Другие материалы рубрики «Финансы»
-
Банки будут сообщать в налоговые органы о покупателях крупных сумм валюты
Кроме банков. информацией о покупках и доходах граждан с налоговиками делятся таможня, ГАИ, БТИ... -
«Зубр Капитал»: в Беларуси можно создавать конкурентные товары
Топ-менеджер фонда прямых инвестиций рассказал Naviny.by о становлении компании, ее текущей работе и планах на перспективу…
- МНС предлагает повысить штрафы за сокрытие доходов и неуплату налогов
- Клиенты «Дельта Банка» смогут погашать кредиты на почте и в системе ЕРИП
- Курсы доллара и российского рубля выросли
- Нацбанк отозвал лицензию ЗАО «Дельта Банк»
- Банк развития определили единым координатором в кредитовании государственных программ
- Лукашенко: налогообложение должно быть простым, понятным и логичным
- Копейка, рейхсмарка, рубль. Выставка «Денежные знаки Беларуси»
- Зарплаты белорусов в 2014 году. От программистов до аграриев
- Новая девальвация белорусского рубля. 19.12.2014 — 19.01.2015
- Белорусские деньги будущего — какие они?
Финансы
Единый курс: государство ждет краха доллара, бизнес — падения рубля
Деловые круги пребывают в ожидании единого курса рубля, который должен быть объявлен 20 октября. В этот день дополнительные торги на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) отменяются, а вместе с ними — и множественность курсов, лихорадившая экономику не один месяц. По мнению экспертов, решение о выходе на единый курс ускорила миссия МВФ, которая находилась в Минске 5-17 октября. Ведь установление единого курса — одно из ключевых условий зарубежных кредиторов.
Еще 3 октября глава Нацбанка Надежда Ермакова прогнозировала: для выхода на равновесный курс рубля может понадобиться месяц-полтора. Однако уже 15 октября вице-премьер Сергей Румас в интервью белорусским телеканалам объявил о выходе на единый курс с 20 октября.
Проблема множественности курсов также обсуждалась 14 октября на встрече премьер-министра Михаила Мясниковича с главой миссии МВФ Крисом Джарвисом. Не исключено, что именно после этого обмена мнениями правительство решило форсировать события на БВФБ.
Выхода на единый курс ожидает и совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС, который в ближайшее время собирается дать оценку антикризисным мерам Минска и, возможно, утвердит выдачу Беларуси 440 млн. долларов в качестве второго транша кредита.
Комментарии аналитиков однозначны: установление единого обменного курса оздоровит ситуацию на валютном рынке. Это следовало сделать давно, добавляют они.
«Единый курс снизит инфляционные и девальвационные ожидания», — говорит бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
При этом он убежден, что вводить дополнительную сессию на БВФБ вообще нужды не было. «Не надо было формировать два курса и таким образом создавать возможность для мошенничества и спекуляций. Нужно было установить единый курс давно — это был бы сигнал для бизнеса и населения, что правительство в состоянии что-то реально делать на валютном рынке», — считает Богданкевич.
По его прогнозам, единый курс может установиться на уровне 9 тысяч белорусских рублей за доллар. «Это не очень приемлемо для экономики, но постепенно курс будет снижаться. Не думаю, что нужно так бояться колебаний курса, они будут временными», — считает экс-глава Нацбанка.
Правительство обещает не увлекаться валютными интервенциями и не использовать механизмы административного давления на валютный рынок.
«Ни в коей мере сегодня государство не будет административно вмешиваться в курсообразование, устанавливая курс на каком-то уровне административно», — заявил 15 октября вице-премьер Румас.
В свою очередь, Нацбанк 18 октября заявил о намерении проводить в ходе торгов на БВФБ «минимальные валютные интервенции, которые будут направлены исключительно на сглаживание резких колебаний обменного курса».
К подобным заявлениям Станислав Богданкевич относится скептически. Впрочем, он отмечает, что государство имеет основание регулировать этот процесс.
«Почему бы правительству не управлять этим процессом, если у нас основная экспортная выручка идет по линии предприятий госсобственности? Я не осуждаю правительство за то, что оно кому-то из госпредприятий рекомендует продать валюты больше, кому-то — меньше», — говорит эксперт.
«Главное, — подчеркнул он, — не вводить администрирование, не вмешиваться в сам процесс курсообразования. Нужно исходить из понимания того, что цена товара — в данном случае доллара, евро — определятся рынком», — подчеркивает Богданкевич.
Бывший руководитель Нацбанка также убежден: параллельно с мерами по оздоровлению валютного рынка необходимо проводить политику оздоровления экономики в целом.
«Следует проводить более жесткую денежно-кредитную политику, чтобы рыночным путем ограничить рублевую денежную массу, объемы кредитования. Долги экономики коммерческим банкам за прошлый квартал выросли на 9 триллионов рублей — это огромная сумма», — заметил эксперт.
Помимо этого, отмечает профессор Богданкевич, «нужно продолжать повышение ставки рефинансирования, как бы тяжело это ни было, ограничивать госадминистрирование, сокращать госзатраты, которые покрываются банковскими кредитами, ограничить количество госпрограмм и расходы на рынке оплаты труда».
Без всего этого положительные сдвиги на валютном рынке будут малоэффективны, уверяет бывший руководитель Нацбанка.
То же самое говорят представители МВФ. 17 октября на брифинге по итогам работы миссии ее руководитель Крис Джарвис отметил: «Заявление о планах властей по унификации обменных курсов на уровне рыночного курса и применении режима плавающего курса белорусского рубля является еще одним очень важным шагом вперед».
Но этого недостаточно, подчеркнул глава миссии. По его словам, прежде чем приступить к переговорам относительно нового кредита, МВФ ждет от властей Беларуси «твердости на самом высшем уровне по обеспечению стабильности и проведению реформ».
В частности, для фонда важно, будут ли рекомендации его экспертов в области макроэкономической политики поддержаны президентом Лукашенко. Речь идет о сдерживании расходов, замораживании кредитования в рамках государственных программ, отказе от неоправданного повышения зарплат работникам бюджетной сферы и госпредприятий, других непопулярных мерах.
Первоочередными задачами для Беларуси Джарвис назвал также снижение уровня инфляции и ускорение процесса приватизации.
«Глубокие структурные реформы необходимы стране для обеспечения активного и долгосрочного роста и устойчивого повышения уровня жизни населения», — резюмировал представитель фонда.
Правительство уверенно декларирует свои реформистские намерения. Целый букет рыночных обещаний преподнес премьер-министр Михаил Мясникович в минувшую пятницу на встрече с экспертами миссии МВФ.
Например, он заявил, что объемы эмиссионного кредитования госпрограмм в 2011 году не превысят 4% к ВВП. Практически завершено формирование институциональной, правовой и операционной структуры Банка развития, который начнет работу в ближайшее время. Заработало Национальное агентство инвестиций и приватизации. Совершенствуется предоставление государственной адресной социальной помощи.
В 2012 году, по словам Мясниковича, правительство и Нацбанк будут продолжать жесткую денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. Эмиссионные ресурсы, направляемые в экономику, планируется резко ограничить в рамках согласованных международных обязательств Беларуси.
И уж совсем фантастическими выглядят озвученные премьером планы по выходу в будущем году на положительное сальдо внешней торговли в размере 1,8 млрд. долларов.
Между тем в январе-августе нынешнего года отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, по данным Нацбанка, составило 2 млрд. 24,6 млн. долларов. По методологии торгового баланса (с учетом данных Государственного таможенного комитета) сальдо внешней торговли товарами достигло минус 3 млрд. 924,5 млн. долларов. Эксперты в недоумении: за счет чего правительство намерено осуществить мощный внешнеторговый прорыв?
Сомнительно и то, что власти решатся на реализацию в полном объеме обещанных МВФ антикризисных мер. Ведь даже каждая из них в отдельности крайне непопулярна, а в комплексе они грозят серьезными общественными волнениями.
Причем не исключено, что с народным недовольством белорусским властям придется столкнуться в самое ближайшее время.
Единый рыночный курс рубля, который после валютных торгов 20 октября, по прогнозам экспертов, может установиться на уровне 9 тысяч за доллар, грозит белорусам гиперинфляцией и очередной девальвацией.
Хотя сам Александр Лукашенко уверен, что после того, как две биржевые сессии будут сведены в одну, курс доллара рухнет.
«Но главное — это то, что предприятия сейчас не продают валюту, они ждут единого курса, какой он сложится. И как только выльется на рынок эта вся наличность, долларовая и евро, которую мы отдаем сейчас на закупку газа и так далее, то предложения по доллару будут очень высокие, — заявил Лукашенко 18 октября. — И когда будет один курс, предприятие 30% обязательно продает — по этой цене продал, по этой же цене можно и купить валюту, — совершенно будет другой курс. Поэтому это тоже надо иметь в виду, а не приспосабливаться к курсу, который сегодня 8 или 9 тысяч».
Экономист Александр Муха отмечает существенную разницу между официальным курсом белорусского рубля и курсом на допсессии. «Очевидно, что эта разница будет покрываться за счет резкой, по сути, одномоментной девальвации официального курса. Таким образом, в ближайшие дни мы можем ждать девальвации белорусского рубля сразу на 55-60%», — предполагает экономист.
Поддерживать курс рубля за счет интервенций Нацбанк вряд ли сможет из-за отсутствия необходимого для этого объема золотовалютных резервов.
Похоже, удержать ситуацию в ближайшее время, пока не поступят спасительные кредиты (если они поступят), может лишь продажа госактивов. Ближайшей сделкой обещает стать продажа российскому «Газпрому» оставшихся 50% акций ОАО «Белтрансгаз». Стороны рассчитывают заключить эту сделку уже в ноябре.
Последние Комментарии