Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
    Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года…
  2. «Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
    Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...


Выборы

Риккардо Мильори: пока на белорусских выборах мы видим только шипы


9-12 сентября Минск посетили президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Риккардо Мильори и глава комитета по правам человека, координатор миссии краткосрочных наблюдателей ПА ОБСЕ Маттео Мекаччи. По завершении визита они любезно согласились ответить на вопросы белорусской информационной компании БелаПАН.

Риккардо Мильори Маттео Мекаччи
Риккардо Мильори Маттео Мекаччи

— 11 сентября на пресс-конференции в Минске глава ЦИК Лидия Ермошина говорила, что на встрече с ней Вы интересовались такими вопросами, как представительство оппозиции в избирательных комиссиях, причины отказа в регистрации кандидатом в депутаты Александру Милинкевичу, причины запрета агитации по телевидению и радио за бойкот выборов… Получили ли вы на эти вопросы исчерпывающие ответы и удовлетворили ли они Вас?

Мильори: — Действительно, мы долго говорили с председателем ЦИК на темы, которые касаются белорусского избирательного законодательства и Избирательного кодекса. Самым важным было обещание допустить международных наблюдателей на избирательных участках туда, где будет проводиться подсчет и обработка бюллетеней. В последние годы на белорусских выборах в большинстве случаев мы видели то, чего не наблюдается практически ни в одной другой стране, — в момент подсчета голосов наблюдателям предлагали удалиться на дистанцию 15-20 метров от стола, где проводилась обработка данных. Когда я в начале августа в Риме встречался с министром Сергеем Мартыновым (на тот момент — глава МИД Беларуси. — Naviny.by), он мне сказал, что это происходило из-за недопонимания каких-то моментов председателями участковых комиссий. Если действительно ЦИК даст указание участковым комиссиям работать в духе открытости и прозрачности, мы оценим это исключительно положительно.

Что касается отказа в регистрации господину Милинкевичу, то нам объяснили, что документы представленные кандидатом, были недостаточны и не соответствовала необходимым нормам. Мы вчера встречались и с господином Милинкевичем, и тот объяснил нам, что не собирался даже подавать жалобу, так как считает отказ ему в регистрации политически обоснованным решением.

По поводу недостаточного присутствия представителей оппозиции в избирательных комиссиях нам было сказано, что заявок от них было очень мало, но те, что были поданы, удовлетворены.

Также глава ЦИК говорила о значительном количестве местных наблюдателей. Как вы знаете, мы предполагаем, что около 90 наблюдателей от ПА ОБСЕ будут наблюдать за выборами в Беларуси. Также будут и краткосрочные наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ. Мы надеемся, что в день выборов охватим около 10-15% из более чем шести тысяч избирательных участков, и оценим, будет ли доступ к столу подсчета бюллетеней, будет ли голосование прозрачным и без какого-либо давления. То есть, добрые намерения председателя ЦИК проверим непосредственно на местах. У нас в Италии есть такая поговорка: «Если это розы, то рано или поздно они расцветут». Пока в этой избирательной кампании мы заметили только шипы...

— Позвольте уточнить по поводу обещания госпожи Ермошиной разрешить наблюдение за процедурой подсчета голосов. Опыт прошлых кампаний показал, что наблюдателям разрешали присутствовать при подсчете голосов, но их отгоняли подальше, члены участковой комиссии вставали вокруг стола, чтобы ничего не было видно. Каждый из них считал свою пачку бюллетеней, на листке бумаги писал результат и отдавал его председателю комиссии. То есть, даже члены комиссии не знали точно, какой результат голосования по избирательному участку, только председатель избиркома знает картину в целом.

Мильори: — Вы просто пересказываете сюжет «фильма», в котором я лично участвовал четыре года назад во время предыдущих парламентских выборов в вашей стране. Поскольку я довольно высокого роста, то меня, в отличие от других наблюдателей, удалили не на 15, а на 20 метров.

Я хочу выразиться ясно, как президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ: господин Мекаччи пользуется доверием всей ассамблеи, поэтому в ходе своей миссии здесь он сам решит, как ему действовать. Мы уважаем белорусское законодательство, но также ожидаем, что будут соблюдены обязательства в отношении международных парламентариев, которые сюда приглашены для наблюдения за выборами. Естественно, мы не можем спокойно воспринимать, что подсчет голосов практически выпадает из поля зрения наблюдателей. Это могло бы спровоцировать прекращение нашего мониторинга избирательного процесса.

— А какие именно шипы Вы уже заметили в избирательной кампании в Беларуси?

Мильори: — Когда в тюрьме находятся вероятные кандидаты на участие в выборах, то понятно, что само по себе это уже какое-то ограничение. Это касается как ситуации с Юлией Тимошенко в Украине, так и, например, с Дмитрием Дашкевичем в Беларуси, или любой подобной ситуации в любой другой стране.

— Насколько нам известно, Вы просили белорусские власти о возможности встретиться с политзаключенными…

Мильори: — Да, мы просили о встрече с белорусскими политиками, которые находятся в тюрьме. Я просил о такой возможности у министра Мартынова во время нашей встречи в Риме. Пока мы не получили ответа. Но очень надеемся, что до выборов его получим. В любом случае, господин Мекаччи готов приехать в любой белорусский город в любой момент.

— Можете ли Вы рассказать, какие темы обсуждались во время встречи с новым министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем?

Мекаччи: — Как вы знаете, это была встреча в очень узком кругу и закрытая для прессы, поэтому было бы не совсем корректно с моей стороны рассказывать, о чем мы беседовали. Но я могу сказать, что темы, на которые мы говорили, касались будущих выборов, возможности приезда нашей наблюдательной миссии в полном составе, независимо от страны происхождения ее членов. Также с нашей стороны было подтверждено, что выводы наблюдения за выборами будут основаны на анализе фактов, которые будут собраны как долгосрочной миссией БДИПЧ ОБСЕ, так и на основе фактов, собранных непосредственно в день голосования и при подсчете голосов. Эти факты будут оцениваться в свете международных обязательства в области прав человека и демократии, которые Беларусь добровольно взяла на себя, присоединившись к ОБСЕ. Это те ценности, которые белорусские власти обязались соблюдать. В этом и заключается сила и важность нашего мониторинга избирательного процесса. Мы здесь не для того, чтобы экспортировать демократию, а для того, чтобы наблюдать.

— Могут ли наличие политзаключенных и новые задержания активистов оппозиции, которые происходят сейчас и не исключены в остающиеся до выборов дни повлиять на оценку выборов в Беларуси со стороны наблюдателей ПА ОБСЕ?

Мекаччи: — Прежде всего мы надеемся, что не будет никаких арестов и задержаний в отношении кого-либо. Наш мандат, наши полномочия здесь заключаются в проверке соблюдения прав и свобод всех белорусских граждан. Мы тут для того, чтобы проверить демократические устремления всех белорусских граждан. Напомню также, что Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла несколько резолюций, в которых содержались требования об освобождении политзаключенных и всех тех, кто был задержан после выборов 2010 года.

— На встрече с лидером Объединенной гражданской партии Анатолием Лебедько Вы говорили о том, что «попытаетесь реанимировать» рабочую группу ПА ОБСЕ по Беларуси, которую возглавляла Ута Цапф. Однако белорусские власти весьма негативно относятся к ее персоне. В частности, глава белорусской парламентской делегации в ПА ОБСЕ Виктор Гуминский заявлял, что позиция Уты Цапф «достойна сожаления и не является конструктивной», что она способствует «не наведению мостов, а конфронтации». Как Вы думаете, можно ли найти какой-то компромисс?

Мильори: — Давайте не будем так забегать вперед. Наша коллега Ута Цапф пользует доверием всей Парламентской ассамблеи, потому что это смелая и опытная женщина. Госпожа Цапф два года назад не смогла приехать в Беларусь. Она хотела присутствовать на суде над Николаем Статкевичем, но ей было отказано в визе. Так что дверь была закрыта не госпожой Цапф — дверь закрыли перед ней. Мы думаем о том, как заново открыть дверь, заново запустить эту инициативу. Возобновление диалога будет очень полезно. Белорусская парламентская делегация в нашей ассамблее очень большая, очень активная, она прекрасно осознает свою важную роль. Но, естественно, после новых выборов ее состав изменится. Нам необходимо подождать этого момента. Со своей стороны мы тоже должны будем внести изменения в состав рабочей группы, так как во многих странах-членах ОБСЕ тоже прошли выборы, их делегации обновились.

Но, если честно, как президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ, я на данный момент не вижу более подходящего человека, чем госпожа Цапф, для того, чтобы возглавить рабочую группу по Беларуси.

Мы должны также определить, с чего группа начнет свою работу. Пока решили остановиться на средствах массовой информации. Но у нас весьма много общих тем для обсуждения, так что с выбором проблемы не будет.

— Обсуждали ли Вы на встречах с чиновниками возможность возобновления работы офиса ОБСЕ в Минске?

Мекаччи: — Этот вопрос обсуждается давно, но он зависит от государственных органов, а не от парламентских. Наш визит носит официальный характер, в нашу задачу не входило, в частности, его обсуждение. Но в резолюциях, принятых Парламентской ассамблеей ОБСЕ, содержатся также и призывы возобновить работу офиса ОБСЕ в Беларуси. Надеюсь, что те белорусские государственные структуры, которые непосредственно общаются со штаб-квартирой ОБСЕ в Вене, будут стараться решить эту задачу. Ясно, что все тут зависит от ответа белорусской стороны. Для нас является положительным моментом уже тот факт, что БДИПЧ ОБСЕ было приглашено к наблюдению за парламентскими выборами. Это знак желания возобновить диалог. Мы отдаем себе отчет, что есть различия в оценках ситуации и событий со стороны белорусских государственных органов и ОБСЕ, но, думаю, это не помешает сотрудничеству.

Оценить материал:
Средний балл - 4.56 (всего оценок: 16)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Мать-мать-мать. Я ж не Газманов, но поневоле встречаю переизбыток себя во всех ветках. Баба-Яга против, да и меня не прельщает сия зелень лавров... Доходящая до дрожи... (c) Всем спать! Дабранач:)))
  • Поскольку валяю дурака в отпуске, я снова заглянул в материал... Но настолько уныло и по-европейски донельзя политкорректно, что я порадовался, что где-то в моём наследии и Илья Муромец был...
  • У меня нет ни одного.
  • я думаю они не правы, все пока идет у нас хорошо, просто надо идти на выборы и отдовать свои голоса за кондидатов. У каждого он свой, но идти надо, это наше право и мы должны его использовать до конца. я верю в то, что если большинство проголосует за своего кандидата-то его изберут. Сейчас не 37-год, сейчас мы строи и живем в своей стране, и имеем право быть сабой.
  • Имею скромное предположение, что розы себя ждать не заставят...
  • Каждый видит только то, что ему НАДО увидеть.