Другие материалы рубрики «Экономика»
-
МАЗ останавливает конвейер. Кто следующий?
Рабочих на десять дней отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли... -
Минторг Беларуси нацелился на китайские интернет-магазины
Не отрицая права белорусов на покупки в иностранных интернет-магазинах, Минторг считает, что эта сфера требует упорядочения…
- ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» заявило о выполнении всех обязательств
- Сотрудники службы БЭП изъяли в марте нелегальный импортный товар на 63 млрд. рублей
- В Гомельской области стало больше на 45% безработных
- Около 50% рынка нефильтрованного пива Беларуси может занять Heineken (обновлено)
- В Бобруйске открылась выставка-ярмарка, на которой есть всё
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Беларусь пытается не утонуть в молочных реках
В середине марта станет известно, получат ли белорусские производители официальное разрешение поставлять продукты питания на европейский рынок. По крайней мере, на ОАО «Савушкин продукт» рассчитывают, что именно к этому времени предприятие получит официальное заключение Европейской комиссии.
Напомним, что инспекторы Еврокомиссии посетили несколько белорусских предприятий (ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Березовский маслосырзавод» и СП «Санта Бремор» ООО) в январе. В случае положительного решения это будут первые три белорусских предприятия, получивших официальное разрешение на право поставлять свою продукцию на европейский рынок.
«Даже если нашу продукцию допустят на европейский рынок, то предприятиям все равно придется много поработать над качеством, — убежден специалист в области продаж молочных продуктов Сергей Игнатьев. — Наше молоко класса «экстра», то есть самое лучшее, в Европе — продукт низкого качества. Там молочко о-го-го и гораздо дешевле нашего. Все это связано с культурой производства и другими факторами. Мы к этому еще придем».
Директор Института мясо-молочной промышленности Научно-практического центра Национальной академии наук Алексей Мелещеня согласен, что без нормального качества нам нечего делать на международных рынках: «Но это не значит, что раз нас не пускают на рынки ЕС, то у нас плохое качество. У каждой страны есть свои требования к качеству. В ЕС, например, свои стандарты, в США — свои, в Венесуэле — свои, которые, кстати, еще жестче, чем в США. Наша продукция не соответствует некоторым стандартам, но это не значит, что она некачественная».
Если инспекция Еврокомиссии вынесет положительное заключение, для производителей молочных продуктов откроется привлекательный рынок сбыта. По оценкам экспертов, Беларусь производит около 6,8 млн. тонн молока в год, при том, что внутренняя потребность составляет 3 млн. тонн. Более того, президент еще на «Дожинках» в Орше озвучил задачу довести объемы производства молока до 8-10 млн. тонн. Чтобы не утонуть в молочных реках, продукцию придется не просто поставлять на экспорт, а запихивать туда в невероятных объемах и невероятными усилиями.
Тем более, основной покупатель нашей молочной продукции — Россия — время от времени становится в позу и яростно защищает свой рынок. В прошлом году в результате «молочного конфликта» Беларусь пообещала постепенно снижать объемы поставок в эту страну — до 2,5 млн. тонн в 2012 году. В этом году министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев выразил свое возмущение политикой господдержки белорусского сельского хозяйства, которая создает неравные условия конкуренции для российских производителей. И предложил лишить нашу страну кредитов.
Помочь молочной отрасли можно было бы банальным снижением объемов производства молока. Однако Алексей Мелещеня против такого радикального шага: «Молочная промышленность крайне эластична. Нельзя сегодня прекратить производство, а завтра его возобновить. Придется сокращать молочные стада, резать коров, которых мы выращивали. А потом надеяться, что рынок вскоре оживится, увеличится потребление молочных продуктов, и мы быстренько за полгода все восстановим. Этого не будет».
По его словам, «сейчас предприятиям надо осваивать новые рынки сбыта, пытаться на них закрепиться, пусть даже поначалу с нулевой прибыльностью, может быть даже с убытками».
Новые рынки сбыта Александр Лукашенко уже определил во время посещения ОАО «Бабушкина крынка». «Есть огромные внешние рынки — Иран, страны Северной Африки, Венесуэла. Вы должны четко знать, какая продукция востребована на них». «Нужно захватить эти рынки», — озвучил задание президент.
Хотя, как пояснили в Минсельхозпроде, Иран и Венесуэлы — это уже не новые рынки сбыта, и продукция туда поставляется. Например, в прошлом году в Венесуэлу ушло 2 тысячи тонн сухого обезжиренного молока. В этом году объемы поставок планируется увеличить в 3,5 раза — до 7 тысяч тонн. Среди новых рынков сбыта для молока и молочной продукции — Албания, Македония, Мексика. Планируется расширить экспорт в Молдову, Украину, Казахстан.
Но, как считает директор маркетинговой компании Indecom Андрей Коляда, для белорусских предприятий гораздо выгоднее выходить на внешние рынки не с продукцией: «Поставлять молоко, например, в Северную Африку — это безумие. Высокие издержки, да и оно просто не доедет. Лучше открывать филиалы и производить местные бренды, чтобы они рассматривались как свои, а не какие-то чужие. Именно так делают западные компании. И достигают успеха. Компания «Данон» не везет все молоко из Франции, а открывает заводы в России. Белорусский бизнес имеет перспективы закрепиться на зарубежных рынках. У нас большой производственный потенциал, понимание, как делать хорошо пищевые продукты».
Но просто производить хорошую молочную продукцию не достаточно для того, чтобы ворваться на зарубежные рынки, считает эксперт: «Нужно построить и реализовать правильную маркетинговую стратегию, а с этим у нас серьезные проблемы».
Проблемы этим не ограничиваются. Еще в конце прошлого года заместитель министра экономики Владимир Адашкевич рассказал, что Беларусь вынуждена продавать в Россию сухое молоко по цене 2,2 доллара за 1 кг, в то время как осенью 2007 года цена составляла 4 доллара. С убытком сегодня продаются сыры, сливочное масло. При этом рентабельность в молочной отрасли сегодня составляет всего лишь около 1%.
Чтобы помочь молочной отрасли удержаться на плаву, правительство приняло решение снизить закупочные цены на молоко на 10%. Как полагают в Минсельхозпроде, это позволит уменьшить убытки перерабатывающих предприятий при экспорте продукции.
Последние Комментарии