Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта… -
Зарплаты белорусов упадут до политически приемлемого уровня
«Запускать станок, чтобы обеспечить рост зарплат, правительство не будет, но сложно предположить, что в предвыборный год экономические власти допустят…»
- МНС усилит борьбу с зарплатами «в конвертах»
- Белстат: Ситуацию в белорусской экономике нельзя назвать кризисом
- Белорусы заплатили 3 млрд. рублей налога с займов
- МНС оценивает объем теневой экономики Беларуси в 11%
- Завершена ратификация соглашения ЕАЭС об устранении технических барьеров в торговле со странами СНГ
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Овальный зал может прокатить евразийский договор
Еще месяц назад казалось, что ратификация Минском договора о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в мае, станет формальностью. Однако сегодня, когда правительство озабочено возможными потерями от налогового маневра в нефтяной отрасли России, взгляд белорусских депутатов на евразийскую интеграцию может измениться. Осознав, что маневр несет Беларуси прямой финансовый урон, «народные избранники» нахмурили брови и теперь хотят разобраться во всех «заковырках» и «закорючках» евразийской интеграции.
«Ползать на коленях» в Москве не хотелось бы
В мае, напомним, после долгих дискуссий политические лидеры Беларуси, России и Казахстана поставили подписи под договором о Евразийском экономическом союзе, который должен начать действовать с 1 января 2015 года. Наиболее принципиальный вопрос, который обсуждала Беларусь и Россия во время подготовки этого договора, был связан с условиями поставок энергоносителей.
После многочасовых переговоров Россия согласилась предоставить Беларуси право зачислить в собственный бюджет в 2015 году вывозные пошлины на нефтепродукты на сумму 1,5 млрд. долларов.
До настоящего времени Беларусь, напомним, полностью перечисляет вывозные пошлины на экспортируемые нефтепродукты, произведенные из российской нефти, в бюджет России. Однако, учитывая формирование Евразийского экономического союза, Минск нашел аргументы доказать Москве, что в российский бюджет Беларусь ничего перечислять не должна. И через пару лет, как планировали белорусские власти, упомянутая выгода в 1,5 млрд. долларов должна была увеличиться до 3,5-4 млрд. долларов.
Однако налоговый маневр в нефтяной отрасли России (который заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременно — резком повышение налога на добычу полезных ископаемых) может привести к тому, что вместо вышеназванной выгоды Беларусь получит потери. По оценкам белорусских властей, они могут превысить 1 млрд. долларов.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что отношение белорусских властей к договору о Евразийском экономическом союзе поменялось. Документ, который в мае, как казалась, давал Беларуси ощутимые финансовые выгоды, теперь уже не приносит былого удовлетворения официальному Минску.
Депутаты Палаты представителей, куда упомянутый договор поступил на ратификацию, сегодня выражают сомнения в том, что интеграционный документ соответствует национальным интересам. Налоговый маневр в нефтяной отрасли России заставил белорусских депутатов посмотреть иначе на евразийский договор и евразийскую интеграцию.
«Сама идея великолепная, но то что сегодня возникают заковырки перед подписанием (ратификацией. — БелаПАН) договора, вызывает лично у меня большую тревогу», — заявил в минувшую пятницу депутат Палаты представителей Николай Иванченко, выступая на заседании постоянной комиссии по международным делам.
Он напомнил о майском заявлении президента, суть которого сводится к тому, что достигнутые решения в ходе подготовки договора о Евразийском экономическом союзе должны неукоснительно выполняться.
«И вдруг вот сейчас выкатывается налоговый маневр… Настораживает то, что в договоре и в соответствующем приложении указаны возможности появления таких вот закорючек аж до 2025 года», — отметил Николай Иванченко.
Напомним, что по инициативе России формирование единого рынка энергоносителей в рамках Евразийского экономического союза было отложено до 2025 года. Поэтому вопросы, связанные с условиями торговли энергетическими товарами, до указанного периода будут решаться в рамках двусторонних переговоров Минска с Москвой.
Белорусских депутатов, имеющих богатый опыт переговоров с Россией, такая перспектива не радует.
«Я хорошо прочувствовал эту ситуацию в 2004-2006 гг. и знаю, как это ползать на коленях, добиваться у Миллера, других чиновников российского правительства цен на газ, объемов газа. Поэтому я сожалею о том, что эта ситуация растянута до 2025 года», — отмечал в минувшую пятницу во время заседания парламентской комиссии депутат Палаты представителей Александр Агеев, занимавший в 2004-2006 гг. должность министра энергетики Беларуси.
В общем, белорусские депутаты опасаются, что в будущем, несмотря на евразийский договор, неприятные моменты в отношениях с Россией могут возникать.
Утром деньги, вечером договор
На минувшей неделе в Москве находился первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, которому поручено вести переговоры с российским правительством. В российскую столицу Семашко повез протокол, в случае подписания которого Москва соглашалась бы компенсировать Беларуси финансовые потери, связанные с налоговым маневром.
Однако новостей о том, что тема урегулирована и стороны достигли компромисса, на минувшей неделе так и не появилось. Российские эксперты предполагают, что переговоры по данному вопросу будут затяжными, и Москве тяжело будет согласиться на предоставление Минску финансовой помощи.
«В целом это будет напряженный вопрос, так как и часть российских НПЗ пострадает от налогового маневра, поэтому предоставление каких-либо отдельных субсидий именно для Беларуси — это зыбкая тема», — говорит заведующий сектором экономического департамента российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
По словам экспертов, на налоговый маневр российское правительство пошло в том числе для того, чтобы не допустить в будущем финансовых потерь для бюджета.
«Когда мы говорим о вопросе влияния «маневра» на Беларусь, нужно иметь в виду, что отчасти он задумывался как ответная реакция российской стороны на требование белорусов отменить изъятия экспортных пошлин на нефтепродукты, взимаемых с белорусских НПЗ, в российский бюджет», — отметил в комментарии для БелаПАН Иван Хомутов, директор по исследовательским проектам российской компании «Исследовательская группа «Петромаркет», которая специализируется на анализе рынков нефти и газа России и стран СНГ.
Если изъятия снять, добавляет он, то российский бюджет может недосчитаться определенной суммы, что «естественно (особенно с учетом существующих проблем в российской экономике) заботило руководство в лице Минфина России».
«Учитывая, что Путин обещал отменить изъятия, было решено провести этот «маневр», что в итоге позволяло Минфину избежать снижения доходов российского бюджета», — констатирует Иван Хомутов.
Поэтому, если исходить из экономической логики, Россия не будет заинтересована компенсировать Беларуси негативные финансовые последствия, связанные с налоговым маневром.
«Маловероятно, что российская сторона пойдет на серьёзные уступки Беларуси (иначе зачем было нужно было так срочно «маневр» этот затевать). Если и будут какие-то уступки, то они будут носить компромиссный характер. Хотя, конечно, события могут развивать и по другим сценариям», — говорит Иван Хомутов, обращая внимание, что помимо экономики существует и политическая составляющая в этой теме.
Собственно, именно политическую (точнее — интеграционную) карту и старается сегодня разыграть официальный Минск, чтобы получить от Москвы компенсацию потерь, связанных с налоговым маневром.
Принимая на прошлой неделе членов совета Палаты представителей, Александр Лукашенко поручил народным избранникам в процессе рассмотрения евразийского договора «стоять на страже наших интересов». И вот результат: белорусские депутаты сегодня прямым текстом говорят, что ратификация евразийского договора зависит от исхода переговоров с Москвой по нефтяным вопросам.
«У нас есть определенные проблемы с ратификации евразийского договора. Поэтому мы хотели бы, чтобы правительство в ближайшее время решало эти вопросы (связанные с последствиями налогового маневра для экономики Беларуси. — БелаПАН). Необходимо, чтобы до ратификации такие вопросы были сняты. Поэтому надо ехать в Москву, нужно решать, и тогда депутаты договор (о Евразийском союзе. — БелаПАН) поддержат», — сказал председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко, выступая в минувшую пятницу во время заседания постоянной комиссии по международным делам.
В общем, события развиваются по известной формуле: утром — деньги, вечером — стулья. Месседж белорусских властей, который официальный Минск посылает сегодня Москве, предельно четкий: евразийский договор может быть ратифицирован лишь после возмещения Беларуси финансовых потерь, связанных с налоговым маневром в нефтяной отрасли России.
Евразийский договор не гарантирует Беларуси спокойную жизнь
По расчетам Министерства экономики Беларуси, в том случае, если Москва согласится на условия Минска, белорусский бюджет может в будущем году получить около 3 млрд. долларов. В то же время независимые эксперты сомневаются в том, что Россия согласится безвозвратно предоставить Беларуси такую сумму.
«Три миллиарда долларов в виде живых денег мы вряд ли получим. Москва может согласиться на предоставление очередного кредита Беларуси, а вот безвозвратно предоставлять такую сумму Россия вряд ли станет», — полагает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
При этом наблюдатели считают, что белорусские власти постараются выжать максимум выгоды из сегодняшней ситуации и при необходимости будут до последнего оттягивать ратификацию евразийского договора.
«Белорусской стороне торопиться с ратификацией некуда, Минск при необходимости может оттягивать до конца года ратификацию евразийского договора», — считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
И, в конце концов, продолжает экономист, Россия согласится каким-то образом компенсировать Беларуси негативные последствия налогового маневра.
«Сегодня Путину не нужны интеграционные проблемы. Поэтому карты на белорусской стороне, и Москве каким-то образом придется компенсировать Беларуси отрицательные последствия, связанные с реализацией налогового маневра в нефтяной отрасли», — полагает Романчук.
Другое дело, отмечают эксперты, урегулирование темы, связанной с «маневром», отнюдь не гарантирует, что похожие проблемы не появятся впредь.
Экономисты разделяют опасения белорусских депутатов о том, что даже после ратификации евразийского договора между Москвой и Минском могут возникать проблемы по энергетическим вопросам.
«В евразийском договоре и в приложениях к нему четко не прописаны моменты, касающиеся нефтяного баланса. Условия поставок углеводородного сырья в Беларусь в договоре не закреплены. Соответственно, ратификация евразийского договора не дает Беларуси долгосрочных гарантий и оставляет значительные возможности для пересмотра условий торговли энергоносителями», — резюмировал Александр Чубрик.
Последние Комментарии