Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
    Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года…
  2. «Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
    Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...


Выборы

Кремль против Лукашенко: война рейтингов


Информационная война между Кремлем и Александром Лукашенко продолжается. Просто она стала более изощренной. Если раньше молотила тяжелая артиллерия, то сейчас в дело вступили силы специальных операций. В частности, началась война рейтингов. В минувшее воскресенье сюжет такого рода прошел в «Вестях недели» по каналу «Россия». Чуть ранее ядовитые пиар-уколы нанесли российский Первый канал и НТВ: мол, популярность-то у «батьки» на самом деле никудышная!

Вести Недели рассказали о рейтинге Лукашенкоэ


Regnum ударил Socium’ом

После оглушительных залпов в духе «Крестного батьки» Москва стала действовать тоньше. Некоторое время назад агентством Regnum, имеющим репутацию прокремлевского, были пущены в оборот данные социологического исследования, проведенного (или, замечают скептики, якобы проведенного) в Беларуси центром Socium.

Этот бренд белорусским экспертам мало о чем говорит. Ранее в зондажах общественного мнения жителей синеокой республики эта базирующаяся, судя по косвенным данным, в Москве служба замечена вроде не была. Ее сайт лапидарен, никакой обратной связи, кроме мейла, нет, а последнее обновление датировано маем 2009 года (!).

Впрочем, эти тонкости замечают специалисты. Российские же СМИ, и в первую очередь телеканалы, не вдаваясь в детали, провозглашают пиаровскую квинтэссенцию, типа: «Как показали последние опросы, народную любовь Лукашенко преувеличивает как минимум вдвое». Иначе говоря, подлинный рейтинг белорусского официального лидера если и не ниже плинтуса, то отнюдь не блестящ. Всего-то 31,4%. Делайте выводы!

Цифра и впрямь подрубает под корень мажорные данные Информационно-аналитического центра при Администрации президента Беларуси, согласно которым более 66% респондентов уже сегодня готовы голосовать за Лукашенко. Причем цифирь ИАЦ комментаторы побивают одной левой: мол, а чего вы хотели от «придворных» социологов?!

Да, но вот вам не «придворные». Изгнанный в свое время за нонконформизм из страны и зарегистрированный ныне в Вильнюсе НИСЭПИ уже 18 лет стабильно, ежеквартально зондирует настроения белорусов по всем правилам жанра национального опроса. У этой институции реноме в нашей стране покрепче, нежели у вдруг нарисовавшегося Socium'а.

Так вот, по версии НИСЭПИ, хотя оппозиционные лидеры и вырвались из политического гетто (особенно впечатляет скачок закрытого рейтинга Владимира Некляева — почти до 17%), действующий глава государства все равно на три головы выше. Его октябрьский закрытый рейтинг — 48,2%. И он тоже вырос по сравнению с сентябрьским.

К слову, НИСЭПИ аккуратно подчеркивает разницу между открытым и закрытым рейтингами. Второй всегда выше, так как рассчитывается на основе ограниченного списка персоналий. В принципе, это прообраз избирательного бюллетеня. И потому именно закрытый рейтинг более адекватен в плане оценки шансов на выборах.


Фига в кармане — грозное оружие?

Да, так вот, хотя цифра НИСЭПИ не столь впечатляюща, как у ИАЦ при Администрации президента, очередная победа бессменного президента уже в первом туре — если не случится каких-то форс-мажоров — почти предопределена даже безо всяких подтасовок, отмечают независимые белорусские социологи. Хотя бы потому, что на выборы не ходят все 100%, а дружнее всегда голосуют именно твердые сторонники Лукашенко.

Конечно, и цифры НИСЭПИ не стоит сакрализовать. Есть такие штуки, как коэффициент страха, спираль молчания. Если упрощать, то суть такова: боязнь быть вычисленным заставляет часть респондентов, даже если их клятвенно уверяют в анонимности анкеты, скрывать свою неприязнь к руководящей линии и тому, кто ее воплощает.

Да, на эти обстоятельства надо делать поправку. Что, к слову, специалисты умеют. Однако часто слышат приговор: мол, бросьте дурью маяться, любая социология в условиях диктатуры врет, а на самом деле в стране уже созрели гроздья гнева. Вот Площадь рассудит и покажет подлинные настроения.

Но и тут закавыка. Как отметил в беседе с корреспондентом Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич, «если человек боится, то он, скорее всего, побоится и голосовать против действующего руководителя: а вдруг вычислят? Скорее всего, такой человек побоится и выйти на площадь. Коэффициент страха — это тоже, если хотите, симптом неготовности к переменам».

А политический аналитик Юрий Дракохруст в интервью для Naviny.by отметил, что «есть еще и так называемый механизм решения последней минуты». Если коротко: в миг голосования электоральное «болото» в основном импульсивно шарахается в сторону фаворита.


Два миллиона нонконформистов

В свою очередь, мэтр независимой белорусской социологии Олег Манаев подчеркивает: звучащие из беспрецедентно большой обоймы нынешних потенциальных соперников Лукашенко рассуждения, что обилием кандидатов, работающих-де в разных электоральных нишах, можно перетянуть на свою сторону «болото» да еще и откусить от твердого электората бессменного президента, — несостоятельны.

По словам профессора Манаева, доля противников режима практически стабильна уже долгие годы.

«Процент протестно-оппозиционного электората составляет от четверти до трети населения, — отметил Олег Манаев в интервью «Салідарнасці». — Это тот процент, который мог бы получить единый кандидат — неважно, 2001, 2006 или 2010-й год... А если их девять — поделите на девять. Вот вам простая математика».

За эту математику некоторые пассионарии готовы пригвоздить зануд-социологов к позорному столбу. Хотя не те виноваты. Скорее, стоит удивиться, что при многолетнем разгуле популизма, демагогии и репрессий, при тотальном промывании мозгов посредством монополизированных властями СМИ — до трети взрослых белорусов твердо держатся на позициях духовного, морального неприятия режима. Это, к слову, два с лишним миллиона граждан.

Да, режим цинично поставил на арифметическое большинство, в принципе готовое жертвовать изрядной долей прав и свобод при гарантированной пайке. Более продвинутая, свободолюбивая часть социума, увы, и впрямь меньше, чем хотелось бы сторонникам перемен. Откуда взяться критической массе демократических устремлений в обществе, отягощенном веками деспотии и свинцовым наследием «совка»? «Белорусское электоральное большинство — это во многом феномен массированной пропаганды», — отмечает Валерий Карбалевич.

Наш народ не готов к западной демократии, твердят апологеты системы. Да уж, особенно если изо дня в день душить эту демократию на корню!


Кошмарный сон властей

такой ли уж высокий рейтинг у Лукашенко?Но тут есть два момента. Во-первых, унижение продвинутой части общества, слоя вольнодумной контрэлиты в принципе недальновидно. Это тормозит развитие страны. При нормальной политической системе эта треть белорусов была бы адекватно представлена в парламенте, СМИ — и реально влияла бы на жизнь и перспективу Беларуси. У нас же месседж сверху таков: сидите-ка вы, ребята, в… переведем культурно — андеграунде! Так гробятся шансы страны.

Во-вторых, именно тот электорат, что думает желудком (это не оскорбление, а расхожий политологический сленг, на Западе тоже погоду делает приземленный обыватель), может стать могильщиком режима. Ибо ресурсы системы стремительно истощаются, а реформировать ее — боязно, да и проблематичное это дело.

Классика жанра — сто тысяч взбунтовавшихся пролетариев на минской площади Ленина весной 1991 года. Так сдетонировала самая безропотная советская республика после двойного повышения цен на закате «совка».

Протуберанцы народного гнева — кошмарный сон сегодняшних белорусских верхов, уже нахватавших кредитов выше крыши и наверняка готовящихся снова бить челом МВФу после выборов. А в принципе не обязателен и ядерный взрыв гнева: для активного, решительного демократического ядра задача смены авторитарного режима по плечу даже при нейтралитете основной массы, отмечает Валерий Карбалевич.

…Да, а воскресный сюжет о рейтингах по каналу «Россия» здешнее начальство элементарно отрубило. Власти в этом плане научились «фильтровать базар». Так что атаки информационной войны с востока вряд ли обрушат позиции бессменного президента за считанные недели до дня голосования.

Но этот день при любой официальной арифметике, оглашенной ЦИКом, не решит ни одной проблемы режима. После 19 декабря интрига только завязывается.

Оценить материал:
Средний балл - 4.39 (всего оценок: 81)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • А вам лучше бы начать соображать, что я вам хотел сказать только одно - правил без исключений не бывает.
  • Нет, лучше любого, кто не думает так, как вы, считать дебилом - вот это признак настоящей цивилизации :)
  • Ну можно ещё и шкуры надеть части общества, взять в руки каменные дубины и пойти крошить черепа окружающим по мере возможности, с целью пополнения пищевых запасов например, ну как в старые добрые времена одного из периодов развития человечества, при этом к этой части общества лучше бы проявить полное понимание, в связи с подобной "идеологией, политической и экономической платформой", для попытки приблизится к демократии в чистом виде, хотя бы. ;)))
  • Nomad, даже если по-вашему это монархия, это еще не повод опускаться до деления общества по политическим предпочтениям на совершенных и ущербных, не так ли? Демократии в чистом виде нет нигде
  • Почему это мне кажется? Если это идеология и платформа, то имя ей тогда одно - монархия, а тут уже тогда всё окончательно становится на свои места, касательно вашего интереса про лучшую часть общества.
  • То, что вам кажется отсутствием - тоже идеология и платформа