Другие материалы рубрики «Выборы»
-
Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года… -
«Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...
- В ЦИК не собирается проводить выборы президента в марте-апреле 2015 года
- Депутату местного совета от БХД до сих пор не выдали удостоверение
- Лидер брестской организации «Справедливого мира» вновь подала в прокуратуру жалобу на областную и городскую избирательные комиссии
- По данным НИСЭПИ, явка на местных выборах была на 20,4% меньше той, которую зафиксировал ЦИК
- ОГП: давление на спикеров продолжается и после выборов
- Ермошина: серьезных нарушений на выборах нет
- Игорь Ляльков: Минск стал лидером по числу фальсификаций
- Лукашенко: выборы будут честными, открытыми и справедливыми
- Лукашенко проголосовал на выборах депутатов в местные советы
- …и выпить за торжество народовластия
Выборы
Найдется ли место горлопанам в сценарии народного схода?
6-7 декабря в Минске пройдет четвертое Всебелорусское народное собрание, на котором будет утверждена программа социально-экономического положения на будущую пятилетку. Как и предыдущие три, нынешнее вече состоится накануне важной для властей электоральной кампании и станет одним из основных этапов подготовки к ней.
Распоряжение о подготовке к народному собранию Александр Лукашенко подписал еще 11 мая. С датой этого мероприятия планировалось определиться до 1 июля. Но процесс затянулся. В верхах все никак не могли решить, когда проводить президентские выборы — в конце текущего года или в начале будущего. От этого зависела и дата проведения народного собрания — одного из ключевых мероприятий избирательной кампании Лукашенко.
В результате, было решено, что четвертый сход пройдет впритык к президентским выборам — всего за неделю до начала досрочного голосования. Это, своего рода, антирекорд.
Напомним. Первое Всебелорусское народное собрание прошло 19-20 октября 1996 года, за месяц до конституционного референдума, расширившего полномочия Лукашенко. Второе — 18 мая 2001 года, за четыре месяца до президентских выборов, третье — 2-3 марта 2006 года, за две недели до выборов главы государства.
В биографии Лукашенко на сайте президента Всебелорусское народное собрание названо «мощным демократическим институтом активизации общественного мнения страны». Но предыстория появления народного вече и цели, для которых оно используется, оснований говорить о его демократическом характере не дают.
Впервые собрать хурал Лукашенко был вынужден в крайне непростые для себя времена. В 1996 году нынешняя система власти была еще только в проекте, и инициативы президента далеко не всегда находили внимательных слушателей и прилежных исполнителей. Так было и с референдумом по расширению президентских полномочий. Намерения Лукашенко Верховный Совет встретил в штыки, первому президенту грозил импичмент.
«При слабом президенте наши доморощенные либералы и дерьмократы, под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране», — за десять дней до первого Всебелорусского собрания говорил Лукашенко, продолжая вбивать в общественное сознание мысль, что «именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики».
«На кого мы тогда могли опереться? На утративших кредит доверия политиков, на парламентариев? Мы могли опереться только на народ», — рассказывал Лукашенко десять лет спустя.
Президенту в отсутствие доверия со стороны других ветвей власти нужна была простая, но надежная опора. Обществу необходимо было продемонстрировать, что народное мнение на стороне Лукашенко, а не Верховного Совета, для чего и было созвано первое Всебелорусское народное собрание. Шесть тысяч делегатов поддержали вынесенные президентом на референдум вопросы. Итоги этого плебисцита аукаются нашей стране до сих пор…
Тогда же национальную экономику вернули на советские рельсы — в режим пятилетних планов. Первый из них был принят как раз на Всебелорусском народном собрании.
6-7 декабря 2010 года двум с половиной тысячам делегатов четвертого Всебелорусского народного собрания предстоит, как пишут официальные СМИ, «обсудить и утвердить» новый пятилетний план — на 2011-2015 годы. Его параметры уже озвучены правительством, а экспертным сообществом названы неоправданно завышенными.
Лукашенко называет Всебелорусское народное собрание высшей формой демократии. Говорит, что именно здесь, а «не в тиши кабинетов, не группой чиновников, а представителями народа, делегированными из разных уголков нашей страны», решается судьба государства.
Если отбросить присущий в таких случаях речам первого президента пафос, то суть Всебелорусских народных собраний остается до неприличия простой. И во времена хрущевской оттепели, и в годы брежневского застоя, и сейчас — в эпоху лукашенковской стабильности, народные собрания используются руководством страны для формального утверждения решений, принятых правящей верхушкой, дают властям возможность говорить о народной поддержке своей политики.
Подтверждением картонной демократичности Всебелорусского народного собрания, наверняка, станет попытка участия в нем Владимира Некляева. Потенциальный кандидат в президенты еще летом собрал 25 тысяч подписей за выдвижение себя делегатом народного собрания.
В начале марта 2006 года, помнится, на аналогичное мероприятие пытался попасть оппозиционный кандидат Александр Козулин. Но вместо большого зала Дворца Республики оказался в отделении милиции.
Горлопанов, к коим властью поголовно причисляется белорусская оппозиция, на таких мероприятиях не бывает — они не предусмотрены сценарием.
Последние Комментарии