Положительное сальдо внешней торговли — не достижение, а совпадение

Внешнеторговое сальдо Беларуси с начала года постоянно растет. Но ближе к концу процесс может повернуться вспять…

 

Внешнеторговое сальдо Беларуси с начала года постоянно растет. Однако утверждать, что правительству удалось переломить негативные тенденции во внешней торговле, пока не приходится, считают эксперты. Они указывают на тревожные сигналы, которые предупреждают: процесс может повернуться вспять, причем произойдет это, вероятнее всего, ближе к концу года. Ситуация с платежным балансом страны в целом напряженная.

По данным Белстата, за январь-апрель положительное сальдо внешней торговли товарами Беларуси превысило 1 млрд. 24,5 млн. долларов. На фоне того, что за такой же период 2011 года показатель был отрицательным в размере 3,4 млрд. долларов, рывок выглядит впечатляюще.

Ненамного, но все же выросло и сальдо внешней торговли услугами. За первый квартал оно составило 536,1 млн. долларов (в январе-марте 2011-го — 517 млн.).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами по итогам первого квартала тоже положительное — 1,37 млрд. долларов.

«По нашей оценке, на запланированный годовой показатель положительного внешнеторгового сальдо, который составляет 1,5 млрд. долларов, мы выйдем уже за четыре месяца, — заявил журналистам 24 мая замдиректора департамента внешнеэкономической деятельности МИД Дмитрий Куптель. — Мы наблюдаем существенный прирост притока валютной выручки».

Однако эксперты затрудняются прогнозировать, сколько может продлиться положительная тенденция во внешней торговле. Это зависит от ряда факторов, в том числе — от работы предприятий-экспортеров.

Еще в середине марта замминистра иностранных дел Александр Гурьянов предупреждал, что эффект от прошлогодней девальвации для предприятий в основном исчерпан и задачу выхода на положительное сальдо им предстоит решать в непростых условиях.

«Предприятиям-экспортерам приходится работать в условиях стабилизации на валютном рынке и рассчитывать на иные факторы, нежели снижение курса», — сказал представитель МИД на пресс-конференции 13 марта.

К таким факторам он, в частности, отнес создание новой конкурентоспособной продукции и расширение рынков сбыта.

Экономист Сергей Чалый отмечает, что положительные тенденции экспорта объясняются не только девальвацией белорусского рубля, но и «очень выгодными условиями по нефти и газу», которые Беларусь в этом году получила от России.

«Львиную долю роста экспорта составили калийные удобрения и нефтепродукты. В случае с калийными удобрениями сыграл в основном ценовой фактор, так как фактические объемы зарубежных поставок выросли не сильно», — отметил Чалый в интервью БелаПАН.

«Что же касается нефтепродуктов и нефтехимии, то здесь следует иметь в виду не только хорошие условия торговли, но и эти пресловутые растворители-разбавители», — добавил эксперт. 

Речь идет о хитроумной схеме, ставшей недавно достоянием гласности. В частности, дизтопливо и мазут экспортируются из Беларуси на Запад под видом растворителя и антикоррозийной смеси. Это позволяет избежать уплаты в российский бюджет высоких экспортных пошлин на нефтепродукты (пошлин на растворители и антикоррозионные смеси нет вовсе).

Кроме того, отмечает Чалый, «когда мы говорим о положительном сальдо, нужно считать не только внешнеторговое, но и общее сальдо счета текущих операций».

«Это сальдо, учитывающее факторные доходы и текущие трансферты (репатриация валютной выручки, те деньги, которые белорусские гастарбайтеры перечисляют сюда или отсюда). Получается, что последние два месяца идет небольшой минус. Пока баланс сохраняется с небольшим плюсом за счет показателей января и февраля, но март-апрель уже отрицательные», — говорит экономист.

В целом же, по мнению Чалого, гнаться за положительным сальдо не следует, так как, учитывая специфику белорусской экономики, его можно добиваться «достаточно искусственным образом».

«Структура белорусской экономики такова, что мы должны иметь легкое отрицательное сальдо счета текущих операций, которое может компенсироваться прямыми иностранными инвестициями», — отметил эксперт.

Однако аналитики обращают внимание на непростую ситуацию с платежным балансом страны. По данным статистического отчета Нацбанка, в апреле дефицит валютных платежей составил 44,9 млн. долларов.

Между тем в 2012 году Беларусь должна выплатить 1,6 млрд. долларов в виде платежей по кредитам и бондам. От графика погашения этих платежей будет во многом зависеть платежный баланс страны.

«Если получим внешние займы, продадим госактивы на два с лишним миллиарда долларов, тогда все перекроем, — говорит бывший руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич. — А если ничего не продадим в связи с тем, что наша политика в области приватизации и продажи непостоянна, то прогнозировать результат очень сложно».

По словам Сергея Чалого, дальнейшее развитие ситуации «очень сильно зависит от действий правительства и Нацбанка».

«Политическое давление с целью ослабления денежно-кредитной политики, которое уже наблюдается, грозит плавным возвратом к политике стимулирования искусственных доходов и роста ВВП, что автоматически скажется на курсе рубля», — подчеркнул экономист.

«И тут возникает интересный момент: при сохранении режима плавающего валютного курса все такие меры достаточно бессмысленны, потому что в реальном долларовом выражении это все равно будут те же самые доходы. То есть, понятно, что такой механизм должен подразумевать еще плавный возврат от плавающего свободного курса к прежнему управляемому курсу», — говорит Чалый.

По его прогнозам, это вполне реальная угроза. «Пока Нацбанк достаточно успешно противостоит всем этим вещам, но есть и тревожные тенденции. Поэтому, думаю, вторая половина года будет хуже первой», — предположил эксперт.

В свою очередь, экономист Лев Марголин отмечает: внешнеторговый баланс ухудшится, если власти в стремлении заработать себе очки перед парламентскими выборами продолжат искусственно повышать заработные платы и снижать стоимость кредитов.

Руководство страны ставит задачу, с одной стороны, поднимать зарплаты и удешевлять кредиты, с другой — наращивать положительное сальдо торгового баланса.

«Но ведь это взаимоисключающие задачи, — подчеркивает Марголин. — Как только начнет увеличиваться зарплата и снижаться стоимость кредитов, нагрузка на валютный рынок возрастет. Так что одно из двух: либо рост зарплат и снижение сальдо, либо положительное сальдо при зарплате приблизительно на том же уровне, на каком она сейчас».

Марголин убежден: если обещание правительства и президента вернуть в ближайший год среднюю зарплату в стране на уровень 500 долларов будет выполнено, возврат к дефициту торгового баланса тоже неизбежен.