Другие материалы рубрики «Финансы»
-
Будут ли лопаться белорусские банки?
За суверенную историю Беларуси в стране было ликвидировано 25 банков, и у этой печальной статистики может быть продолжение… -
Банки будут сообщать в налоговые органы о покупателях крупных сумм валюты
Кроме банков. информацией о покупках и доходах граждан с налоговиками делятся таможня, ГАИ, БТИ...
- Курс доллара на бирже опустился ниже 14 500 рублей
- Белорусские банки снижают ставки по кредитам
- Швейцария — страна с самым высоким уровнем чистых доходов в мире, Беларусь — на 109-м месте
- Доллар продолжает дешеветь
- Курс доллара на биржевых торгах снизился до 14.570 рублей
- Лукашенко: налогообложение должно быть простым, понятным и логичным
- Копейка, рейхсмарка, рубль. Выставка «Денежные знаки Беларуси»
- Зарплаты белорусов в 2014 году. От программистов до аграриев
- Новая девальвация белорусского рубля. 19.12.2014 — 19.01.2015
- Белорусские деньги будущего — какие они?
Финансы
Белорусская экономика вернулась во времена дорогих рублей
Белорусский рубль дорожает. Выражается это в нескольких вещах: Нацбанк значительно (с 29% до 40%) поднял процентные ставки по операциям поддержки банков рублевой ликвидностью. Одновременно с этим коммерческие банки существенно повышают стоимость кредитов в нацвалюте для предприятий. А ведь правительство ранее обещало президенту, что уже в первом полугодии рублевые кредиты станут доступными для реального сектора экономики.
Банковские кредиты дорожают
Многие белорусские банки («БПС-Сбербанк», «Банк БелВЭБ», «Белгазпромбанк», «Альфа-Банк») уже подняли стоимость рублевых кредитов для предприятий. Сегодня ставка по кредитам для юрлиц в перечисленных банках находится на уровне ставка рефинансирования Нацбанка плюс 10-15 процентных пунктов.
Получается, процентная ставка по рублевому кредиту (в зависимости от банка, состояния заемщика, сроков кредитования и некоторых других факторов) находится сегодня в диапазоне от 33,5% до 38,5% годовых. Для сравнения: в конце июня и даже в первую декаду июля рублевый кредит в белорусских банках можно было взять под 28% годовых.
Существенное подорожание кредитов в нацвалюте отобьет у предприятий и без того невысокое желание их привлекать. Ведь у большинства предприятий, судя по официальной статотчетности, уровень рентабельности составляет менее 10%. Мало того, во многих отраслях по сравнению с прошлым годом уровень рентабельности снизился, поэтому платить высокие процентные ставки по кредитам им стало еще сложнее.
Надо сказать, что правительство в начале года планировало сделать рублевые кредиты доступными для реального сектора. Глава белорусского правительства заявлял о том, что вместе с Нацбанком разработан пошаговый план снижения процентных ставок, и уже в течение первого полугодия стоимость кредитов для предприятий должна снизиться.
«Мы думаем, что буквально в течение первого полугодия эти вопросы будут решены», — подчеркивал премьер-министр Михаил Мясникович в ходе февральского доклада перед президентом.
В марте-июне процентные ставки Нацбанк снижал (в частности, ставка рефинансирования была снижена с 30% до 23,5%), и поэтому стоимость рублевых кредитов уменьшалась. А в июле начался отток вкладов, Нацбанку пришлось ужесточать денежно-кредитную политику, чтобы остановить этот процесс, и сегодня экономика вернулась во времена дорогих рублей.
В общем, надежды премьера, что «вопросы будут решены» и рублевые кредиты станут доступными, не оправдались.
А могли ли вообще планы правительства по существенному снижению стоимости рублевого кредитования быть реализованы? Одной решимости правительства оказалось недостаточно, чтобы сделать кредитование в нацвалюте доступным для предприятий. Как следствие, вероятность того, что стране удастся добиться высоких (продекларированных) темпов экономического роста, равна практически нулю.
Высокие ставки — панацея от девальвации
Истинную причину возврата высоких процентных ставок на денежном рынке эксперты усматривают в девальвационных ожиданиях населения. Роста курса доллара на 2% в течение двух недель хватило, чтобы взволновать умы населения, вызвать конвертацию вкладов и увеличение спроса на инвалюту.
«Неблагоприятные инфляционные и девальвационные ожидания сохраняются, и поэтому форсированное снижение процентных ставок, наблюдавшееся в первом полугодии, вкупе с ростом курса доллара в летние месяцы воспринималось населением негативно», — объясняет ситуацию на денежном рынке экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Белорусские экономисты отмечают, что эффект резкой девальвации 2011 года оставил серьезный след в сознании населения, и поэтому даже незначительные колебания на валютном рынке имеют негативный общественный резонанс. Курс доллара, по сути, является сегодня для многих ориентиром, который влияет на поведение населения.
По мнению экспертов, если бы удалось перейти на режим таргетирования инфляции, влияние колебания курса на поведение вкладчиков удалось бы снизить.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Александр Зарецкий отмечает, что в условиях режима таргетирования инфляции Нацбанк задает определенный уровень роста потребительских цен и проводит монетарную политику таким образом, чтобы достичь запланированного уровня инфляции. При таком режиме, который действует в европейских странах, волатильность на валютном рынке не влияет на поведение вкладчиков, поскольку все смотрят на инфляцию.
«Однако для перехода на режим таргетирования инфляции Нацбанк должен обладать полной независимостью в части монетарной политики, в том числе иметь полную самостоятельность при определении процентных ставок. На сегодняшний день центробанк Беларуси не обладает необходимым уровнем независимости, поэтому в текущих условиях режим таргетирования инфляции существовать в стране не может», — полагает Зарецкий.
Высокие процентные ставки, вернувшиеся на денежный рынок, противоречат планам властей достичь высоких темпов экономического роста. Когда стоимость рублевых кредитов превышает 30-35% годовых, предприятия не готовы привлекать банковские ресурсы под свое развитие, и обеспечивать рост ВВП в такой ситуации становится затруднительно.
«Высокие процентные ставки вызывают проблемы с экономическим ростом, с инвестициями в реальный сектор. Сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, поставлена задача обеспечить высокие темпы экономического роста, с другой — необходимо обеспечить привлекательные для вкладчиков условия, чтобы они хранили средства в рублях», — констатирует Дмитрий Крук.
В нынешней ситуации, когда Нацбанк через высокие процентные ставки пытается обеспечить привлекательность рублевых вкладов, «выйти на высокие темпы экономического роста, свыше 8% в год, совсем-совсем нереально», полагает эксперт.
Белорусские экономисты надеются, что здравый смысл возобладает, и власти во главу угла поставят финансовую стабильность, а не экономический рост.
«Видимо, экономический рост будет принесен в жертву, чтобы обеспечить устойчивость национальной денежной единицы. В противном случае могут возникнуть основания для девальвации, что приведет к высокой инфляции, и мы все равно придем к высоким процентным ставкам на денежном рынке», — говорит независимый эксперт Феликс Чернявский.
Белорусские банкиры в частных беседах высказывают мнение, что высокие процентные ставки — по сути, единственный инструмент, который может позволить обеспечить стабильность на валютном рынке. С таким мнением соглашаются и другие эксперты финансового рынка.
«Высокие процентные ставки — ключевой фактор, который может обеспечить стабильность курса и сдерживать девальвацию в разумных пределах», — считает Дмитрий Крук.
Однако, как мы отмечалось выше, высокие процентные ставки никак не вписываются в планы властей по экономическому росту. Кстати, рост ВВП за первое полугодие составил всего лишь 1,4%. Как долго высокопоставленные госслужащие готовы мириться с низкими темпами экономического роста — в этом и состоит главная интрига.
Последние Комментарии