Другие материалы рубрики «Выборы»
-
Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года… -
«Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...
- В ЦИК не собирается проводить выборы президента в марте-апреле 2015 года
- Депутату местного совета от БХД до сих пор не выдали удостоверение
- Лидер брестской организации «Справедливого мира» вновь подала в прокуратуру жалобу на областную и городскую избирательные комиссии
- По данным НИСЭПИ, явка на местных выборах была на 20,4% меньше той, которую зафиксировал ЦИК
- ОГП: давление на спикеров продолжается и после выборов
- Ермошина: серьезных нарушений на выборах нет
- Игорь Ляльков: Минск стал лидером по числу фальсификаций
- Лукашенко: выборы будут честными, открытыми и справедливыми
- Лукашенко проголосовал на выборах депутатов в местные советы
- …и выпить за торжество народовластия
Выборы
На кого ставят кандидаты прошлого?
Интернет-газета Naviny.by вспомнила поименно всех кандидатов на всех предыдущих выборах президента Беларуси, отыскала их и разузнала, что они думают о нынешней избирательной кампании.
Шушкевич — за Санникова, Кебич — за Лукашенко
15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял новую Конституцию, которой была введена президентская форма правления. Первые выборы президента были назначены на 23 июня 1994 года. В них участвовало шесть кандидатов: глава правительства Вячеслав Кебич, бывший председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич, лидер Белорусского народного фронта «Адраджэньне» Зенон Пазьняк, секретарь ЦК Партии коммунистов Беларуси Василий Новиков, глава Союза аграрников Беларуси Александр Дубко и депутат Верховного Совета, директор совхоза «Городец» Шкловского района Александр Лукашенко.
Во второй тур вышли Лукашенко и Кебич, набравшие соответственно 44,82% и 17,32% голосов (Пазьняк набрал 12,82%, Шушкевич — 10%, Дубко — 6%, Новиков — 5%). 10 июля во втором туре Лукашенко победил, набрав 80,1% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (56% от общего количества избирателей). Кебич довольствовался 14,1%.
Независимые наблюдатели охарактеризовали те выборы как относительно свободные и демократичные, отметив использование административного ресурса и элементов «черного пиара» против конкурентов премьера. Ряд политологов назвали итоги выборов-94 «электоральной революцией». По их мнению, рядовые граждане, измученные экономическими неурядицами, связанными с распадом СССР, таким образом высказали недоверие старой номенклатуре и проголосовали за программу «наведения порядка», возвращения в относительно благополучные и спокойные времена «развитого социализма».
Станислав Шушкевич — первый руководитель независимой Беларуси — проиграв выборы, остался депутатом Верховного Совета. Не признал итоги референдума 1996 года и не вошел в Палату представителей. С 1998 года возглавляет партию Белорусская социал-демократическая Грамада. Читает лекции, выступает с докладами на конференциях по всему миру. Удостоен высокой государственной награды Литвы — Креста командора ордена Витовта Великого. В настоящее время входит в инициативную группу кандидата в президенты Андрея Санникова. |
«О том, что участвовал в выборах, не жалею, это дало мне неплохой опыт». |
В отличие от многих экс-кандидатов, Станислав Шушкевич от политики не прячется и говорит о ней охотно. А порой и весьма резко: «Какой может быть прогноз на эти выборы, если Центризбиркомом заправляет подозреваемая в преступлениях Лидия Ермошина, которая и получила-то свое место из рук Лукашенко, а не парламента, что противоречило тогда закону? Нынешние кандидаты совсем не в тех условиях, в которых был в 1994 году я. Ведь тогда хотя бы был подсчет голосов — сейчас его не будет. Всем заправляет шайка чиновников-врунов во главе с самим президентом. Потому надеяться на справедливые выборы крайне сложно. Но в то же время все больше людей соглашаются с тем, что эта шайка править дальше не должна».
Среди нынешних кандидатов, по мнению бывшего председателя Верховного Совета, много достойных людей. «Это Санников, Некляев, — говорит он. — И я верю, что это образованные люди, которые найдут способ действовать в любых обстоятельствах. Но им в данных условиях можно только посочувствовать». Шушкевич предупреждает всех кандидатов о том, что им придется очень и очень трудно и советует «действовать разумно». «Они должны опираться на здоровую социологию, а не на подтасовку — тогда их ждет успех», — заметил он.
Вячеслав Кебич после поражения на выборах ушел с поста премьер-министра Беларуси. В 1995-1996 годах был депутатом Верховного Совета, затем, после референдума 1996 года, перешел на работу в новый законодательный орган — Палату представителей Национального собрания первого созыва. В 2000-2004 годах был депутатом ПП второго созыва. С 1994 и по сей день — глава Белорусского торгово-финансового союза. |
«О том, что в 1994 году я не победил на выборах, не жалею. Потому что я понял, как хорошо и свободно быть без власти, без забот президента». |
Вячеслав Кебич признается, что более чем доволен нынешним местом своей работы: «Это по-настоящему моё», — говорит он про торгово-финансовый союз. Тем не менее, политикой он интересоваться не перестал. «Просто теперь это мое хобби», — замечает он.
На этих выборах Кебич ставит на Лукашенко. «Со всей ответственностью заявляю, что ни у кого из остальных кандидатов нет шансов. А вот за Лукашенко проголосуют 75%», — объяснил он Naviny.by.
Кандидатов от оппозиции, по мнению Кебича, «народ не знает». «Не хочу никого обидеть, но это нераскрученные люди, — говорит он. — Как можно идти на выборы, когда тебя никто не знает? Кроме того, ни один из них не тянет на роль президента: они не политики и даже не хозяйственники».
Василий Новиков долгое время был одним из лидеров объединенной антилукашенковской оппозиции. Однако в 1998 прекратил политическую деятельность и вскоре был назначен советником посольства Беларуси в Молдове. Был директором Института философии Академии наук. До 2010 года преподавал на кафедре философии БГПУ. |
«Светиться не хочу, политикой не интересуюсь — у меня философское мировоззрение, и мне не нужны все эти страсти-мордасти». |
Вспоминать политическое прошлое Василий Новиков не любит. «Сейчас я читаю лекции по философии. Так что занимаюсь философией — благородным делом, по крайней мере, не пустым, — рассказал он Naviny.by. — Мне неинтересны современные политики, а им неинтересен я. Так что у нас боевая ничья. Могу только пожелать нынешним кандидатам в президенты успеха в этом безнадежном деле. За что борются — на то и напорются».
Зенон Пазьняк в апреле 1996 года эмигрировал в США и попросил там политического убежища. В настоящее время живет в основном в Варшаве. До 1999 года оставался председателем Белорусского народного фронта «Адраджэньне» и Партии БНФ. С 1999 года — председатель Консервативно-христианской партии-БНФ. Политику не оставляет, но в Беларуси не был уже 13 лет, так как опасается за свою безопасность. Выдвигался кандидатом в президенты в 2001 и 2006 годах, но не был зарегистрирован. В этом году призывает белорусов бойкотировать выборы. |
«Основное требование и главный лозунг: «Новые выборы без Лукашенко!» |
Зенон Пазьняк, рассуждая о том, почему в 1994 победил Лукашенко, заявил: «Несмотря на весьма обстоятельно разработанную в КГБ и на Лубянке операцию с использованием мощных пропагандистских и агентурных ресурсов с широким и умелым захватом (на протестной волне) части фронтовского (БНФовского) электората, в реальности не существовало никакой уверенности в победе Лукашенко». Главной опасностью для режима «Кебич и вся номенклатура считали Народный Фронт и его кандидата в президенты, и потому перед вторым туром они фактически расчистили дорогу Лукашенко».
В реалиях 2010 года Пазьняк считает, что бойкот — осознанная необходимость. «Обстоятельства сложились так, что возможны только два решения: или, как всегда, идти на фальшивые выборы по сценарию режима, <…> или отказаться от участия в фальшивом голосовании, на результаты которого невозможно влиять процедурой отдачи голосов», — полагает он.
Александр Дубко не стал оспаривать проигрыш, не ушел в оппозицию. Наоборот, уже через пять месяцев после выборов получил от президента новое назначение и стал председателем Гродненского областного исполнительного комитета. Умер 4 февраля 2001 года.
Совет с высоты опыта: шансов нет
По количеству поданных заявлений и регистрации инициативных групп выборы президента 2001 года были рекордными. 26 человек подавали документы на регистрацию инициативных групп, 23 из них получили добро от Центризбиркома. Среди желающих стать президентом был и безработный инженер электронной техники Константин Конанович, и хозяин «Даньков-клуба» Юрий Даньков, и библиотекарша БГЭУ Нина Лобанава, и офицер КГБ в запасе Валентин Семак, и директор завода «Атлант» Леонид Калугин, который потом был осужден по обвинению в коррупции, а впоследствии и вовсе ушел в монастырь…
После подсчета собранных подписей кандидатами в президенты были зарегистрированы: Александр Лукашенко, кандидат от объединенной оппозиции Владимир Гончарик, лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич.
Согласно официальным данным, на президентских выборах 2001 года за Александра Лукашенко проголосовали 75,65% избирателей, Владимир Гончарик получил 15,65%, Сергей Гайдукевич набрал 2,48%.
Центризбирком признал необоснованными жалобы Белорусского Хельсинкского комитета, правозащитного центра «Весна» и кандидата в президенты Владимира Гончарика о непризнании президентских выборов.
Сергей Гайдукевич и после выборов-2001 не оставил политику. В 2004 году он был избран депутатом Палаты представителей, где входил в комиссию по международным делам и связям с СНГ. В 2006 году также участвовал в выборах, набрал 3,5%. После выборов был назначен на должность специального представителя министра иностранных дел Беларуси по связям с европейскими структурами. Однако в сентябре 2007 года этот пост был упразднен. |
«Радуюсь, что участвовал в двух предыдущих президентских выборах, — это же такая известность!» |
Сергей Гайдукевич изначально собирался принять участие и в президентских выборах-2010, инициативная группа собирала подписи за выдвижение его кандидатом в президенты. Гайдукевич даже утверждал, что считает себя единственным реальным соперником Лукашенко. Однако 8 октября он снял свою кандидатуру, заявив, что «выборы в Беларуси — это спектакль, итоги которого уже давно всем известны».
Тем не менее, о своем участии в предыдущих выборах политик, мягко говоря, не жалеет: «В 2001 году моя партия, как единственная выдвинувшая партийного кандидата, утерла всем нос. Пока другие партии продавали своих людей неизвестно кому, мы сплотились. И после выборов 2001 года численность членов партии увеличилась вдвое!».
«За эти кампании я понял, что кандидат должен быть сильным, уверенным в себе, должен иметь за собой сильную партию — как у меня, — поделился Гайдукевич своим мнением. — И главная задача — быть услышанным народом. Тогда все получится, и ничто никому не поможет».
Владимир Гончарик вскоре после выборов-2001 ушел из политики. Сейчас он на пенсии. По собственному признанию, «по мере сил и возможностей поддерживаю контакты с профсоюзными активистами и внутри Федерации профсоюзов Беларуси, и с независимым профсоюзным движением. Считаю, что принял правильное решение, тем более имелись определенные семейные обстоятельства. За это время я издал две книжки — одна о профсоюзах, вторая — про мои оценки президентской кампании 2001 года». |
«В тех реалиях, в которых оказалась наша страна благодаря нынешней власти, а также с учетом разъединенности оппозиции, думаю, шансов победить Лукашенко ни у кого нет». |
Как рассказал Владимир Гончарик, о своем участии в выборах-2001 он не жалеет. «Потому что это было решение не просто осознанное, но и вынужденное — исходя из того, в каком положении находилась наша страна», — рассказал он Naviny.by.
По признанию экс-кандидата, с тех выборов ему довелось пережить многое: «Все мы — и я, и моя семья — здорово пострадали».
Гончарик полагает, что в нынешней избирательной кампании участвует множество достойных кандидатов. «Однако их грубейшая ошибка — отсутствие консолидации и выдвижения единого кандидата, — заметил он. — Если речь идет о действительно серьезной борьбе, то нельзя идти разрозненно! Также поражением оппозиции считаю то, что не удалось противостоять фальсификации ни на уровне сбора подписей, ни на уровне формирования комиссий, а значит, скорее всего, не удастся и в ходе голосования».
По мнению Гончарика, кандидатам оппозиции нужно задуматься о том, что будет после 19 декабря: «Ведь нет сценария того, как защищать итоги выборов. Площадь? А что дальше?».
Гончарик предостерегает оппозицию: «Тем, кто легко преодолел барьер в 100 тысяч подписей, нужно понимать, что это не более чем игра в кошки-мышки. В тех реалиях, в которых оказалась наша страна, благодаря нынешней власти, а также с учетом разъединенности оппозиции, думаю, шансов победить у них нет».
Семен Домаш был депутатом Верховного Совета 12-го и 13-го созывов. В ходе ноябрьского референдума 1996 года открыто выступил против политики Лукашенко, а в ноябре 1996-го вместе с 70 другими депутатами Верховного Совета подписал заявление об импичменте президенту. После выборов-2001 из политики ушел. Сейчас работает генеральным директором РУП «Гродненское кожевенное объединение». |
«Не хочу даже вспоминать этот 2001 год». |
Среди зарегистрированных в тот год кандидатов был также председатель совета гродненского областного общественного объединения «Ратуша» Семен Домаш, который до начала выборов сам снял свою кандидатуру в пользу Гончарика. Одновременно с этим Владимир Гончарик подписал другое заявление — о включении Домаша в число своих доверенных лиц. Гончарик также называл решение Домаша «достойным мужчины».
«Не хочу даже вспоминать этот 2001 год. Сейчас я занимаюсь чисто хозяйственной деятельностью. Политикой не интересуюсь», — заявил Naviny.by Семен Домаш.
На медведя в одиночку ходить не стоит
На старте президентской кампании 2006 года заявления о регистрации инициативных групп подали 8 кандидатов, которые и были зарегистрированы Центризбиркомом.
Все они — известные политики и общественные деятели: Александр Войтович, Сергей Гайдукевич, Александр Козулин, Александр Лукашенко, Александр Милинкевич, Зенон Пазьняк, Сергей Скребец, Валерий Фролов. Необходимое количество подписей удалось собрать только четверым, кандидатами в президенты были зарегистрированы: председатель Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич; лидер Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Александр Козулин; единый кандидат в президенты от демсил Александр Милинкевич; Александр Лукашенко.
Согласно данным ЦИК, 82,6% голосов избирателей получил Александр Лукашенко, 3,5% избирателей проголосовали за Сергея Гайдукевича, 2,3% — за Александра Козулина, 6% — за Александра Милинкевича.
Оппозиция не согласилась с официальными данными итогов голосования. Со ссылкой на данные экзит-пола, проведенного российским «Левада-центром», было заявлено о необходимости проведения второго тура: мол, у Лукашенко — 45% голосов (в Минске — и вовсе 30%), у Милинкевича — около 30%. Разумеется, никакого второго тура не последовало. ОБСЕ признало выборы не соответствующими стандартам этой организации.
Александр Козулин 25 марта 2006 года был арестован во время массовых выступлений граждан против результатов президентских выборов и затем осужден на 5,5 лет лишения свободы «за злостное хулиганство и организацию массовых беспорядков». Осенью 2006 года выдержал 53-дневную голодовку, которую объявил в знак протеста против беззакония, творимого, по его мнению, белорусскими властями. 26 февраля 2008 года был освобожден на трое суток для участия в похоронах жены, скончавшейся 23 февраля. 16 августа 2008 года помилован на основании президентского указа. 3 августа 2008 года на съезде БСДП (Г) председателем этой партии вместо него был избран его бывший заместитель Анатолий Левкович. 21 декабря 2008 года Козулин вышел из рядов БСДП (Г). |
«В жизни никогда не надо ни о чем жалеть — надо ценить любой приобретенный опыт». |
Александр Козулин сегодня не особо любит вспоминать о событиях 2006 года, за которыми последовали его арест, голодовка, преследование семьи и смерть жены. И вопреки недавним ожиданиям, во всяком случае, на время, от политики отошел. Он лишь говорит: «В жизни никогда не надо ни о чем жалеть — надо ценить любой приобретенный опыт».
Говоря о нынешней предвыборной кампании, Козулин полагает: правы те, кто заявляет, что белоруской оппозиции нужно было объединиться еще вчера. «Очевидно, что руководство страны, удерживающееся наверху только силой, за счет увеличения числа силовых структур и концентрации власти в своих руках, можно подвинуть только соответствующей концентрацией и консолидацией оппозиции, — высказал он Naviny.by свое мнение. — Ведь нет смысла ходить на медведя в одиночку с одной лишь рогатиной. Потому совет нынешним кандидатом может быть только один — объединяться».
Александр Милинкевич, лидер демократичных сил Беларуси, руководитель движения «За свободу!», в 2001 году был одним из руководителей избирательного штаба кандидата в президенты Беларуси Семена Домаша. В марте 2005-го Милинкевич отсидел 15 суток за протесты против официальных результатов выборов. 26 октября 2006 стал лауреатом премии имени Андрея Сахарова, которую ежегодно присуждает Европарламент. Первым из оппозиционных политиков, заявлявших о намерении баллотироваться в президенты в 2010 году, отказался от своих планов. Сейчас входит в команду Григория Костусёва. |
«Мы можем выиграть или проиграть Беларусь. А это ведь классная страна, с большим потенциалом и большими перспективами. И результат зависит ото всех нас». |
Александр Милинкевич позитивно оценивает свое участие в выборах-2006 с точки зрения встряски народа. «Я горжусь проделанной — мной и командой численностью в 5 тысяч человек — работой, — признался он Naviny.by. — Рад, что тогда нам удалось разбудить общество, дать ему надежду, мобилизовать его и показать, что не нужно бояться. Так люди ощутили свою силу — и что состоится площадь, стало понятно еще в середине кампании».
Милинкевич думает, что «Лукашенко опять назначит себя президентом». «Однако белорусская экономика этого не признает. Потому что сейчас она нуждается в изменениях, в которых могут помочь наши соседи. Но они не сделают этого после сфальсифицированных выборов».
«На сегодня у оппозиции, увы, нет ни самодостаточной организации, ни самодостаточного кандидата — потому им нужно держаться вместе, — советует бывший «единый». — И еще. Можно чего-то не знать, можно иметь неидеальную программу, но нельзя врать. Победить может только искренность».
Последние Комментарии