Другие материалы рубрики «Финансы»
-
За рост зарплат Беларусь может заплатить непомерную цену
Прирост средней заработной платы в стране с начала года шел в основном за счет образования, здравоохранения, сферы социальных услуг… -
Входной билет в банковский бизнес Беларуси резко подорожал
Если до последнего времени для создания нового банка нужно было сформировать уставной фонд в эквиваленте 5 млн. евро, то теперь это требование увеличено до 25 млн...
- На торгах на БВФБ курс доллара вырос на 70 рублей
- «МТБанк» оптимизировал процесс покупки компаниями валюты на бирже
- Выросли поступления в бюджет от ИП Могилевской области
- На биржевых торгах курс доллара снизился на 40 рублей
- Беларусь: обзор рынка валют, 18-22 июня
- Инфляция в Беларуси с начала года — на 9,7%
- Харковец: в этом году республиканский бюджет не может быть донором для местных
- Самый богатый белорус заработал в 2011 году 22,4 млрд. рублей
- ЗВР Беларуси вернулись на 8-миллиардный уровень
- С начала года жизнь в Беларуси подорожала на 8,5%
ФинансыПартнёр рубрики: FOREX CLUB
Являются ли белорусские банки «прачечными» по отмыванию денег?
Белорусская банковская система вновь попала под подозрение в отмывании денег. На этот раз тень упала на «Кредэксбанк». Naviny.by попытались разобраться, насколько обоснованными являются обвинения Минфина США, какие последствия это может иметь для банковской системы страны и какую роль в этом играют финансовые власти.
По мнению экспертов, отмывание денег — выгодный бизнес, и в эту нишу всегда можно вклиниться. Что касается Беларуси, то она могла это сделать еще в первые годы своей независимости, вспоминает бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
«Еще когда я возглавлял Нацбанк, в Беларусь поступали сомнительного характера финансовые предложения из Средней Азии, Молдовы, Австрии. Разные лица были готовы предоставить нашей экономике огромные суммы и предлагали это сделать путем перевода валюты наличными в банки, то есть хотели таким образом легализовать средства. Но я на это не пошел», — отмечает Богданкевич.
Беларусь в обновленном в марте этого года списке Государственного департамента США стран с серьезными рисками по отмыванию денег, не значится. Зато там есть сами США и некоторые страны постсоветского пространства (например — Латвия). Кроме того, наша страна является членом группы «Эгмонт» — неформального объединения подразделений финансовых разведок, которое ставит своей целью борьбу с отмыванием денег. Однако это не мешает белорусским банкам время от времени попадать под подозрение.
Летом 2004 года правительство США в лице Министерства финансов обвинило белорусский «Инфобанк» в «отмывании денег для режима Саддама Хусейна», заработанных в результате сделок, совершенных в обход программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» и с использованием незаконных надбавок и завышенных контрактов.
Позже «Инфобанк» был переименован в «Трастбанк», который в 2006 году также попал под подозрение в отмывании денег высшими должностными лицами Беларуси. В прошлом году председатель совета директоров российского ЗАО «Национальная Резервная Корпорация» Александр Лебедев заявил о причастности белорусских банков к отмыванию денег банка «Российский капитал». Теперь вот «Кредэксбанк»...
Белорусские власти факты о причастности отечественных банков к отмыванию денег, естественно, полностью отрицали. Необоснованными названы и нынешние подозрения в отношении «Кредэксбанка».
«Беларусь всегда очень ответственно относится к своим международным обязательствам, как в сфере борьбы с терроризмом, так и в сфере противодействия отмыванию денег. Беларусь присоединилась ко всем соответствующим конвенциям», — заявил начальник управления информации — пресс-секретарь МИД Андрей Савиных, отметивший, впрочем, что «опасения американской стороны нуждаются в уточнениях».
О непричастности к грязным операциям ожидаемо заявило и руководство «Кредэксбанка».
«Тем не менее, нельзя однозначно утверждать, что белорусские банки никак не замешаны в отмывании денег, — подчеркивает Богданкевич. — Если есть где-то серый капитал и есть необходимость его легализовать, то для таких схем вполне могут быть использованы и наши банки».
Экономист Ярослав Романчук убежден, что подозрения в отмывании денег не появляются на пустом месте. «Я не думаю, что специалисты Минфина США могли так ошибиться, чтобы обвинить такой небольшой банк в отмывании 1 млрд. долларов и, более того, назвать его крупным игроком по отмыванию денег», — заявил эксперт.
Вместе с тем Ярослав Романчук считает неожиданным заявление Минфина США о том, что «Кредэксбанк» может являться едва ли не ключевым центром по глобальному отмыванию денег.
«Ведь в этом случае речь должна идти об отмывании десятков миллиардов долларов. Но таких денег в Беларуси нет. Если бы имели место сомнительные притоки денежных средств на миллиарды долларов, это бы стало заметно. Но ничего похожего в банковской системе нашей страны не было. В таком случае можно предполагать, что отмывание капитала, если названный банк действительно в этом замешан, происходило за пределами Беларуси», — отметил эксперт.
Публичные финансовые показатели «Кредэксбанка» действительно не дают повода для подозрений в причастности к сомнительным схемам. В рейтинге белорусских банков по итогам 2011 года, составленном аналитическим порталом Infobank.by, по размерам активов «Кредэксбанк» занял 27-е место с показателем 388,9 млрд. рублей. По величине собственного капитала банк оказался чуть выше — на 16-м месте с показателем 168,1 млрд. рублей.
«Но, как показывает российский опыт, зачастую в отмывании денег обвиняют именно небольшие банки, — говорит вице-президент Ассоциации российских региональных банков Олег Иванов. — Именно у владельцев небольших банков чаще возникает желание быстро заработать. Экономический риск для них меньше, чем для крупных банков. Отмывание денег и участие в такого рода сделках считается серьезным правонарушением, которое грозит отзывом лицензии. Но для крупного банка это будет иметь более серьезные последствия, чем для мелкого».
Высказанные Минфином США подозрения в отношении белорусского банка Олег Иванов считает «логичным процессом». Он отметил, что в феврале текущего года ФАТФ (международная группа, которая вырабатывает рекомендации по противодействию отмыванию денег) ужесточила требования к контролю над отмыванием денег. Эксперт не видит в заявлениях Минфина США политического подтекста, но обращает внимание на любопытный факт.
«Политику и направление деятельности ФАТФ во многом определяют американцы, которые сегодня озабочены финансовым кризисом. И борьбу с отмыванием денег они рассматривают в том числе и как возможность пополнения собственного бюджета. Не секрет, что достаточно большое количество американских резидентов получают доходы за пределами США, при этом многие стараются уклоняться от налогообложения. Но если до февраля сокрытие налогов и попытки их легализовать не считались отмыванием денег, то с февраля ситуация изменилась», — отмечает эксперт.
Как бы то ни было, под подозрение в отмывании денег попал белорусский банк. И, уверены эксперты, одними заявлениями со стороны властей и регулятора о непричастности к использованию сомнительных финансовых схем здесь не обойтись.
«Есть серьезные основания для расследования финансовой деятельности «Кредэксбанка». На месте Генпрокуратуры я бы запросил документы в Минфине США и возбудил уголовное дело. Ведь либо Нацбанк не видел в деятельности «Кредэксбанка» ничего подозрительного, а тогда встает вопрос о качестве выполнения регулятором своей надзорной функции, либо он все видел и молчал. Поэтому монетарные надзорные органы должны как-то отмыться», — убежден Ярослав Романчук.
Надо признать, Нацбанк отреагировал достаточно оперативно, заявив сегодня о проведении внеплановой проверки ЗАО «Кредэксбанк».
Станислав Богданкевич сомневается, что главный банк страны мог быть в курсе проведения коммерческими банками сомнительных финансовых операций, если таковые имели место. Исключает это и Олег Иванов. По его мнению, большая осведомленность американской стороны в делах «Кредэксбанка» объясняется тем, что у американских органов больше возможностей по мониторингу финансовой системы в целом. Они лучше обеспечены, в том числе технически, и это в комплексе позволяет им выявлять скрытые схемы отмывания денег в разных частях планеты.
Новое попадание Беларуси в число стран, банки которых могут использоваться в качестве прачечных для грязного капитала, потенциально может иметь серьезные последствия для страны, считает Ярослав Романчук.
«Это повлечет за собой еще большее ужесточение контроля над финансовыми потоками, которые идут через белорусские банки, замедление платежных операций. А такие меры ухудшиа условия для работы нашим банкам и другим финансовым учреждениям. Также усложнится возможность привлечение внешних заимствований. Можно ожидать и ухудшения отношений с МВФ. Я не исключаю, что ни о какой новой программе с фондом речь не пойдет до тех пор, пока обвинения в отмывании денег не будут сняты», — полагает экономист.
Последние Комментарии