Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Выборы-2015. Короткевич подтвердила теорию Николюка
    Медийные возможности минувшей президентской кампании лучше других оппозиционных структур использовала команда Короткевич.
  2. «Реформ не будет» и «Буду служить до последних дней». Чем запомнится пятая инаугурация Лукашенко
    В этом году поприветствовать Лукашенко приехало рекордное количество гостей — более тысячи человек, но ни одного действующего президента.


Выборы

Статкевич выдвинул резкую стратегию, но союзников мало


Делегитимировать нынешние уже сфальсифицированные президентские выборы в Беларуси и добиться проведения новых — такую стратегию провозгласил выпущенный на днях из тюрьмы Николай Статкевич. Вместе с тремя единомышленниками он провел 28 августа пресс-конференцию в Минске.



На фоне как никогда блеклых выборов, назначенных на 11 октября, анемичной оппозиции и инертного электората у части тех, кого принято называть сторонниками перемен, выход на волю несломленного политзаключенного № 1 зажег надежду: вот кто, с его моральным авторитетом, всколыхнет оппозиционное болото и сплотит здоровые силы!

Статкевич, который сам признал, что у него лишь неделя славы, по определению должен был провозгласить достаточно радикальные лозунги — другие бы с героическим образом не сочетались.


Лозунги есть, а много ли пороху?

Юрий ДракохрустИ вот тезисы новой боевой стратегии коллективно презентованы. Положительный момент в том, что «часть оппозиции продемонстрировала единство, единый план и единого лидера», отметил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст. Он, однако, подчеркивает, что в новую линию, вероятно, удастся ангажировать лишь тех, для кого Статкевич — герой.

Между тем круг союзников у вчерашнего политузника № 1, который по выходе на волю напомнил, что у него есть незарегистрированная «Народная грамада», на сегодня довольно узок.

На пресс-конференции в этом качестве выступили еще трое бывших политзаключенных разных периодов — пытающийся создать свое движение Владимир Некляев, председатель Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько и сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» (БХД) Павел Северинец.

Павлюк БыковскийИз этих персон «человеческий ресурс и регистрация организации есть только у Лебедько», отметил в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Павлюк Быковский.

Он пояснил: «У БХД есть люди, но нет регистрации, и традиционно христианские демократы для официальных целей используют членство в ОГП. У Статкевича в свое время состоялся бунт заместителей, партия почти в полном составе ушла к Александру Козулину. Сколько «штыков» осталось у Статкевича — достоверно не известно. Некляев же ушел из «Говори правду» в одиночку и об успехах создания им нового движения ничего не известно».

«Поэтому я пока не вижу, чтобы заявленную стратегию было кому реализовывать», — резюмировал аналитик.

К слову, Некляев подчеркнул, что вышел вообще из оппозиции и возвращаться не собирается, а потому не вступает ни в какие коалиции — просто хочет помочь Статкевичу.

Вряд ли и Лебедько, и Северинец видят себя подносчиками патронов. У них свои структуры со своими интересами, да и личные амбиции со счетов сбрасывать не стоит.

 

Угроза новых расколов

Стоит заметить, что при этом Статкевич сам отмежевался от тех, кого считает предателями, трусами или не настоящими демократами.

К последним отнесены бывшие коммунисты, ныне партия «Справедливый мир», исповедующая социал-демократические лозунги. Между тем и сам Статкевич — социал-демократ. А «Справедливый мир» формально остается в коалиции «Талака» вместе с ОГП. Так что очередное деление на «настоящих» и «ненастоящих» в лагере оппонентов режима идет, похоже, не только и не столько по программам.

Юрий Губаревич«Впервые белорусская оппозиция разделилась по принципу «сидел — не сидел», — отметил не без иронии в комментарии для Naviny.by первый заместитель председателя движения «За Свободу» Юрась Губаревич. По его словам, движению войти в новую коалицию пока никто не предлагал.

Да и четкой, сильной новой стратегии Губаревич не видит, считает, что на пресс-конференции «каждый озвучил свой набор обид, претензий как к власти, так и к отдельным представителям оппозиции». Но не прозвучало «выразительной и реалистичной идеи, которая бы сплотила и позволила вести за собой людей, разочаровавшихся во власти и придавленных экономическим кризисом».

Таким образом, более умеренная оппозиция, составляющая кампанию «Народный референдум», рискует оказаться за бортом «стратегии Статкевича». Алексей Янукевич уже заявил БелаПАН, что возглавляемая им Партия БНФ в новую коалицию вступать не намерена.


Проверка подписей за Короткевич тоже может усилить раздрай

Тем временем и в более умеренной оппозиции зреют новые коллизии. Так, вряд ли добавит согласия развитие сюжета с общественной проверкой подписей, собранных за Татьяну Короткевич — активистку кампании «Говори правду», которая может стать единственной оппозиционеркой, зарегистрированной на этих выборах.

Сегодня она и ее кампания забросаны, как булыжниками, обвинениями в фальсификации подписей за выдвижение. Сторонники их проверки подчеркивают, что радеют за моральную чистоту оппозиции. Злые языки говорят о ревности лузеров. Некоторые аналитики предполагают, что ряд структур хочет таким образом отмежеваться от Короткевич в этой кампании, поскольку очень уж сильны подозрения в ее спарринг-партнерской миссии для Александра Лукашенко.

Итак, представим себе первый, маловероятный вариант: специально созданная комиссия признает, что подписи за Короткевич собраны честно. Все ее хулители оказываются посрамленными, их самолюбие ущемлено. Кандидатку станут с удвоенной силой бить за вегетарианскую программу, подыгрывание власти, требовать сняться с выборов для спасения чести оппозиции и т.п.

Второй вариант: комиссия приходит к выводу, что многие подписи фальшивые. Вряд ли это заставит «Говори правду» снять кандидатку с дистанции. Скорее, проверяющие будут обвинены в, мягко говоря, субъективном подходе.

Наиболее же вероятен вариант «ни рыба ни мясо». Поскольку в «Говори правду» уже заявили, что могут отдать на проверку только часть подписей (не все листы скопированы), то и комиссия, возможно, сделает компромиссное резюме типа «подтвердить достоверность всего объема собранных подписей не представляется возможным».

Подозрения останутся висеть, но без прямых доказательств обвинения можно легко представить как нападки завистников.

Да и в случае разоблачения фальшивок наивно думать, что разоблачители получат имиджевый выигрыш. Подозрения расползутся и на кампанию 2010 года, когда было зарегистрировано аж девять соперников Лукашенко (в том числе из структур нынешних критиков Короткевич).

Уже тогда поговаривали, что кое-кто из претендентов переписал телефонные справочники. Да и сам действующий президент подлил масла в огонь, заявив постфактум, что велел зарегистрировать всех и даже пожертвовал оппозиционерам часть своих подписей.

Короче, в итоге скандала у обывателя останется впечатление, что все в этой оппозиции жулики.


Состоится ли Площадь? И когда?

Если же говорить о стратегии Статкевича, то, кроме прочих, остается и такой большой вопрос: насколько вдохновляющей выглядит задача делегитимации этих выборов для тех западных политиков и функционеров, кто занимается Беларусью и теперь рад хоть какому-то прогрессу?

Дракохруст не исключает, что де-факто «план Статкевича — это все-таки Площадь» как радикальное средство подорвать нынешний процесс нормализации отношений режима с ЕС и США.

Действительно, в риторике Статкевича после тюрьмы тема Площади как законного протеста вспыхивает искорками раз за разом. Если же протест материализуется и при разгоне пусть даже немногогочисленной уличной манифестации будут избиения, прольется кровь, то картинка выборов для Лукашенко снова окажется испорченной, западникам придется как-то реагировать.

Также аналитик допускает, что декларированная ныне стратегия через какое-то время «может попасть в нерв народного недовольства» по причине резкого падения экономики и, соответственно, уровня жизни.

Впрочем, режиму уже не раз предсказывали падение из-за гроздьев народного гнева по экономическим причинам. Обвалы уровня жизни были, но до сих пор эти гроздья в белорусском климате не созревали.


Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Про "гонор" - это штука индивидуальная, пропускаю мимо. Да, безусловно - кто-то спешит изругать Немцова и Явлинского. Я не буду разбирать их "по косточкам", но я помню еженедельную программу "Взгляд" по пятницам. Это эпоха...
  • Самое интересное, что при этом никто не тянет на Сахарова или Солженицына. Ну или хотя бы Немцова с Явлинским. А гонору-то, гонору!
  • Наяр, неравнодушные молодые парни могут выразить протест. Но их снайперы перестреляют. Мило и красиво. Словно в Дроздах не тусуется Бакиев. Давайте - пусть мимолётно - но глянем правде в глаза.
  • Я случайно листнул и наткнулся. И наново переосознал поговорку "не место красит человека..." Чипо, Лондон твой. И тебе в нём жить. Я только насмешничаю, никакой злости не имея. :)
  • Читая рассчитывал на какие-то новые идеи. Но вижу, что и у новой коалиции программы выхода из кризиса нет. Одни личные беспочвенные амбиции. В такой ситуации все это опять действительно может закончиться площадью.
  • ведь не было бы на беларуси желудей, пошла бы ты, даниса, восвояси...