Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Борис Тасман. МАРАФОН. «Прессбол» против коррупции


Борис Тасман
Борис Тасман. В спортивной журналистике — 14 лет. Начинал в ведущем спортивном издании страны — газете «Прессбол», где работает и сейчас. Вел спортивную тему в газетах «Свабода», «БДГ», «Белорусская газета».
Чудные дела творятся в нашем Отечестве: третью неделю полыхает скандал вокруг одной из популярнейших спортивных газет страны — «Прессбола», но ни одно из государственных СМИ, кроме минспортовской «Спортивной панорамы», об этом не заикается. Молчат телеканалы, охотно использующие журналистов «Прессбола» в качестве экспертов и комментаторов, молчит «лучшая газета», не говоря уже о «худших».

Отняли аккредитацию за дискредитацию

Может, тема мелкая, не стоящая государственного внимания? Нет, не мелкая: самое массовое спортивное издание страны решением Национального олимпийского комитета Беларуси лишено аккредитации на пекинской Олимпиаде. Событие — из ряда вон выходящее и изначально скандальное.

За что же наказали популярную спортивную газету? Ответ — в сообщении БелТА:

«... Выступавший на заседании исполкома НОК руководитель комиссии по работе со СМИ Алексей Мирошниченко заявил, что газета стала «печатать публикации, оскорбляющие чувства олимпийских чемпионов и подрывающие деловую репутацию НОК». По его словам, публикацией, переполнившей чашу терпения, стала статья Светланы Парамыгиной «Олимпийская помойка. НИИследованный миллиард» в номере за 21 декабря 2007 года... По мнению первого вице-президента НОК Геннадия Алексеенко, многие публикации «Прессбола» носят тенденциозный характер и «никак не направлены на пропаганду олимпийских идеалов». «Мы не можем закрыть эту газету, но высказать свое отношение имеем право», — сказал Геннадий Алексеенко.»

Кстати, вопрос о «Прессболе» был отчего-то упрятан в раздел «Разное», а представителей газеты не пригласили на заседание исполкома. К тому же в течение 10 недель, разделивших публикацию «НИИследованного миллиарда» и решение НОКа, ни Алексеенко, ни Мирошниченко, ни кто-либо другой не сообщали руководству издания о своей негативной реакции.

Итак, причиной сурового вердикта стали «тенденциозные публикации». Конкретно назван лишь один материал — «НИИследованный миллиард», вышедший под рубрикой «Олимпийская помойка» более трех месяцев назад.

Констатация воровства

Статья написана по материалам уголовного дела, находившегося в производстве суда Центрального района столицы. Суть криминала: руководители НИИ физкультуры и спорта при осуществлении закупок дорогостоящего оборудования, необходимого, в том числе, для подготовки белорусских олимпийцев, фальсифицировали проведение тендеров (не менее 35 фиктивных протоколов заседаний тендерной комиссии) и «накручивали» стоимость товаров. В итоге государству причинен ущерб в размере более 1 миллиарда 151 миллиона рублей. Виновные — заместители директора Павел Прилуцкий и Леонид Дворецкий, а также начальник отдела снабжения Михаил Сламенец — осуждены на основании части 3 статьи 424 УК Республики Беларусь (злоупотребление властью или служебными полномочиями) сроком на 4 и 5 лет. На днях об этом деле был сюжет на Первом белорусском телеканале в программе «Зона Х».

«Оскорбительные словосочетания»

Разумеется, статья Парамыгиной выставляет в невыгодном свете Минспорта, под эгидой которого существует НИИФКиС. Однако позвольте: кто оскорбляет чувства олимпийских чемпионов и дискредитирует олимпийское движение — те, кто ворует миллиардами, или те, кто выявляет нарушения закона и информирует об этом обкраденных налогоплательщиков? Если следовать такой логике защитников чести и деловой репутации НОКа, то вместе с «Прессболом» следовало бы наказать суд Центрального района Минска и НГТРК.

НОК ратует за беззаконие и произвол? Оказывается, нет. В одном из интервью Геннадий Алексеенко пояснил: «На само название посмотрите: «Олимпийская помойка». Нигде в мире никому в голову не придет такое словосочетание написать. При таком подходе, согласно с Олимпийской хартией, мы обязаны реагировать на такие вещи».

Между тем, в материале речь идет о подставной российской фирме-»помойке», куда и переводились бюджетные средства. Но чемпионы и члены исполкома НОКа предпочли не заметить этого и заклеймить неблагозвучное словосочетание.

Как же тогда быть с «олимпийской бойней», произошедшей в 1972-м на Играх в Мюнхене, когда палестинские террористы расстреляли 11 спортсменов Израиля? Кому-то могут не понравиться и словосочетания «Олимпиада под сенью фашизма» либо «олимпийская свастика», отражающие проведение зимних и летних Игр 1936 года в фашистской Германии. Немногим лучше «олимпийский бойкот», примеров которому несть числа! Но вышеперечисленные словосочетания отражают реальные события, и никому не приходит в голову убиваться по этому поводу.

Поэтому версию «оскорбительного словосочетания» нужно отмести. Вероятно, дело все-таки в самом содержании материалов.

Кто формирует тенденцию?

Можно предположить, что членов исполкома НОКа обидели материалы о допинговых проколах белорусских атлетов: таковых случилось 7 за последние 9 месяцев.

Раздражение могли вызвать напоминания о «спортопроводе» — ввозе готовых спортсменов из России в ущерб воспитанию доморощенных атлетов.

Наверняка покоробило чиновников обнародование фактов халатности, финансовых махинаций и «двойной бухгалтерии» в национальных командах — за руку пойманы некоторые функционеры и тренеры.

«Прессбол» фактически нейтрализовал попытку министра спорта Александра Григорова создать благостную картину успехов белорусского спорта в 2007 году: названным им 512 медалям газета противопоставила 42, добытые на чемпионатах мира и Европы в олимпийских дисциплинах. Кому же такое понравится?

Выплывший на газетные страницы скандал в греко-римской борьбе обнажил двоевластие в национальной команде, а также попытки продажи в другую страну перспективных борцов белоруской сборной.

Вот такая вырисовывается тенденция. И в этом УЗРЕЛИ «ПОДРЫВ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ НОКА»: НЕ В БЕЗЗАКОНИИ И ПРОИЗВОЛЕ, НЕ В ВОРОВСТВЕ И КОРРУПЦИИ, А В ИНФОРМАЦИИ О НИХ? Возможно, кто-то опасается новых «тенденциозных публикаций», которые опровергнуть невозможно?

Травля и угрозы

«Прессбол» защищается единственно возможными средствами — продолжает разматывать клубок обстоятельств, сопутствовавших нарушениям закона в НИИФКиС, публикует мнения именитых атлетов и тренеров, выступивших в защиту газеты (таковых уже более 60!) и апеллирует к Александру Лукашенко как президенту НОКа посредством «Открытого письма», написанного главным редактором Владимиром Бережковым.

В ответ, чтобы остановить нарастающую волну недоумения и возмущения в спортивных рядах, чиновники фактически прибегли к давлению на тех, кто осмелился выступить на страницах лишенного олимпийской аккредитации издания, а также тех, кто мог последовать «дурному примеру». Попытка сыграть в «Театр марионеток» оказалась небезуспешной: некоторые атлеты отказались от намерения публично засвидетельствовать уважительное отношение к газете.

Вероятно, подобные действия чиновников Минспорта еще получат правовую оценку. Пока же они написали «Открытое письмо» президенту с просьбой оградить их от нападок «коммерческой газеты».

Это как, господа? Запретить писать о воровстве и коррупции? Или закрыть вовсе: нет «Прессбола» — нет проблем? Уверяю вас, денег в казне от этого не прибавится, а медалей почти наверняка станет меньше. Ибо некому будет бить в колокол, а, значит, очищать белорусский спорт от скверны органам правопорядка станет неизмеримо сложнее.

Газета — для людей

Сегодня на рынке спортивной прессы «Прессболу» нет достойной альтернативы. Ее недельный тираж достигает 65 тысяч экземпляров. По данным www.akavita.by, число среднесуточных посещений интернет-версии «ПБ» — 5735. Секрет популярности «Прессбола» прост: люди хотят видеть спорт таким, как он есть, а вовсе не таким, каким его представляют чиновники.

Верю в то, что «Прессболу» вернут олимпийский пропуск, как это уже было 8 лет назад. У этой веры два основания.

Первое. На днях президент Александр Лукашенко провел совещание с сотрудниками силовых ведомств, на котором с тревогой говорил о росте преступности и коррупции. Его беспокойство понятно: общество, разъедамое беззаконием, обречено на гибель. «Прессбол» за 17 лет существования доказал, что является эффективным средством борьбы с этим злом в спортивной сфере, не говоря уже о других достоинствах газеты.

Второе. Такой поддержки читателей «ПБ» еще не знавал — десятки тысяч любителей спорта поднялись на его защиту. НАРОДУ «ПРЕССБОЛ» НУЖЕН, КУЧКЕ ЧИНОВНИКОВ — НЕТ. Власть поставлена на грань выбора...

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции.
Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Сегодня ровно два месяца, как исполком НОКа принял драконовское решение о лишении "Прессбола" олимпийской аккредитации. Я уже ни на что не надеюсь. В материалах "Олимпийская грамота" и "Олимпийская дискриминация" (найдите их на сайте "Прессбола" в разделе "Олимпиада"), основываясь на положениях Олимпийской хартии и Устава НОКа доказано, что не "Прессбол" а именно исполком НОКа попрал эти основополагающие документы. Никто не возразил и не выдвинул контраргументов, их просто нет в природе. Следовательно, в отношении газеты допущен правовой произвол, попросту говоря, беззаконие. Президент промолчал и тем самым негласно утвердил это решение, иначе его бы давно отменили. На что же можно надеяться, когда в стране утеряны нравственные и законодательные ориентиры? Олимпийский чернобыль...
  • Извините, pekin, что отвечаю лишь сейчас. Тогда мне показалось, что обсуждение завершено... Если принять за основу вариант выкупа аккредитаций, то государство выкупит всю квоту для "своих" СМИ. "Прессбол" не сможет соревноваться с ним в коммерческом плане. Но, уверяю Вас, если бы "Прессбол" и выкупил свою лицензию, то ее бы все равно отняли: для этого довольно одного только движения бровей "княгини Марьи Алексевны".
  • Борис, вы согласны с тем, что аккредитации изначально распределяются неверно? Я имею в виду то, что журналисты едут на Олимпиаду бесплатно (т.е. де-факто за счет наших налогов, но де-юре за счет государства), и это дает право НОКу маневрировать: хочу дам, хочу не дам. Не кажется ли вам, что аккредитации нужно выкупать, как это делают в более продвинутых странах, с бОльшими возможностями (кажется, такое практикуется на Украине), и это будет честнее и, самое главное, надежнее. Ну подаст Бережков в суд, а НОК ему - пунктом договора: не согласовали "олимпийский" заголовок. И какое будет решение самого справедливого в мире суда? Судя по всему, вы еще надеетесь, что ситуация вернется на исходную позицию. Каким образом, если персональная аккредитация в Пекине вроде как завершена? Или оргкомитет может войти в положение в случае чего?
  • Я конечно не знаю всех подводных течений, окружающих Прессбол, возможно ситуация с Милинкевичем была такой своеобразной шахматной вилкой, когда что ни сделай, все равно теряешь фигуру, может быть... А критиковать Прессбол нужно и есть за что, но это критика сравнимая с критикой тем же Прессболом например футбольной сборной: совсем не из-за нелюбви, а даже наоборот - из-за желания видеть газету лучше. Спасибо Вам и Прессболу!
  • Меня лично не интересуют мнения якубовичей, зимовских, гайдукевичей, и я не жду от них ни малейшей поддержки. Ибо именно они создают питательную среду для осуществляемой политики, они ее во всеуслышанье восславляют и пропагандируют. Она им, что называется, "в масть"... Имел в виду всего лишь бесстрастную информацию в госСМИ. Но тут я должен с Вами согласиться: при нынешнем положении вещей это утопия... По Милинкевичу мы с Вами действительно расходимся. У каждого человека есть право на свою точку зрения, но когда речь идет о человеке, претендующем на национальный и даже международный масштаб, мы вправе ждать от него тонкого анализа ситуации, просчета вариантов действий, т.е. гроссмейстерского, а не второзрядного мышления. "НИИследованный миллиард" - не дешевый пиар, это всего лишь одна из серии критических публикаций последнего времени и выбрана она для наказания газеты совершенно случайно. Если Вам интересно, сегодня на сайте "ПБ" появился свежий опус "Олимпийская грамота", в котором эта тема препарируется. Но знаете, что меня по-настоящему огорчает? Мы с Вами, в принципе, люди "из одной колоды", а, поди же ты, спорим, словно антагонисты. Хотя, может, и надо это делать, чтобы перо всегда было острым... В любом случае, искренность и определенность Ваших суждений подкупает. Спасибо!
  • Не согласен с эти совершенно, вот Вы писали, что "молчат газеты, радио, ТВ", но что значит "молчат газеты"? Газеты, ТВ не говорят, говорят люди с их страниц либо экранов. И Вы, я так понимаю, хотели бы видеть слова поддержки либо освещение данной проблеммы на страницах газет, в передачах и т.д. Но слова кого? Якубовича, Зимовского, Гайдукевича? То есть людей влиятельных, из основной обоймы, золотых мальчиков и т.д., а вот всякий там маргинальный плебс, люди с окраины - спасибо, не надо. Это как в анекдоте про бомжа, которому в шапку для милостыни кинули маленькую купюру, так он за это обматерил незадачливых добродетелей: "вы че там, офигели этот мусор мне в шапку кидать". Я думаю что письмо М. в поддержку Прессбола, опубликованное им на каком-то сайте - это его личное дело и право, тем более что он отликнулся на публичный призыв о подержке редактора, и какие мотивы при этом им двигали - ни Вы, ни я, ни Бережков знать не можем в принципе. Можем догадываться, но не более того. Вот опубликовать письмо М на первой странице газеты, потом редактору пойти на оппозиционный митинг - это уже другое. Это политизация. Но зачем же плевать в человека? Чтобы доказать, что вы его презираете также, как и власть? Я тоже не сторонник Милинкевича, и на выборах за него не голосовал бы, но ведь он тоже имеет право на свою точку зрения, как и Прессбол. Вот Вы посчитали, что он "устроил себе дешевый пиар", а кто-то посчитал, что Прессбол устроил себе дешевый пиар статьей про НИИсследованый миллиард. Что все сказанное было неискренне и коньюнктурно(и там и там). Прессбол обрубили от олимпиады - и Бережков в человека плюнул. Разница? Я конечно представляю, в каких условиях работает прессбол и на какие жертвы приходится идти его журналистам, но все-таки... Взялся за гуж - не говори что не дуж. Тактические уступки, виляние и т.д. - это одно, но есть вещи принципиальные...