осуществлять строительство АЭС, пока не определен".
Сделать выбор непросто: "некоторые компании имеют надежные разработки, а исполнение оставляет желать лучшего", объяснил М.Мясникович. Так что, по его словам, не исключен "комбинированный проект", при котором, "реакторы могут быть одной компании, а энергетические установки, автоматика — другой".
В любом случае предварительная стоимость АЭС оценивается в 2,5-3 млрд. долларов.
В целом, белорусские "энергетические" планы руководитель НАН считает "амбициозными и достаточно мощными". Предусматривается, например, снижение потребления энергоресурсов на единицу продукции на 50% к 2015-му и на 60% — к 2020. "В итоге по энергоемкости ВВП мы должны выйти на показатели Европы, Канады, Кореи — 0,20 тыс. тонн условного топлива на 1 тыс. долларов ВВП по паритету покупательной способности против сегодняшних 0,46", — заявил Мясникович.
Доля газа в топливно-энергетическом балансе Беларуси, по расчетам, к 2020 году должна снизиться до 50%.
Последние Комментарии