Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
    Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…
  2. Зарплаты белорусов упадут до политически приемлемого уровня
    «Запускать станок, чтобы обеспечить рост зарплат, правительство не будет, но сложно предположить, что в предвыборный год экономические власти допустят…»


Экономика

Овальный зал может прокатить евразийский договор


Еще месяц назад казалось, что ратификация Минском договора о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в мае, станет формальностью. Однако сегодня, когда правительство озабочено возможными потерями от налогового маневра в нефтяной отрасли России, взгляд белорусских депутатов на евразийскую интеграцию может измениться. Осознав, что маневр несет Беларуси прямой финансовый урон, «народные избранники» нахмурили брови и теперь хотят разобраться во всех «заковырках» и «закорючках» евразийской интеграции.



«Ползать на коленях» в Москве не хотелось бы

В мае, напомним, после долгих дискуссий политические лидеры Беларуси, России и Казахстана поставили подписи под договором о Евразийском экономическом союзе, который должен начать действовать с 1 января 2015 года. Наиболее принципиальный вопрос, который обсуждала Беларусь и Россия во время подготовки этого договора, был связан с условиями поставок энергоносителей.

После многочасовых переговоров Россия согласилась предоставить Беларуси право зачислить в собственный бюджет в 2015 году вывозные пошлины на нефтепродукты на сумму 1,5 млрд. долларов.

До настоящего времени Беларусь, напомним, полностью перечисляет вывозные пошлины на экспортируемые нефтепродукты, произведенные из российской нефти, в бюджет России. Однако, учитывая формирование Евразийского экономического союза, Минск нашел аргументы доказать Москве, что в российский бюджет Беларусь ничего перечислять не должна. И через пару лет, как планировали белорусские власти, упомянутая выгода в 1,5 млрд. долларов должна была увеличиться до 3,5-4 млрд. долларов.

Однако налоговый маневр в нефтяной отрасли России (который заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременно — резком повышение налога на добычу полезных ископаемых) может привести к тому, что вместо вышеназванной выгоды Беларусь получит потери. По оценкам белорусских властей, они могут превысить 1 млрд. долларов.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что отношение белорусских властей к договору о Евразийском экономическом союзе поменялось. Документ, который в мае, как казалась, давал Беларуси ощутимые финансовые выгоды, теперь уже не приносит былого удовлетворения официальному Минску.

Депутаты Палаты представителей, куда упомянутый договор поступил на ратификацию, сегодня выражают сомнения в том, что интеграционный документ соответствует национальным интересам. Налоговый маневр в нефтяной отрасли России заставил белорусских депутатов посмотреть иначе на евразийский договор и евразийскую интеграцию.

«Сама идея великолепная, но то что сегодня возникают заковырки перед подписанием (ратификацией. — БелаПАН) договора, вызывает лично у меня большую тревогу», — заявил в минувшую пятницу депутат Палаты представителей Николай Иванченко, выступая на заседании постоянной комиссии по международным делам.

Он напомнил о майском заявлении президента, суть которого сводится к тому, что достигнутые решения в ходе подготовки договора о Евразийском экономическом союзе должны неукоснительно выполняться.

«И вдруг вот сейчас выкатывается налоговый маневр… Настораживает то, что в договоре и в соответствующем приложении указаны возможности появления таких вот закорючек аж до 2025 года», — отметил Николай Иванченко.

Напомним, что по инициативе России формирование единого рынка энергоносителей в рамках Евразийского экономического союза было отложено до 2025 года. Поэтому вопросы, связанные с условиями торговли энергетическими товарами, до указанного периода будут решаться в рамках двусторонних переговоров Минска с Москвой.

Белорусских депутатов, имеющих богатый опыт переговоров с Россией, такая перспектива не радует.

«Я хорошо прочувствовал эту ситуацию в 2004-2006 гг. и знаю, как это ползать на коленях, добиваться у Миллера, других чиновников российского правительства цен на газ, объемов газа. Поэтому я сожалею о том, что эта ситуация растянута до 2025 года», — отмечал в минувшую пятницу во время заседания парламентской комиссии депутат Палаты представителей Александр Агеев, занимавший в 2004-2006 гг. должность министра энергетики Беларуси.

В общем, белорусские депутаты опасаются, что в будущем, несмотря на евразийский договор, неприятные моменты в отношениях с Россией могут возникать.


Утром деньги, вечером договор

На минувшей неделе в Москве находился первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, которому поручено вести переговоры с российским правительством. В российскую столицу Семашко повез протокол, в случае подписания которого Москва соглашалась бы компенсировать Беларуси финансовые потери, связанные с налоговым маневром.

Однако новостей о том, что тема урегулирована и стороны достигли компромисса, на минувшей неделе так и не появилось. Российские эксперты предполагают, что переговоры по данному вопросу будут затяжными, и Москве тяжело будет согласиться на предоставление Минску финансовой помощи.

«В целом это будет напряженный вопрос, так как и часть российских НПЗ пострадает от налогового маневра, поэтому предоставление каких-либо отдельных субсидий именно для Беларуси — это зыбкая тема», — говорит заведующий сектором экономического департамента российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

По словам экспертов, на налоговый маневр российское правительство пошло в том числе для того, чтобы не допустить в будущем финансовых потерь для бюджета.

«Когда мы говорим о вопросе влияния «маневра» на Беларусь, нужно иметь в виду, что отчасти он задумывался как ответная реакция российской стороны на требование белорусов отменить изъятия экспортных пошлин на нефтепродукты, взимаемых с белорусских НПЗ, в российский бюджет», — отметил в комментарии для БелаПАН Иван Хомутов, директор по исследовательским проектам российской компании «Исследовательская группа «Петромаркет», которая специализируется на анализе рынков нефти и газа России и стран СНГ.

Если изъятия снять, добавляет он, то российский бюджет может недосчитаться определенной суммы, что «естественно (особенно с учетом существующих проблем в российской экономике) заботило руководство в лице Минфина России».

«Учитывая, что Путин обещал отменить изъятия, было решено провести этот «маневр», что в итоге позволяло Минфину избежать снижения доходов российского бюджета», — констатирует Иван Хомутов.

Поэтому, если исходить из экономической логики, Россия не будет заинтересована компенсировать Беларуси негативные финансовые последствия, связанные с налоговым маневром.

«Маловероятно, что российская сторона пойдет на серьёзные уступки Беларуси (иначе зачем было нужно было так срочно «маневр» этот затевать). Если и будут какие-то уступки, то они будут носить компромиссный характер. Хотя, конечно, события могут развивать и по другим сценариям», — говорит Иван Хомутов, обращая внимание, что помимо экономики существует и политическая составляющая в этой теме.

Собственно, именно политическую (точнее — интеграционную) карту и старается сегодня разыграть официальный Минск, чтобы получить от Москвы компенсацию потерь, связанных с налоговым маневром.

Принимая на прошлой неделе членов совета Палаты представителей, Александр Лукашенко поручил народным избранникам в процессе рассмотрения евразийского договора «стоять на страже наших интересов». И вот результат: белорусские депутаты сегодня прямым текстом говорят, что ратификация евразийского договора зависит от исхода переговоров с Москвой по нефтяным вопросам.

«У нас есть определенные проблемы с ратификации евразийского договора. Поэтому мы хотели бы, чтобы правительство в ближайшее время решало эти вопросы (связанные с последствиями налогового маневра для экономики Беларуси. — БелаПАН). Необходимо, чтобы до ратификации такие вопросы были сняты. Поэтому надо ехать в Москву, нужно решать, и тогда депутаты договор (о Евразийском союзе. — БелаПАН) поддержат», — сказал председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко, выступая в минувшую пятницу во время заседания постоянной комиссии по международным делам.

В общем, события развиваются по известной формуле: утром — деньги, вечером — стулья. Месседж белорусских властей, который официальный Минск посылает сегодня Москве, предельно четкий: евразийский договор может быть ратифицирован лишь после возмещения Беларуси финансовых потерь, связанных с налоговым маневром в нефтяной отрасли России.


Евразийский договор не гарантирует Беларуси спокойную жизнь

По расчетам Министерства экономики Беларуси, в том случае, если Москва согласится на условия Минска, белорусский бюджет может в будущем году получить около 3 млрд. долларов. В то же время независимые эксперты сомневаются в том, что Россия согласится безвозвратно предоставить Беларуси такую сумму.

«Три миллиарда долларов в виде живых денег мы вряд ли получим. Москва может согласиться на предоставление очередного кредита Беларуси, а вот безвозвратно предоставлять такую сумму Россия вряд ли станет», — полагает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

При этом наблюдатели считают, что белорусские власти постараются выжать максимум выгоды из сегодняшней ситуации и при необходимости будут до последнего оттягивать ратификацию евразийского договора.

«Белорусской стороне торопиться с ратификацией некуда, Минск при необходимости может оттягивать до конца года ратификацию евразийского договора», — считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

И, в конце концов, продолжает экономист, Россия согласится каким-то образом компенсировать Беларуси негативные последствия налогового маневра.

«Сегодня Путину не нужны интеграционные проблемы. Поэтому карты на белорусской стороне, и Москве каким-то образом придется компенсировать Беларуси отрицательные последствия, связанные с реализацией налогового маневра в нефтяной отрасли», — полагает Романчук.

Другое дело, отмечают эксперты, урегулирование темы, связанной с «маневром», отнюдь не гарантирует, что похожие проблемы не появятся впредь.

Экономисты разделяют опасения белорусских депутатов о том, что даже после ратификации евразийского договора между Москвой и Минском могут возникать проблемы по энергетическим вопросам.

«В евразийском договоре и в приложениях к нему четко не прописаны моменты, касающиеся нефтяного баланса. Условия поставок углеводородного сырья в Беларусь в договоре не закреплены. Соответственно, ратификация евразийского договора не дает Беларуси долгосрочных гарантий и оставляет значительные возможности для пересмотра условий торговли энергоносителями», — резюмировал Александр Чубрик.

Оценить материал:
Средний балл - 4.77 (всего оценок: 18)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Апокалипсические такие стихи... Хотелось тоже рифмой отозваться в стиле "кто захватит Дрозды, тот получит 3.14зды"... Но это как бы мальчишество... Но в принципе... Украина, Россия, Беларусь... приходится признать, что они как рыба - каждая на свой манер - "гниют с головы"... И хорошего в этом мало. Но остаётся только надеяться на лучшее. Жизнь-то - она только сегодня и сейчас. И ч-з сотню лет никого из сегодняшних посетителей Форума просто не будет в живых...
  • ...Мы помним всё!Мы не забыли Две тысячи четвёртый год. Тогда зимой мы пережили Лихой газпромовский налёт. Российский клан миллиардеров, Ограбив собственный народ В привычном бизнес-беспределе Опять на ннас пошёл в поход. Всё ближе,ближе подступает К границе хищная орда. Что с Беларусью нашей станет Когда она придёт сюда?