Швейцарским капиталистам продают социалистический бренд
Контрольный пакет убыточного Минского часового завода за 10 млн. долларов может купить швейцарская компания Franck Muller. В обмен на дешевизну потенциальный собственник готов взвалить на себя...
Государство готово продать Минский часовой завод. Контрольный пакет убыточного предприятия за 10 млн. долларов может купить швейцарская компания Franck Muller. В обмен на дешевизну потенциальный собственник готов взвалить на себя ряд соцобязательств.
Швейцарский инвестор намерен вложить 10 млн. долларов и получить контрольный пакет (52%) акций будущего совместного предприятия, а 48% акций государства — получить в доверительное управление, доложил о планах Franck Muller первый вице-премьер правительства Владимир Семашко 16 октября в ходе посещения завода Александром Лукашенко. Впоследствии компания намерена довести свою долю в СП до 80%.
Белорусская сторона в качестве одного из основных требований выдвигает сохранение коллектива Минского часового завода и модернизацию производства. Лукашенко даже пообещал носить часы «Луч», если новый собственник сделает продукцию высокого качества (сейчас он отдает предпочтение швейцарским часам марки Patek Philippe, стоимость которых, как выяснили недавно блогеры, составляет около 17 тысяч долларов).
«Если вы обеспечите в будущем занятость не семисот, а тысячи человек, то вы будете моими самыми желанными друзьями, — цитирует президента «Интерфакс». — Мы решим все проблемы, вопросы собственности, если вы подойдете по-человечески».
По мнению экономиста Леонида Злотникова, белорусские власти в ходе приватизации предприятий пытаются скрестить социализм с капитализмом. «Модернизация производства и сохранение рабочих мест — несовместимые требования», — считает эксперт. Поэтому, уверен Л.Злотников, новому собственнику в любом случае придется столкнуться с избыточной численностью персонала и его сокращением, какие бы социальные обязательства он не давал государству. Такая ситуация сейчас наблюдается на Минском мотовелозаводе, который государство сначала национализировало за долги, а после неудачных попыток восстановить производство продало австрийскому инвестору.
К слову, в недавнем интервью газете «Советская Белоруссия» глава Федерации профсоюзов Леонид Козик посетовал, что новый хозяин «Мотовело» «начал сокращать коллектив». По информации профсоюзного лидера, из 3 000 работников на заводе осталось около 1 600, да и те «приходят на работу, но не работают». «Он обещал, что раскрутит завод, будет производить конкурентоспособные велосипеды и мотоциклы. Но все пошло не так, как было обещано. Финансовые потоки с «Мотовело» направляются на счета компаний, а не завода. Хотя ожидалось, что, наоборот, из Австрии пойдут инвестиции в модернизацию производства», — пожаловался на заграничного владельца завода Л.Козик.
Впрочем, говоря словами Глеба Жиглова, у швейцарского инвестора в покупке «Луча» «любовь с интересом». Эксперты неоднократно отмечали, что желающих вложить деньги в убыточный завод будет немало, но их, скорее всего, заинтересует не само производство, а большое здание в центре города.
В случае создания СП швейцарскому инвестору правительство обещает выделить новую площадку под Минском с территорией 23 га для создания нового часового завода, так называемой «часовой деревни», а на площадях нынешнего ОАО «Минский часовой завод» построить офисы, бизнес-центры, торговые площадки. По всей видимости, доход от аренды недешевых помещений в центре города будет получать и инвестор.
Впрочем, как заявил помощник президента Сергей Ткачев, Franck Muller называет этот проект «социальным».
Швейцарская компания проявляет интерес к Минскому часовому заводу с 2007 года. По словам экономического обозревателя Татьяны Маненок, тогда обсуждалась следующая схема возможной приватизации. На первом этапе государство путем эмиссии получает в свою собственность 100% акций завода, затем на базе предприятия создается совместное предприятие. Предполагалось, что инвестор сформирует свою долю в СП инвестициями, а государство в качестве неденежного вклада в уставный фонд внесет здания и оборудование.
Однако переговоры споткнулись о «квартирный вопрос». Белорусскую сторону не устроила позиция зарубежной компании, которая настаивала на заключении долгосрочного договора аренды всех площадей часового завода с правом их последующего выкупа без конкурса. Но в конце 2008 года Franck Muller снова оказался среди потенциальных инвесторов часового завода. Согласно озвученным тогда планам, компания планировала вложить 60 млн. долларов инвестиций и получить 80% при создании СП.
К слову, среди потенциальных инвесторов Минского часового завода фигурировали также японская «Citizen» (в начале 2000-х годов), швейцарская компания «Swatch» (в 2008-м), а также китайские компании. Но наибольшую настойчивость, похоже, проявила Franck Muller.
В январе 2009 года Минский часовой завод перешел в собственность государства. Он был национализирован в обмен на списание всех долгов и господдержку (до этого акции принадлежали трудовому коллективу). Предприятие задолжало госбюджету около 35 млрд. рублей.
«Частник развалил предприятие дальше некуда, пришлось его забирать государству, — отметил Лукашенко в ходе сегодняшнего посещения часового завода. — Но мы не можем потерять эту марку, это предприятие, потому что оно знаковое для страны наравне с такими гигантами, как МАЗ, МТЗ, БелАЗ».
Однако и государство не смогло своими силами поставить предприятие на ноги. Минский часовой завод был объявлен банкротом 3 года назад. В августе 2006 года Высший хозяйственный суд принял решение начать процедуру банкротства предприятия на основании заявления налоговой инспекции Первомайского района Минска. МЧЗ не уплатил на тот момент более 8 млрд. рублей налогов.
В 2007 году Александр Лукашенко распорядился сохранить «национальный бренд» и возродить былую славу часового завода. Планировалось, что к январю 2009-го завод за счет антикризисных мер, принятых совместными силами руководства завода и правительства, выйдет на самоокупаемость и начнет рассчитываться с кредиторами. Но этого не произошло.
Рассматривалось несколько способов вывода предприятия из кризиса. Один из них предусматривал продажу завода иностранному инвестору как имущественный комплекс, но с условием сохранения профильного производства (по такому сценарию «Мотовело» продали австрийской фирме «АТЕК»). Еще одним вариантом «реанимации» МЧЗ была продажа акций кредиторам, бюджетным организациям, за долги.
В январе акции предприятия за долги были переданы государству. Теперь остается лишь продажа заводу инвестору.
По мнению Леонида Злотникова, проблема модернизации и приватизации белорусских предприятий не будет решена, если государство сохранит свой подход по социальным обязательствам для инвесторов. «Это может быть лишь в отдельных случаях, и зачастую, когда приходят «шальные» российские деньги».
***
Сегодня Минский часовой завод является «передовиком» по количеству складских запасов: продукции скопилось на три года вперед. По данным Белстата, на 1 октября запасы часов в 35,8 раза превышали среднемесячный объем производства, и этот показатель по сравнению с началом года вырос (на 1 января было в 28,3 раза).
К слову, январским указом президента о господдержке, после которого предприятие перешло в собственность государства, предусмотрено, что часовой завод получит помощь лишь в том случае, если, в частности, выполнит показатель развития по темпам роста производства продукции. Поэтому неудивительно, что предприятие в условиях низкого спроса продолжает штамповать продукцию на склад.
Обсудим?