Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Рост цен может больно ударить по карманам белорусов
В Беларуси отменят мораторий на рост цен и вернут свободное ценообразование. Насколько в результате вырастут цены? -
Встреча ИП и Лукашенко: остается либо уйти с рынка, либо объединиться
Представителям малого бизнеса с небольшим оборотом придется либо уйти с рынка, либо объединиться, чтобы выжить...
- Данные опроса: более 20% СТО могут приостановить свою деятельность
- Предприниматели проработали схему, которая поможет ИП торговать товарами легпрома с документами
- Юрий Назаров: «Беллесбумпрому» хорошо живется с декретом № 9
- «Белнефтехим»: Блок-пакет акций «Гродно Азота» может быть продан инвестору
- Каждая четвертая организация в Могилевской области в январе оказалась убыточной
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Президент и правительство работают на разрыв
Какого бы уровня специалисты не работали в экономическом блоке белорусского правительства, успешно решать имеющиеся в стране проблемы оно не сможет, если не будет иметь возможности изменить неэффективную в условиях дефицита ресурсов социально-рыночную модель. А такую возможность правительству глава государства предоставлять не намерен — потому что совершенно не желает учиться на собственных ошибках. В отличие от того же правительства, которое на ошибках президента уже набило немало шишек.
Очередной разнос правительству в стиле «хороший царь — плохие бояре» Александр Лукашенко устроил 1 марта на заседании Совета министров. Для большей важности в ход была пущена и угроза отставки правительства, хотя бессмысленность такого решения в условиях жесткого контроля действий правительства со стороны президента очевидна.
«Мне приходится постоянно подталкивать исполнительную вертикаль. Только после жестких требований правительство и Национальный банк начинают действовать, да и то не всегда так, как надо, и в полном объеме. С таким стилем работы, должен вам прямо сказать, по-мужски, вы, уважаемые члены правительства, долго не продержитесь», — предупредил Лукашенко.
Официальный лидер упрекнул правительство в том, что оно «погрязло в бесчисленных многочасовых совещаниях, где решение вопроса просто «тонет».
В качестве примера глава государства привел письменный отчет правительства о выполнении его поручений по итогам 2012 года. «Чистой воды профанация. Докладываете, что практически все поручения выполнены, предлагаете снять их с контроля. Но к этому же отчету прилагают заключение контролирующие органы, где убедительно доказывается, что 40% поручений не выполнены. И как тогда понимать ваш отчет?» — возмутился Лукашенко.
«Факты непродуманности решений, волокиты, срыва сроков реализации намеченного и невыполнение многих поручений президента негативно характеризуют стиль и методы работы Совета министров», — подчеркнул глава государства.
В прошлом году, отметил Лукашенко, на исполнении в правительстве и Национальном банке находилось 1715 его поручений. Из них выполнено 1334 поручения (78%), не выполнено 127. По 265 поручениям сроки переносились в связи с их невыполнением, в том числе по 83 поручениям — более двух раз. До сих пор не внесена информация о выполнении 94 поручений.
«Так дело не пойдет. Исполнительская дисциплина — закон для всех. И надо иметь в виду, что это не просто поручения, они выстраданы всеми нами вместе и формализованы решением президента», — заявил Лукашенко.
«Если не поменяете стиль работы, и ситуация в реальном секторе продолжит развиваться так же, как в конце 2012 и начале этого года, прогноз 2013 года вы можете опять успешно провалить», — сказал глава государства.
По его словам, «все застарелые болячки остались там, где и были». «Решать вопросы кардинально, оперативно преодолевать возникающие проблемы в социально-экономическом развитии так и не удается», — констатировал Лукашенко.
Одна из наиболее волнующих Лукашенко проблем — инфляция. По данным на 12 февраля, с начала года рост цен составил уже 3,4% при прогнозе 12%. «Решение этой проблемы, — отметил Лукашенко, — имеет важнейшее государственное значение».
И что же предлагает президент правительству? Очень простой и привычный для себя вариант — опять задействовать административные рычаги.
«Я требую прекратить вольницу в ценообразовании, нет такой необходимости. Правительству и Национальному банку нужно более эффективно осуществлять ценовое регулирование», — заявил Лукашенко.
«Если мы в настоящее время не обуздаем инфляцию при относительно устойчивом курсе национальной валюты, то нарастим внутренние издержки и потеряем конкурентоспособность белорусской продукции, прежде всего в экспорте. Поэтому надо принять более энергичные меры для сдерживания инфляции», — подчеркнул белорусский руководитель.
«Доходит до глупости. Как мне докладывает Комитет госконтроля, некоторые руководители предприятий, следуя некоему графику помесячного изменения цен, утвержденному правительством в начале прошлого года, в течение всего года увеличивали свои отпускные цены, воспринимая этот график как задание по росту цен. Раскручивая инфляцию, мы сами себе создаем серьезные проблемы на потребительском рынке и осложняем процесс модернизации нашей экономики», — резюмировал Лукашенко.
Кстати, о модернизации.
Персонального отлупа от главы государства удостоился министр экономики Николай Снопков, позиция которого по вопросам финансирования модернизации коренным образом разошлась с точкой зрения президента и уже стала причиной политического анекдота.
В своем докладе на заседании Совмина 13 февраля Снопков в числе способов компенсации вероятного разрыва финансирования платежного баланса, вызванного большими затратами на модернизацию, назвал использование золотовалютных резервов и девальвацию национальной валюты. Но посещавший с рабочим отпуском Сочи Лукашенко этого доклада не видел и, отвечая по возвращении на вопросы журналистов, назвал идиотами тех, кто говорит о девальвации во имя модернизации.
Сегодня Лукашенко, обращаясь к Снопкову, заявил, что «увлечения либеральными рассуждениями и рыночными теориями и постоянные оглядки на зарубежных экспертов мешают вам, Николай Геннадьевич, и вашим коллегам, работающим в подобном стиле, эффективно заниматься вопросами инвестиций и другими очень серьезными вопросами, стоящими перед страной».
Помнится, правительство Мясниковича уже получало по шее за попытку заменить неработающие элементы плановой экономики на рыночные механизмы. Это было в конце кризисного 2011 года, когда планировались задачи на следующий год и правительство настаивало на необходимости перехода от количественных показателей к индикативным. Именно Лукашенко тогда настоял на том, чтобы запланировать рост ВВП на уровне 5,5% вместо прогнозируемых правительством 1,5%. В итоге право оказалось как раз таки правительство, но оно же стало и крайним.
Попытки же правительства задействовать рыночные рычаги сейчас, в условиях более-менее стабильной ситуации, и вовсе обречены на провал.
Расхождения между президентом и правительством в понимании нынешних экономических проблем, вызовов и способов их решения только увеличиваются, считает эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
«Это разрыв межу экономической необходимостью, к которой больше всего апеллирует Министерство экономики, и политической целесообразностью, из которой исходит Лукашенко. Логика экономических потребностей и логика политических задач все больше расходятся», — говорит политолог.
Валерий Карбалевич напоминает о назначении на должность вице-премьера бывшего главы Нацбанка Петра Прокоповича — «человека, который готов с лету выполнять любые желания главы государства вопреки экономической логике и не задумываясь о последствиях».
В экспертных кругах уже шутят, что президенту, чтобы еще более усилить свое влияние на правительство, осталось только вернуть к экономическим ветрилам Сергея Ткачева — бывшего помощника президента по экономическим вопросам, отличавшегося особой закостенелостью знаний и взглядов.
«Вполне понятно стремление президента подогнать экономику под свои личные политические потребности, — говорит Валерий Карбалевич. — Вопрос в том, насколько способен удержать Лукашенко от волюнтаризма суровый урок экономического обвала 2011 года».
Последние Комментарии