Другие материалы рубрики «Финансы»
-
Будут ли лопаться белорусские банки?
За суверенную историю Беларуси в стране было ликвидировано 25 банков, и у этой печальной статистики может быть продолжение… -
Банки будут сообщать в налоговые органы о покупателях крупных сумм валюты
Кроме банков. информацией о покупках и доходах граждан с налоговиками делятся таможня, ГАИ, БТИ...
- От вывозных пошлин в бюджет Беларуси поступило около 3 трлн. рублей
- Деньги вкладчикам «Дельта Банка» вернет «Банк Москва-Минск»
- В Минфине считают «достаточно высокой» вероятность новой программы сотрудничества Беларуси и МВФ
- Альфа-Банк закрывает представительство в Беларуси
- В Беларуси установлены предельные максимальные отпускные цены на молочные продукты и мясо бройлеров
- Лукашенко: налогообложение должно быть простым, понятным и логичным
- Копейка, рейхсмарка, рубль. Выставка «Денежные знаки Беларуси»
- Зарплаты белорусов в 2014 году. От программистов до аграриев
- Новая девальвация белорусского рубля. 19.12.2014 — 19.01.2015
- Белорусские деньги будущего — какие они?
Финансы
Какую девальвацию прогнозируют банки на 2014 год?
Нынешний год подходит к концу, и многие предприятия утверждают свои бюджеты на будущий год. Один из ключевых показателей, который в свой бюджет закладывают банки — обменный курс национальной валюты, его изменение существенно влияет на результаты их финансовой деятельности.
Опрос, проведенный БелаПАН, говорит о том, что банкиры заложили на будущий год два основных варианта развития событий на валютном рынке.
Туманные перспективы валютного рынка
Формировать бюджет и бизнес-план корпоративному сектору приходится в непростых условиях. Во второй половине 2013 года на внутреннем рынке сложился ряд тревожных тенденций: золотовалютные резервы постоянно снижаются, спрос на валюту каждый месяц превышает предложение, в торговом балансе нарастает отрицательное сальдо.
Однако, несмотря на перечисленные проблемы, у властей все еще отсутствует внятный план действий, которые позволили бы переломить вышеперечисленные негативные тренды. Тревожная динамика на финансовом рынке, с одной стороны, и отсутствие четкого плана действий правительства по устранению дисбалансов в экономике — с другой, делает будущее неопределенным.
Поэтому белорусские банки придерживались сценарного подхода при формировании бюджета на 2014 год. В качестве базового сценария они заложили плавное обесценение курса национальной валюты.
«Наш базовый сценарий предполагает, что курс доллара к концу 2014 года составит 10 900 рублей», — сообщил БелаПАН представитель банка, который является одним из основных держателей рублевых вкладов населения.
У других игроков банковского сектора курсовой прогноз несколько отличается. К примеру, один из ведущих банков Беларуси с российским капиталом прогнозирует, что курс доллара к концу 2014 года составит 11 600 рублей.
В целом похоже на то, что сценарий плавной девальвации у белорусских банков ассоциируется с ростом курса доллара на 10-20% в течение 2014 года.
Представители банков в неформальном общении хором говорят, что динамика обменного курса в будущем году напрямую будет зависеть от способности властей привлечь валюту в страну.
«Мы исходим из того что если государство сможет найти валюту на покрытие внешнего дефицита, тогда оно сможет обеспечить запланированный на 2014 год среднегодовой курс доллара (9800 рублей). Если привлечь финансирование не получится, давление на валютный рынок будет нарастать», — говорит руководитель подразделения одного из крупнейших банков.
Практически все представители банковского сектора в беседах с корреспондентом БелаПАН в той или иной форме подчеркивали, что без внешнего «допинга» обеспечить в будущем году относительную стабильность обменного курса будет крайне сложно.
Прогноз на случай кризиса
Сценарий, при котором внешнее финансирование в необходимых объемах не будет найдено, банкиры называют кризисным. Степень девальвации при таком сценарии банки оценивают в 30-40%.
В частности, один из белорусских банков с российским капиталом, по информации БелаПАН, прогнозирует, что курс доллара на конец 2014 года составит 14 000 рублей в случае реализации кризисного сценария.
Впрочем, частные коммерческие банки, зная о хронических проблемах на валютном рынке Беларуси, постарались захеджировать риски, связанные с возможным скачком обменного курса.
По словам банкиров, валютные кредиты сегодня они выдают только платежеспособным заемщикам, которые имеют валютную выручку. Поэтому в тех банках, где придерживаются этого правила, девальвация не должна привести к резкому ухудшению качества кредитного портфеля.
Кроме этого, коммерческие банки стараются держать длинную валютную позицию, когда требования в иностранной валюте к клиентам превышают валютные обязательства.
По мнению экспертов, в уязвимом положении в результате девальвации могут оказаться госбанки.
Кредитный портфель госбанков (из-за кредитования проектов в рамках госпрограмм) состоит в основном из рублевых кредитов, в то время как у других крупных банков объем валютных кредитов превышает величину рублевых. Поэтому риск оказаться в короткой валютной позиции, когда обязательства банка в инвалюте превышают требования, у госбанков выше.
«Последствия в случае девальвационного сценария для банковского сектора будут неравномерными. Скорее всего, больше пострадают госбанки. Именно это мы видели в 2011 году, когда госбанки оказались в короткой валютной позиции и понесли существенные потери», — отмечает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Деньги под выборы
Потери при девальвационном сценарии понесут не только юридические лица, но и физические. Причем если субъектам хозяйствования девальвация может принести и положительные результаты (снизятся в долларовом выражении затраты на оплату труда, ценовая конкурентоспособность экспортеров вырастет), то для физических лиц обесценение рубля будет иметь исключительно негативные последствия.
С другой стороны, будущий год — предвыборный, и с этой точки зрения властям было бы логично не беспокоить электорат плохими новостями.
Однако, полагают эксперты, самостоятельно устранить макроэкономические проблемы, которые оказывают давление на обменный курс национальной валюты, власти вряд ли смогут.
Снизить внешний дефицит за счет сокращения внутреннего спроса (кредитования) теоретически можно, говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. Однако, полагает экономист, это наверняка приведет к ухудшению финансового состояния госпредприятий, что вряд ли приемлемо для государства.
«За счет ограничения (сокращения) внутреннего спроса решить проблемы вряд ли получится. Поэтому можно говорить о том, что только внешнее финансирование может уберечь нас от проблем на валютном рынке», — полагает Александр Чубрик.
Учитывая динамику снижения золотовалютных резервов, наблюдатели отводят правительству от трех месяцев до полугода для поиска внешнего финансирования. К слову, один из белорусских банков в своей отчетности, с которой ознакомился БелаПАН, указывает, что у властей осталось не более шести месяцев для принятия необходимых шагов по сохранению макроэкономической стабильности.
Многое, на наш взгляд, может проясниться уже до конца текущего года. Дело в том, что на вторую половину декабря запланировано заседание Высшего госсовета Союзного государства с участием президентов Беларуси и России.
Официальный Минск ждет сегодня от Москвы финансовой поддержки. Белорусские власти уже обратились в Антикризисный фонд ЕврАзЭС с просьбой о продлении действующей кредитной программы до 2015 года, что позволило бы белорусским властям получать финансовую поддержку со стороны России еще на протяжении двух лет.
Таким образом, речь идет о финансовых ресурсах, которые белорусским властям нужны для подготовки страны к президентским выборам. И от Кремля зависит, насколько спокойной будет в Беларуси предвыборная пора.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева