Мнения других авторов
- 24.03 // 12:52 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Крабий бюджет // Статья
- 23.03 // 17:37 Сергей Зикрацкий. БИЗНЕС В ЗАКОНЕ. Индивидуальные предприниматели — новый формат работы или уклонение от уплаты налогов? // Статья
- 23.03 // 12:44 Брюс Бакнелл. ЕВРОПА. Мы помним о том, что произошло в Крыму год назад // Статья
- 22.03 // 13:47 Алесь Мікус. ПРАЕКЦЫІ. Як дзеці. Как дети // Статья
- 21.03 // 12:20 Владимир Подгол. МЕЖДУ СТРОК. Спровоцируют ли кровавый майдан на День Воли? // Статья
Другие Мнения этого автора
- 02.07 // 12:29 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. «Саўка ды Грышка»: клоуны нашей судьбы // Статья
- 08.05 // 11:26 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Весна: реквием для сержантов // Статья
- 03.04 // 11:35 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Тигры в лилиях // Статья
- 20.03 // 13:19 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Пережить дебют // Статья
- 06.03 // 12:04 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Born in Абышто // Статья
Мнение
Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Нет сцены для Буратино
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение». |
Нет, автор не жаждет крови ви-джеев «Первого музыкального», не призывает сжигать диски Руслана Алехно или двинуться крестовым походом на Театр эстрады. Бог с ними! Кто-то, наверное, и от этого получает свой скромный кайф. Речь о другом: родная поп-кухня принципиально не способна готовить острые блюда. И выглядит перманентным пионерским слетом мальчиков в облегающих кожанках на голое тело и девочек в мини и ботфортах.
В нормальном шоу-бизе продюсеры ищут непричесанных героев, бьются за новичков, пробуют новый звук. В нашем все наоборот. Здесь невозможна нервная провинциалка Земфира, взорвавшаяся некогда поп-мир обоймой исповедальных рок-зонгов. Невозможен ночной денди Брайан Ферри. И уж тем более — «Sex Pistols», разбойный арт-проект хитроумного Малькольма Макларена. У нас артист должен быть красивым, петь гладко, сидеть тихо. Пообещал сгоряча продюсер местного MTV приз за публично оголенные перси — так все поп-дивы переполошились: срам какой, как можно, мы не такие!
Три источника и три составных части родного застенчивого поп-формата — армейский хор, дворовые гитарные страдания да буйное деревенское диско. Взамен рыночной конкуренции — глухая оборона: пенсионера Франсиса Гойя мы еще потерпим, изрядно потрепанных «Bad Boys Blue» вынесем. А вот вражин из всяких там «Linkin’ Park» — никогда! По осени неосторожно пообещали визит «Tokio Hotel». Как же, размечтались… Зато Дима Колдун научился красить глаза — тоже результат.
Отсутствие возмутителей спокойствия приятно для начальственного глаза как хорошо подстриженный английский газон. И в то же время абсолютно губительно для живой культуры. Ее, как известно, двигают вперед не каноны, а как раз отклонения от нормы. Те самые, которые в перспективе дают новый стиль.
Грамотный культур-менеджер сознательно выращивает хулиганов и иконоборцев. Он работает на будущее. Наши же культурные элиты живут в вечном вчера. Это локальные монополисты, завоевавшие место под солнцем в процессе затяжного флирта с властью. И глупо ждать, что они станут растить себе конкурентов. Все как в старом анекдоте. Профессор на экзамене спрашивает: «Как называется брак, когда один мужчина живет с одной женщиной?» Студентка, потупившись, ответствует: «Монотонным».
Культур-индустрия, по сути, зеркалит политическую линию, воспроизводя образцово-показательную стабильность. Ее губит отсутствие свежей крови. Нет прироста поп-героев — злых, дерзких, нервных, живых. Идет парад заводных кукол, в котором нет места для мятежного Буратино. В центре такой сцены — пустое место, взаимозаменяемые статисты. Личности — беспокойный Змитер Войтюшкевич, этно-шаманы из «Троицы», прекрасно наивные «Дети детей» — живут по краям.
Система боится рисковать и не хочет проблем. Это значит, что белорусских Мика Джаггера, Курта Кобейна и Мэрилина Мэнсона — хулиганов, меланхоликов и черных клоунов — в артисты не возьмут. А если и возьмут, то всем миром примутся делать из них певцов, которым все равно, что исполнять: романсы, соул-хиты Чеслава Немена или хард-рок от «Deep Purple». Конформистский попс на госдотации обречен оставаться пустым набором погремушек для доверчивой толпы. Управляемой музыкой для управляемых людей.
«Так в чем проблема? — скажет сострадательный читатель. — Слушай белорусский рок!» Слушаю. Люблю. Но все равно мечтаю о другой поп-сцене — с реальной конкуренцией харизматичных героев, отсутствием тупого административного контроля, броскими хитами на родном языке, открытыми фестивалями и минимумом слепой клановой солидарности. Одна беда: о чем я тогда буду писать?
Последние Комментарии