Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Конфликтология для Беларуси и России


Ярослав Романчук

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Любители торговых конфликтов и войн между Беларусью и Россией потирают руки. Не за горами антидемпинговые, нетарифные «бури» в отношениях между Беларусью и Россией. Единое экономическое пространство (ЕЭП) уверенно превращается в пустое, выхолощенное СНГ, не успев даже стать зоной свободной торговли. Россия работает в одном мире правил и стандартов. Они завязаны на ВТО и ограниченный, но все-таки рынок. Беларусь всеми силами, вопреки подписанным соглашениям пытается сохранить свой архаичный, совковый Госплан, максимально изолировав его от свободной конкуренции с производителями из стран-партнеров по ЕЭП.

По состоянию на 1 апреля 2012 года Министерство экономического развития России определило Беларусь как страну, которая входит в тройку государств наиболее враждебных по отношению к российским товарам. Редко какая страна может похвастаться таким количеством барьеров на перемещение российских товаров, денег и услуг, как Беларусь. Особенно в контексте той щедрой энергетической политики, которую выторговал А.Лукашенко за вступление в ЕЭП. У Кремля есть все основания для праведного гнева. Дуумвират Д.Медведев/В.Путин сели разыграть с А.Лукашенко очередную партию интеграционного покера. Как и раньше белорусский политик уже в самом начале игры изменил правила, перейдя на привычную для себя игру в дурака.

Первые победы официального Минска (дешевый газ, нефть, доступ белорусских товаров на российский рынок, расширение контрабандных возможностей) превратили самоуверенность в высокомерие. Однако, как говорят, ночь длинна. Карты на столе. Ставки растут. Соперник у А.Лукашенко снова один — Владимир Путин, а он явно не любит проигрывать, особенно в начале своей очередной исторической миссии укрепления России. К тому же, у него гораздо больше денег. Он может себе позволить проиграть, на первом этапе. Нового старого российского президента еще больше раздражает невыполнение договоренностей и отказ от следования установленным правилам в одностороннем порядке. То, что требования российского правительства к Беларуси будут ужесточаться, не вызывает сомнений. Весь вопрос лишь во времени, комплексности и интенсивности мер по принуждению Беларуси к букве и духу ЕЭП. Триггеров кремлевского гнева Минэкономразвития накопал очень много. За В.Путиным не заржавеет.


Как белорусское правительство разрушает единое экономическое пространство

Правительство Беларуси до сих пор не предоставило российским товарам, услугам и работам национальный режим при их допуске к государственным закупкам. Эта мера распространяется на все товары, в том числе сельскохозяйственные. Это серьезное нарушение принципа свободной конкуренции между нашими странами, поскольку объем госзакупок в Беларуси по-прежнему — это не десятки, а сотни миллионов долларов. Ликвидировать этот барьер можно одним росчерком пера, но А.Лукашенко под давлением нереформированных, неэффективных госпредприятий этого не делает. Он прекрасно осведомлен об их реальном состоянии. А вот россияне предоставили Беларуси льготы «при закупке по лизингу белорусских транспортных средств у производителей». Мелочь, но для МТЗ, МАЗа, «Гомсельмаша», «Лидсельмаша» и других предприятий, безусловно, приятно. У Беларуси нет возможности поддерживать по аналогичной схеме закупку российских товаров.

Табак, алкоголь, с/х товары являются своеобразными лакмусовыми бумажками для определения честности и порядочности правительств по отношению друг к другу в реализации принципов свободной торговли и стандартов ЕЭП. Конечно, белорусские власти ссылаются на переходный период. Мол, нам нужно время для адаптации к новым условиям. А что же вы делали с 1995 года, когда начал работать первый интеграционный проект между Беларусью и Россией? Об СНГ, как о покойнике, тоже либо хорошо, либо никак.

Беларусь продолжает сохранять режим ввоза в страну табака, табачных изделий и алкоголя исключительно через специмпортеров. Их список определяет лично президент страны. Неприкрытый лоббизм интересов производителей белорусских табачных изделий и людей, которые контролируют эти чувствительные рынки, не вызывает сомнений. Их интересы оказываются выше репутации Республики Беларусь, которая должна следовать букве и духу международных договоров. Если бы Гродненская табачная фабрика была открытым акционерным обществом с тысячами обыкновенных акционеров, тогда власти Беларуси формально защищали их интересы, а так получается, что табачные бароны, а также контрабандисты табачных изделий в Польшу и Литву рулят.

В аналогичном режиме осуществляется режим импорта рыбы и морепродуктов, их переработка. Пару десятков коммерческих структур представляют собой вредную олигополию с ярко выраженными дискриминационными практиками. Им-то хорошо, а нам, потребителям, достаются кусачие цены на рыбу. Соседние Литва и Польша честны по отношению к партнерам из Евросоюза и своим потребителям. Поэтому рыбу и морепродукты там можно купить по ценам, которые в разы ниже, чем в нашей зажатой в руках специмпортеров и пригретых чиновниками производителей стране.

В режиме жестких административных ограничений происходит доступ российских производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой барьер был введен не указом или постановлением Совмина, а невзрачным информационным письмом Минздрава от 29.07.2011 г. Такие вот у нас письма-убийцы свободной торговли в рамках ЕЭП, не говоря уже о контактах со всем миром.

Оптовая торговля в целом продолжает находиться в жестких ризах бюрократов. Правительство определяет оптовых операторов, объем и перечень импортируемых товаров. Даже одной такой меры хватило бы, чтобы утверждать об отсутствии даже принципа свободной торговли.


Как валовые прогнозные показатели разрушают свободную торговлю

Декларировать реализацию принципа свободного перемещения товаров можно сколь угодно часто, но честнее было бы ликвидировать «административное регулирование импорта республики, в том числе из России, через обязательное выполнение соответствующего параметра прогноза социально-экономического развития. Мера распространяется на все товары, в том числе сельскохозяйственные». Это экзотика белорусской плановой экономики радикально не вписывается в базовые принципы ВТО и цивилизованной международной торговли.

Иностранцам сложно объяснить логику такого рода ограничений. Чиновники говорят: «Нам доводят приказы, насколько должно увеличиться производство, объем продаж местных заводов фабрик и магазинов. За их выполнение мы получаем премиальные или головомойку. Импорт же создает только проблемы. Ему объявлена война. Поэтому радуйтесь, господа импортеры, что вам дали хотя бы 10% рынка». Опять же ликвидация такого архаичного и абсурдного правила ограничения конкуренции может осуществиться одним постановлением Совмина или указом президента. Тот факт, что данная норма сохраняется, подтверждает неготовность белорусских властей честно выполнять принятые в рамках ЕЭП обязательства. Единое экономическое пространство, тем более режим «единого союзного государства» Беларуси и России в принципе нельзя совместить с «административным регулированием доли продаж импортных товаров». На такую нетарифную меру регулирования указывает Минэкономразвития РФ.


СЭЗы как прибежище для протекционистов

Свободные экономические зоны являются еще одной яркой формой нарушения принципов свободной торговли с Россией. Особенность этого белорусского режима производства и торговли заключается в том, что протекционистский зонтик СЭЗа может получить любое предприятие вне зависимости от его географического размещения. Большие заводы в массовом порядке становятся резидентами СЭЗов — и автоматически получают налоговые, таможенные и административные льготы.

Неравные условия хозяйствования налицо. Сохранение и расширение такой практики превращает договоренности по единому экономическому пространству в пустышку. При этом злые языки поговаривают, что резиденты СЭЗов в Бресте и Гродно успешно ввозят из Польши мясо, перерабатывают его и под прикрытием Made in Belarus продают в России. Она, как известно, до сих пор очень косо смотрит на польское продовольствие. Еще одним негативным последствием такой практики является дискриминация белорусских производителей, которые работают вне СЭЗов. На это, в свою очередь, с тревогой смотрят исполкомы районов и городов, которые теряют ценных налогоплательщиков. Получается, что СЭЗы являются той лазейкой, которую используют белорусские власти, чтобы дурить партнеров по ЕЭП и дискриминировать своих же производителей. Нет сомнений, что индустриальный парк с китайцами, который стал очередной беспрецедентной «дырой» в теле Единого экономического пространства, тоже станет яблоком раздора в белорусско-российских отношениях. Кремль под давлением российских частных компаний едва ли будет спокойно взирать на эти грязные игры белорусских сторонников госплана и торгового протекционизма.


Контрольные знаки для раздела товаров на «свой-чужой»

Еще одна мера ограничения свободной торговли в рамках ЕЭП — маркировка контрольными знаками. Наше правительство использует эти особые «ценные бумажки», чтобы затруднить жизнь «нежелательному импорту». Это выражение недоверия к госорганам России и производителям стран ЕЭП. Мол, нас ваши сертификаты не устраивают. Мы не верим вашей таможне. Мы должны регулировать количество продаваемых товаров. Поэтому на кофе, чай, масла, соки, воды, пиво, обувь, мониторы, телевизоры и многие другие товары наши чиновники приказывают клеить контрольные знаки. Это своеобразные маленькие шлагбаумчики для каждой единицы товаров.

Не производители, а бюрократы определяют порог справедливости конкуренции. Это — суть госплановой экономики. Такие практики вопиющим образом нарушают принципы ВТО и ЕЭП. Их ликвидация позволит еще раз увидеть неконкурентоспособность белорусских производителей. Исчезновение контрольных знаков и других мер нетарифного регулирования будет означать реальное, а не бутафорское построение единого экономического пространства.


Как будет реагировать Кремль

Минэкономразвития само не может наказать белорусское правительство за сохранение торгового протекционизма. Этим с высокой степенью вероятности займется президент Владимир Путин. Как только появится политическая воля, российская таможня, Минэкономразвития и другие министерства своими письмами и распоряжениями отрегулируют режим белорусско-российской торговли так, чтобы белорусской стороне было выгодней ликвидировать существующие барьеры.

Доступ к российскому рынку является мощным инструментом убеждения белорусского правительства. В руках Кремля он будет появляться все чаще и чаще. Если потребуется его усилить, всегда можно прибегнуть к «Газпрому» или возобновить переговоры по поставкам нефти. Нет сомнений, что торговая либерализация будет важной темой переговоров правительства Беларуси с Антикризисным фондов ЕврАзЭС в рамках получения нами очередной порции кредита. Так или иначе, повестка дня Кремля в отношении Беларуси содержит длинный список торговых претензий. Все они будут выдвигаться с соответствии с нормами и стандартами ВТО. Поскольку Беларусь не является членом этой организации, то априори право будет на стороне России. Апелляции к свежеиспеченной судебной инстанции ЕЭП не помогут белорусским властям защитить кейс в пользу своего агрессивного протекционизма.

Нельзя сказать, что опасения Беларуси по поводу российской экономической политики полностью необоснованны. Россия остается протекционистской страной с целым рядом недружественных практик по отношению к инвесторам и импортерам. Например, китайцы, описывая состояние российской экономики накануне нового президентства В.Путина, указывают на рост в РФ барьеров для инвестиций и экономической активности, доминирование монополий и «фактическое отсутствие справедливой конкуренции».

Так-то китайцам. Отношение к белорусам иное. К сожалению, объемы белорусских инвестиций в российскую экономику мизерны. Они не представляют для российского бизнеса сколь-нибудь значимой угрозы. А вот правила работы на локальных рынках во многом определяются не столько Кремлем, сколько местной номенклатурой и бизнесом. Здесь белорусские товары ждут жесткие, но не прописанные ни в одном акте законодательства нормы. Ликвидировать их может только добрая воля, настоящее партнерство и честность, чтобы в случае чего белорусское правительство могло пожаловаться В.Путину на неподобающее поведение местной номенклатуры. Сегодня такая опция защиты белорусских компаний на российском рынке заблокирована. Кремль видит и понимает, что А.Лукашенко в очередной раз забалтывает интеграцию, ссылаясь на переходный период и особенности белорусской экономики.

Владимир Путин за шесть лет президентства наверняка не захочет топтаться на месте, повторяя избитые фразы о мухах и котлетах. Сегодня реальная реинтеграция постсоветского пространства, создание эффективного противовеса Евросоюзу и настоящего центра принятия решений в многополярном мире является одним из его основных вызовов. Принуждение к интеграции Беларуси будет проходить через принуждение к либерализации и приватизации с одной стороны и унификации норм, стандартов и институтов Беларуси с российскими с другой.

Теоретически А.Лукашенко еще может сказать «нет», продолжить тянуть интеграционную резину, но временной ресурс у него быстро истощается. Сидеть на двух стульях и пугать Запад российским империализмом не удастся. В 2013 году не только А.Лукашенко начнет активно готовиться к президентским выборам в Беларуси. На этот раз к ним с беспрецедентной для нашей страны концентрацией внимания и ресурсов начнет готовиться и Кремль. Нам гарантирован рост апелляций белорусских властей к суверенитету, сохранению белорусской самобытности.

Сегодня белорусский электорат сложно «купить» такими темами. Ему не хочется вставать полной грудью на защиту интересов кучки белорусских олигархов, энергетических, табачных, алкогольных или рыбных баронов. Российские зарплаты в $1000, пенсии в $300 для белорусских чаркошкварочников являются более весомыми аргументами.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.61 (всего оценок: 48)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева