Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Мандаты власти


Стась Ивашкевич
Стась Ивашкевич. Экономический обозреватель. Работал региональным аналитиком рынка и менеджером в отделе развития консалтинговых продуктов в европейских консалтинговых агентствах Euromonitor International Plc i Marcus Evans Plc. По приглашению Нью-Йоркского университета в Праге читал лекции о вступлении России в ВТО.

Трагедии такого масштаба, как 11 апреля, нередко делят историю страны на периоды «до» и «после». Когда проходят первые шок и горечь, остаются два вопроса: «кто виноват» и «что делать дальше?». Необходимость найти ответы на эти вопросы не только возлагает огромную ответственность на плечи правительства, но и дает ему, на определенный срок, карт-бланш на трудные решения и радикальные повороты, которые представлялись маловозможными в мирное время. Как воспользуется этим мандатом официальный Минск?


War on/of terror

Первый мандат — мандат репрессий. У Беларуси появился враг. Враг, который совершил непростительное преступление против каждого из нас, потерявшего родственника, друга или, как минимум, соотечественника. Этого врага нужно найти любой ценой, чтобы покарать, замочить в сортире, но, главное, не позволить повторить свой удар. Для этого спецслужбам дан приказ: перевернуть всё вверх дном — народ поймет.

А народ теперь четко разделен на две части. Те, кому не нравится стабильность в нашем государстве — любители бить стекла в правительственных зданиях, распространять клеветническую информацию в прессе, бастовать на заводах — все они теперь по одну сторону баррикад с террористами. Оказаться в такой компании не всякий оппозиционер захочет, не то, что обычный работяга, недовольный девальвацией. Для выявления врагов общества и их наказания правительство теперь имеет мандат не только от народа, итак, в общем, не развращенного вседозволеностью, но и, частично, от международного сообщества. Террористов, мол, ловим — не бабочек. В Гуантанамо тоже разного люда побывало.

Второй мандат — мандат примирения. Трагедии ведь не только примиряют, но и сближают. Причем не только людей, но и государства. Перезагрузка российско-американских отношений началась уже после 11 сентября 2001 года. Крушение польского президентского самолета под Катынью резко изменило отношения Варшавы и Москвы. Политические и экономические разногласия между странами не исчезли, но переводить их в формат скандала стало, по крайней мере, неприлично.

Глупо предполагать, что белорусское правительство не воспользуется этими мандатами для решения экономических проблем.

В частности, второй мандат придется Минску особенно кстати для решения проблемы с внешними заимствованиями. Москве теперь будет труднее задерживать выдачу кредита на фоне обещаний всевозможной помощи союзнику, попавшему в беду. Да и тот же ЕС, планировавший на 12 апреля обсуждение экономических санкций против Беларуси, предпочел не заострять на этом вопросе внимания, ограничившись соболезнованиями.

Но главный мандат, который понадобится Минску для решения неотложных задач в экономике — первый — мандат репрессий. Ведь даже если удастся стабилизировать курс рубля, социальных волнений Минску не избежать. Белорусское правительство уже сейчас планирует сократить госпрограммы на 50% — для получения российского кредита, как минимум. В первую очередь, это означает тысячи потерявших работу строителей.

Теперь правительство имеет возможность очистить от людей площадь и посадить активистов в СИЗО, объяснив это западным коллегам угрозой теракта или его расследованием. Другими словами — и власть сохранить, и экономических санкций ЕС не спровоцировать.

Воспользуется ли власть этими мандатами с умом — станет ясно в течение ближайших месяцев.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.52 (всего оценок: 53)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Это только получение халявы многовекторно. А удержание власти у диктатора жёстконаправленный вектор; прямолинейный в наполнении через оболванивание, насилие, переходящее в конце концов террор. Худшие ожидания демонстрирует сегодня Лукашенко. Белорусское экономическое "чудо"загнало его в угол. Но расплачиваемся за него УЖЕ все мы. В том числе и КРОВЬЮ. Может пора уже оторваться от "чарки и шкварки"? Ау-у БЕЛОРУСЫ-Ы-Ы!