Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Стась Ивашкевич. Как избавиться от российской нефти (Часть 2)

 

Стась Ивашкевич

Стась Ивашкевич. Экономический обозреватель. Работал региональным аналитиком рынка и менеджером в отделе развития консалтинговых продуктов в европейских консалтинговых агентствах Euromonitor International Plc i Marcus Evans Plc. По приглашению Нью-Йоркского университета в Праге читал лекции о вступлении России в ВТО.

Зачем Александру Лукашенко понадобился Саакашвили? Почему основная часть венесуэльской нефти доставляется в Беларусь наиболее дорогостоящим маршрутом? Как же все-таки, отказаться от российской нефти? Ответы на эти и другие вопросы имеют прямое отношение к борьбе российских и украинских кланов за Кременчугский НПЗ.

Крестный «батько»

Пятнадцатилетнее противостояние вокруг крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия в Украине можно экранизировать в готовом виде, как грандиозную сагу про постсоветскую «мафию». К услугам сценаристов были бы схемы тоннелирования на сотни миллионов долларов и рейдерские захваты, штурмы и налеты, заказные убийства и политические комбинации. А в прошлом году «разборка» и вовсе приобрела геополитическое значение.

В результате серии комбинаций, группа «Приват», принадлежащая днепропетровскому «крестному отцу» Игорю Коломийцеву, отобрала контроль над заводом у российских акционеров — компании Татнефть и связанных с ней оффшорных инвесторов. Проиграв битву на рейдерском поле, татары решили взять НПЗ измором. В конце 2009 Россия прекратила поставку нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам (ПМН), которые доставляли на завод сырье.

Но осада не удалась. Сначала Кременчугский завод перешел на украинскую нефть, которую патриотичный «Нафтогаз» предоставил ему по льготной цене. Но для полной загрузки мощностей завода этого было мало. Тогда, в начале этого года, группа «Приват» добилась, чтобы Укртранснафта поменяла направление прокачки по ПМН и начала поставлять по нему в Кременчуг азербайджанскую нефть из Одессы.



Броды уже не нужны

Для Беларуси это событие сравнительно с разворотом трубопровода Одесса-Броды. Расстояние от белорусского Мозыря до Кременчуга — лишь на 100 километров больше, чем до Брод. Этим летом, на встрече вице-премьеров двух стран Киев предложил Минску использовать ПМН для прокачки венесуэльской нефти. Из Кременчуга ее можно везти дальше на Мозырьский НПЗ по железной дороге или перерабатывать на месте, существенно, таким образом, повысив прибыльность проекта. Ведь большинство нефтепродуктов из венесуэльского сырья везется на продажу обратно в Украину.

Но, к удивлению украинской делегации, Минск отнесся к этим предложениям довольно холодно, начав, вместо этого, активно осваивать балтийские маршруты доставки.

Черноморско-балтийский коридор

На самом деле, белорусская сторона, конечно же, заинтересована в ПМН, но выставляет определенные условия. Во-первых — это цена использования трубы. Но, в первую очередь, Минск хочет, чтобы Киев построил, за свой счет, перемычку между Кременчугом и Мозырем, обеспечив, таким образом, бесперебойный трубопроводный маршрут из Одессы. В принципе, украинская сторона на это уже согласилась. Укртранснафта собирается начать подготовку технико-экономического обоснования строительства трубопровода уже в этом году.

Покладистость Киева объясняется не только и не столько заинтересованностью в венесуэльском проекте. Удлинение Приднепровских магистральных нефтепроводов создает Черноморско-Балтийский нефтепроводный коридор (смотри карту), в котором крайне заинтересованы Азербайджан и Казахстан, а, со временем — и Иран с Туркменистаном. Киев, таким образом, получает возможность получать доходы от транзита каспийской нефти, не отказываясь и от прокачки российской — по трубопроводу Одесса Броды.

Из аутсайдеров — в лидеры

Причем трубопровод Кременчуг-Мозырь имеет все шансы быть построенным раньше, чем любой из уже намеченных нефтяных коридоров из Черного моря. Ведь главное препятствие на пути «Сарматии» или черноморско-средиземноморских маршрутов — отсутствие гарантий их наполнения нефтью после завершения строительства. Строительные концерны дискутируют с поставщиками нефти годами, а воз, по большому счету, и ныне там.

Лукашенко же такую гарантию дает, обещая заполнить трубу на полную мощность венесуэльской, иранской или суданской нефтью, даже в том случае, если Азербайджан к ней интереса не проявит. Впрочем, такой «случай» маловероятен.

Каспийский расклад

Во-первых, Азербайджан уже сейчас испытывает нехватку экспортных маршрутов. Не менее важен для него и вопрос диверсификации. Монополия Турции на транзит каспийской нефти напрямую отражается на цене прокачки. В прошлом году, к примеру, Казахстан был вынужден отказаться от экспорта через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан из-за непомерной стоимости транзита.

Да и политический момент подходящий. Отношения Баку с Россией и Турцией переживают не лучший период из-за шагов, которые Москва и Анкара делают навстречу Армении.

Общими усилиями

Единственное, что может отпугнуть каспийских нефтевиков — стоимость транзита . Для рентабельности планируемого пути «из персов в варяги» потребуется, чтобы Грузия, Украина, Беларусь, Польша, а, в перспективе, Латвия — скоординировано снизили ставки за прокачку нефти по своей территории. Но работа в этом направлении уже идет ускоренными темпами, способствуя и политическому сближению всех заинтересованных стран.

Возмущаясь завязавшейся дружбой между Лукашенко и Саакашвили, российская пресса старалась не подчеркивать тот факт, что скандальное интервью грузинского лидера белорусскому телевидению записывалось в Украине. А к концу года «пророссийский» президент Украины обещал сам приехать в Тбилиси.

Саакашвили же, едва вернувшись из Киева, принимал у себя Ильхама Алиева. В ходе визита, который длился всего несколько часов, азербайджанская делегация пообещала газифицировать восточную часть Грузии, построить железнодорожную магистраль в Турцию и без улыбки выслушала идею о создания «конфедерации» двух народов. В сентябре двустороннюю транзитную договоренность должны закрепить вице-премьеры Украины и Беларуси. В октябре этот вопрос обсудят президенты Украины и Азербайджана.

Что касается северной части маршрута, то здесь возникновение трудностей маловероятно, благодаря наличию выбора возможных транзитеров. Если Польша предъявит непомерные требования, или, вдруг, откажется развернуть трубопровод Гданьск-Плоцк — можно будет обойтись и без нее. Достроив перемычку до трубопровода Унеча-Вентспилс, Беларусь сможет направить каспийскую нефть через Латвию.

Как загрузить белорусские НПЗ?

Для Беларуси остается нерешенным лишь вопрос о собственной переработке каспийской нефти. Ведь при мировых ценах на сырье, продукция белорусских НПЗ — неконкурентоспособна. Правда, Минск и Баку сейчас активно прорабатывают бартерные схемы, но потенциальные объемы этих сделок незначительны.

На самом деле, главная выгода каспийского транзита в другом. В условиях конкуренции поставщиков нефти, белорусским НПЗ откроются новые горизонты в привлечении инвесторов. У Минска тогда появится шанс модернизировать свои НПЗ до европейского уровня, привлекая средства и экспертизу с разных сторон, за счет продажи миноритарных пакетов предприятий. В этом случае, не исключено, что через несколько лет белорусский нефтехим сможет рентабельно работать и вовсе без скидок на сырье.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.08 (всего оценок: 36)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Господи!!! И эта команда хочет придти к власти и руководить страной!Да им ларёк с водкой и пивом поручить нельзя. Разорят!
  • А все остальные видать дураки.Спят и видят,как бы Беларусь в Рай на халяву завести.
  • Вообще-то должно бы отменять автоматически. Но политический фактор здесь слишком непредсказуем...
  • Заметьте, что Беларусь для нового маршрута не тратит ни копейки, лишь политический рычаг.
  • Нефтепровод по Чёрному морю - вероятность близка к нулю. Цифр нет - так, как такой проект даже не обсуждался. Для сравнения, проект очень короткого трубопровода Казахстан-Азербайджан, по дну Каспийского моря, который стал бы единственным альтернативным путём для казахской нефти на запад (а значит, был бы загружен на 20, а со временем и на 40-50 миллионов тонн нефти в год), так пока и не сдвинулся с места.
  • Из Каспийского моря в Чёрное ведёт трубопровод Баку-Супса, пропускной мощностью около 7 миллионов тонн нефти в год. Сейчас он занят где-то на 60%, поэтому поставки через Азербайджан-Грузию могут начаться частично и по железной дороге. Но если маршут стабилизуется и наберёт соответствующие обьёмы, то мощность Баку-Супса можно увеличить до 30 миллионов тонн в год.