Другие материалы рубрики «Мобильник»

  1. Из-за кризиса средняя цена смартфона в Беларуси снизится на 20-30%
    По итогам 2014 года рынок смартфонов упал в деньгах, но увеличился в количестве...
  2. Абоненты velcom подверглись «телефонным атакам» из-за рубежа
    Специалисты рекомендуют не отвечать на незнакомые звонки и не перезванивать на определившиеся номера...


Мобильник

БеСТприданница: за сколько же государство продаст сотового оператора?


Государственный оператора мобильной связи БеСТ, вопреки упорно ходившим слухам, пока не продан. Такой вывод можно сделать из заявления министра экономики Николая Зайченко о том, что правительство намерено выручить не меньше 500 млн. долларов от продажи своего не совсем удачливого телекоммуникационного детища.

фото Onliner

«Я думаю, мы ведем речь о сумме не меньше полумиллиарда долларов», — заявил министр экономики Николай Зайченко 19 мая в Киеве на XVII ежегодном заседании совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития. По словам министра, правительство не ускоряет, но и не замедляет ход переговоров с Turkcell, сообщает БелаПАН со ссылкой на агентство Рейтер.

Такая цена, к слову, совпадает с суммой, которую называл и глава государства. Однако по сравнению с экспертными оценками российских аналитиков, она кажется завышенной.

Еще в апреле в околоправительственных кругах, а затем и в СМИ стали циркулировать слухи о том, что белорусское правительство даже одобрило сделку с турецким оператором Turkcell, который намерен приобрести 80% акций третьего белорусского оператора. Но официального подтверждения эта информация не получила ни в правительстве, ни от самих участников сделки. Что еще больше дало поводов говорить о продаже. Ведь такая ситуация была и с Velcom, когда в течение нескольких месяцев чиновники и участники сделки хранили гордое молчание о каких-либо деталях перехода госпакета кипрскому соучредителю.

Очевидно, главной загвоздкой в продаже БеСТа остается цена. По разным оценкам, стоимость сделки варьируется от ста миллионов до миллиарда долларов.

Первую финансовую оценку БеСТу дал Александр Лукашенко еще в апреле прошлого года. На пресс-конференции для белорусских журналистов президент огласил сумму, за которую может быть продана компания — 500 млн. долларов. Правда, тогда никаких конкретных предложений у правительства со стороны инвесторов по поводу госоператора не было. А то, что он стал фактически обузой для правительства, подтвердил тогда и сам глава государства: «Мы будем приватизировать те предприятия с которыми не справляемся. Сегодня мне предлагают за 500 млн. долларов продать третьего оператора мобильной связи БеСТ. Это хорошее предложение. Мы получаем от этого предприятия 17 млн. долларов в год в виде дивидендов, а налогов это предприятие платит 170 млн. долларов в год. Ну сколько лет придется нам эти дивиденды получать, чтобы 500 млн. набрать? Тут есть над чем подумать».

Правда, уже в феврале 2008 года на встрече со студентами БГУ Александр Лукашенко назвал сумму вдвое большую (если речь, конечно, шла о долларах): «За третьего оператора — БеСТ — нам предлагают миллиард, чтобы купить его со всеми долгами. Подумаем...». Но это было еще до встречи с руководством турецкой компании Turkcell, состоявшейся в начале марта. В развитие мобильной связи Беларуси компания, по промелькнувшей в СМИ информации, намеревалась инвестировать до 800 млн. долларов. Но была ли это только плата за БеСТ, не уточнялось.

Впрочем, по оценкам российских аналитиков, «красная» цена БеСТа — не больше 100 млн. долларов. «Эта цифра получается исходя из того, что стоимость одного абонента БеСТ вряд ли превышает 500 долларов. Сделки на этом рынке в последние годы проводятся именно по такой цене», — приводит мнение эксперта инвестиционной компании «Финам» Владислава Кочеткова Onliner.

В то же время эксперты отмечают, что сумма в данном случае может быть на несколько порядков выше, поскольку продается не столько оператор, сколько лицензия. Ведь вероятность того, что в будущем на белорусском рынке появится еще какой-то оператор, крайне мала, а трех операторов стандарта GSM, по мнению чиновников, вполне достаточно.

Для сравнения: 70% активов Velcom достались Telekom Austria Group, перекупившей их у кипрской компании SB Telecom, почти за 1 млрд. долларов. Но одно дело преуспевающая компания с абонентской базой в несколько миллионов, и совсем другое — оператор с долгами.

Напомним, что в начале 2008 года за неуплату арендной платы местные органы власти были вынуждены отключить базовые станции БеСТа, которые были вновь подключены после погашения задолженности. Случай довольно забавный, учитывая, что оператор полностью государственный. А к госсобственности у правительства более чем трепетное отношение.

Следует заметить, что на БеСТе сейчас «висит» китайский кредит в размере 234 млн. долларов. Срок его возврата наступает в 2009 году, а полное погашение должно завершиться до 2014 года. В ноябре прошлого года руководство компании говорило о том, что эти деньги намерена возвращать из собственных средств и не намерено привлекать дополнительное финансирование.

О том, что БеСТ не нуждается в стороннем инвесторе для реализации своей инвестиционной программы, говорил в апреле на выставке «tibo'2008» министр связи и информатизации Николай Пантелей. Это, впрочем, еще более запутало ситуацию с продажей третьего оператора.

По мнению директор инвестиционной компании «Юнитер» Андрея Дереха, за какую бы сумму ни планировали продать БеСТ, результаты сделки в любом случае станут известны общественности. «Turkcell, который является наиболее вероятным покупателем, — открытая компания, их акции обращаются на бирже. Впоследствии, когда они опубликуют свои отчеты, мы точно узнаем цену. Говорить же заранее об этом сложно», — сказал он в интервью «Белорусским новостям».

Существуют международные стандарты оценки, коэффициенты и мультипликаторы, по которым оценивают предприятие той или иной отрасли, отметил эксперт. Это не только чисто балансовый метод: изучаются потенциал рынка, сделки в аналогичных компаниях в других странах. «В частности, на телекоммуникационном рынке, когда выручка не является основным критерием, делается оценка компании по количеству абонентов и потенциалу роста сети». Но это будут укрупненные оценки, и не факт, что они окажутся в конечном итоге именно такими, полагает Андрей Дерех. Ведь общая структура стоимости всегда складывается из пассивов и активов, обязательств компании. Можно купить компанию и за 100 млн., но долги перед кредиторами будут на 500 млн.

По данным БеСТ, в первом квартале 2008 года абонентская база оператора равнялась 184,6 тыс. пользователей. Показатель охвата территории страны услугами сотовой подвижной связи оператора составляет 24%, населения — 61%.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева