Мнения других авторов
- 26.03 // 15:22 Андрей Дмитриев. ПРАВДА. Мечты Лукашенко и реальность // Статья
- 25.03 // 19:17 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Чиновники-башмаки // Статья
- 25.03 // 11:53 Таццяна Караткевіч. НАРОДНЫ РЭФЕРЭНДУМ. Воля да Волі // Статья
- 25.03 // 08:29 Уладзімір Някляеў. ПРАЎДА. Шлях Волі // Статья
- 24.03 // 19:02 Алег Гайдукевіч. ДЗЕНЬ ВОЛІ. Ад БНР да Незалежнай Беларускай Дзяржавы // Статья
Другие Мнения этого автора
- 26.12 // 18:27 Семен Букчин. ДАГЕРРОТИП. Грозит ли нам переход на собачий лай, или еще о грамотности-безграмотности // Статья
- 11.12 // 11:29 Семен Букчин. ДАГЕРРОТИП. Отчего пьет белорусский народ? // Статья
- 04.12 // 14:05 Семен Букчин. ДАГЕРРОТИП. О писателях, «разделяющих идеи» // Статья
- 28.11 // 14:01 Семен Букчин. ДАГЕРРОТИП. Как нас теперь называть? // Статья
- 20.11 // 11:17 Семен Букчин. ДАГЕРРОТИП. Особенности белорусского послегриппозного осложнения // Статья
Мнение
Семен Букчин. ДАГЕРРОТИП. Кое-что о прострелЯнных головах, или Неполучившееся поздравление с юбилеем
Семен Букчин. Критик, литературовед, прозаик, публицист. Родился в 1941 г. в селе Волоконовка Курской области. С 1949 г. живет в Минске. Печатается с 1959 г. Автор более 20 книг (история русской литературы и журналистики, белорусско-русские литературные связи, художественные и документальные повести, сборники публицистики). Работал в Академии наук Беларуси, читал лекции в польских университетах. В первой половине 1990-х гг. редактировал газету «Европейское время». Предпочитает фельетонный жанр. |
Факультет журналистики БГУ отметил юбилей – 65 лет.
Дата, вызывающая у меня сложные чувства.
Да, как молоды мы были… любили… шутили… И т.д.
С другой стороны, с этого самого филфака (а тогда на нем было только отделение журналистики) меня выперли в армию с 4-го курса стационара.
Да, военной подготовки тогда (первая половина 1960-х гг.) на нашем факультете не было. Но могли и подождать с призывом в ряды, если бы один большой грамотей из факультетского начальства дал мне соответствующую бумажку в военкомат: мол, парень нормально учится и сумеет за предстоящий год сдать экзамены и за 5-й курс, т.е. закончить «универ» еще в пределах призывного возраста. Такую бумажку посоветовал мне взять военком. Ее, сказал он, будет достаточно. Ну а потом меня, как имеющего высшее образование, призвали бы всего на год, а не на три. Последнее было особенно обидно, поскольку я после школы проработал два года фрезеровщиком на заводе (зарабатывал стаж, необходимый для поступления на журналистику).
Но я знал, что ничего не получится. Этот самый факультетский начальник, от которого все зависело, ненавидел меня. Честно говоря, я сам был в этом деле не без греха. Но что делать, если бес толкнул под руку, и я во время лекции, делая вид, что старательно записываю, в тот момент, когда этот деятель, преподававший мутнейший предмет под названием «Теория и практика партийно-советской печати», произнес сакральное: «Царские сатрапы разгромили типографию народовольцев…», да-да, именно в этот самый момент я поднял руку и с невинным видом спросил: «Простите, а как пишется – «сатрапы» или «сотрапы»?
Лектор был, как всегда, уверен, и потому ответил: «Сотрапы!»
Аудитория грохнула. Лектор пошел красными пятнами.
Я, кажется, пять раз после этого ходил сдавать ему эту жуткую «теорию и практику…» Я выучил и буду помнить до конца жизни все постановления ВКП (б) и ЦК КПСС, в том числе о разных областных газетах, я знаю, сколько номеров газет «Вперед» и «Искра» Ленин выпустил в Мюнхене, а сколько в Женеве и Цюрихе… В конце концов, он вынужден был поставить мне тройку, хотя я знал предмет лучше его. А на прощанье сказал: «Таких, как ты, мы на фронте давили и будем давить».
Конечно, он не дал мне справку в военкомат. И я благодарен ему за это. Почему? Того, кто заинтересуется, отсылаю к моим «Запискам военного строителя» («Красноярск-26»), опубликованным несколько лет назад в «БДГ» («БДГ для служебного пользования») и попавшим с этих страниц в интернет.
Да, как сказал поэт, «воспоминанья давят плечи, я о былом заплачу и в раю». Но не ради воспоминаний я сейчас взялся за перо (в смысле сел за «клаву»). Предмет этих моих заметок – грамотность, точнее безграмотность в журналистике. Если кому-то покажется, что я буду все валить на «преподов», то он ошибается. Да, малограмотные вузовские педагоги были той реальностью, которую мы, что называется, наблюдали воочию.
Но кто сказал, что в университете, да еще на «журналистике», должны учить грамотности, притом элементарной? Задача другая – туда не должны поступать неграмотные люди, ибо это все равно, что в консерваторию принять без музыкального слуха.
Не знаю, берут ли нынче в консерваторию без слуха. Но на журфак БГУ неграмотных — точно берут. И вот его птенцы украшают ныне одно бойкое молодежное издание перлами вроде этого: «Мужчину и женщину нашли с прострелЯнными головами». Я понимаю нехитрую логику автора: есть же слово стрелять, отсюда и головы должны быть прострелЯнными. Другой, с позволения сказать, профессионал рассуждает о национальных традициях «грузинОВ» и «башкирОВ». Третий дает совет: «Если едИте на машине…» и еще —«Оденьте варежки».
Если это может кому-то служить утешением – эпидемия повальной безграмотности захлестнула и Россию. Доцент журфака Московского университета Анастасия Николаева рассказывает о результатах диктанта среди поступивших на первых курс. Держитесь крепче!
Итак: «Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдоки. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян».
Если кому-то кажется, что это все безобидные штуки и вообще – корректор поправит, то должен сказать, что ситуация в целом трагична. Неграмотность – это антикультурность. Последняя же всегда воинственна, а, следовательно, – антидемократична. Антидемократия же – это низкий уровень жизни и все связанные с ним «прелести». Такая вот связка…
Забравшиеся наверх неграмотные, конечно же, не могут терпеть грамотных. Они так и говорят: «Больно грамотный, да?» Ну и, соответственно, указывают грамотным их место.
И вот в стране начинают задавать тон неграмотные журналисты, неграмотные врачи, неграмотные учителя… Кто там еще? Ну да, чиновники, большие и малые начальники… Ну последние само собой на дух должны не переносить грамотность. Тут у них сразу включается рефлекс на отторжение. Не наш человек!
Наш человек – этот, который едИт с прострелЯнной башкой и, наверное, не очень любит разных грузинОВ и башкирОВ. Потому и склоняет их так… Хотя им, надо полагать, все равно.
Только вот за читателя обидно. Почему его ежедневно бьют по голове откровенной безграмотностью люди, называющие себя журналистами, которые, на самом деле таковыми не являются ввиду своей профнепригодности?
А на журфаке БГУ, говорят, целый институт журналистики образовался. Еще немного – и академию журналистскую откроют.
Замечательный процесс: кадры растут в ногу с неграмотностью.
Примета нашего времени.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии