Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Бизнес застыл в дежурном оптимизме

 

Ярослав Романчук

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Белорусский бизнес, как поется в песне, не задушишь, не убьешь. Он прошел сквозь инфляционный огонь и девальвационную воду. Его «мочили» проверками и штрафами. Его унижали неплатежами и дискриминационными практиками. Правда, медных труб у него никогда не было. Не склонны наша власть и люди восхвалять предпринимателей. Теперь вот на горизонте замаячили мощные российские конкуренты. И при всем при этом 30,8% малого и среднего бизнеса (МСБ) прогнозируют на 2012 год рост объема продаж (44,5% заявляют, что он будет стабильным), 32,5% - рост прибыли, а 19,5% — рост инвестиций.

Таковы результаты опроса «Развитие малых и средних предприятий Беларуси 2012», проведенного в апреле-мае Исследовательским центром ИПМ. Эксперты опрашивали 29% предприятий из сферы торговли, 17,8% — из промышленного производства, 14,5% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, по 6% — бытового обслуживания и общественного питания и других сегментов рынка. 40% опрошенных — унитарные предприятия, 23,2% — общества с ограниченной ответственностью, 15,8% — общества с дополнительной ответственностью, 14% — ОАО и другие. 33% респондентов — это компании, в которых занято от 11 до 50 человек, 31,25% — от 1 до 10 человек, 13,5% — от 51 до 100, 9,2% — от 101 до 200 и 13% — свыше 200 человек. 55,5% опрошенных работают на рынке 9 лет и больше, и только 3,5% имеют стаж не более двух лет. На Минск и Минскую область приходится 40% респондентов. Все остальные регионы представлены примерно одинаково.


Чем дышит белорусский бизнес

Белорусский бизнес — кровь и плоть своего народа. По фундаментальным, ценностным вопросам результаты опросов бизнеса очень близки к опросам населения в целом. Белорусский бизнес не является лидером общества. Он очень слабо формирует общественное мнение в свою поддержку или в поддержку выгодных ему рыночных реформ. Он избегает крайних оценок, стремится быть в середине точно так же, как и все население. Так, на вопрос, каково нынешнее экономическое положение вашего предприятия, 56,2% респондентов ответили «стабильное». Это мощный аргумент для консерваторов в составе нынешнего правительства, которые говорят, что у нас в стране ничего радикально менять не нужно.

Среди населения «застабилов», по разным опросам, от 55% до 60%. Оптимистические оценки будущего тем более удивительны, что 87,6% МСБ отметили: финансовый кризис и девальвация 2011 года осложнили их жизнь. О снижении объемов производства заявили 32,5% опрошенных. 19,8% респондентов сообщили, что покупали валюту на «черном рынке». При этом 40,5% предприятий утверждали, что иностранная валюта не играет значимой роли в их деятельности. Очевидно, бизнес верит в обещание власти повысить зарплату до $500.

На вопрос об изменении экономического положения своего предприятия за последний год 51,3% опрошенных отметили ухудшение, а 16,8% — улучшение. Макроэкономическую бурю 2011 года не заметили 31,5% МСБ, для них ситуация оставалась стабильной. Еще больше, 35,2% МСБ, ответили, что условия ведения предпринимательской деятельности за прошедший год не изменились. Об ухудшении заявило 50,2%, но были и те, кто декларировал улучшение — 14%. При этом 44,2% респондентов отметили сокращение объема продаж и 48% — прибыли.

Оптимизм сохраняется, несмотря на то, что 67% МСБ отметили усиление конкуренции в последние три года. Ее наш МСБ опасается, но 61,5% респондентов считают положительным вступление Беларуси в Таможенный союз и еще 16,2% утверждают, что никакого влияния на бизнес это решение иметь не будет. 39% опрошенных считают, что они могут эффективно конкурировать на рынке Таможенного союза, 43,5% придерживаются противоположной точки зрения. Очевидно, наш малый и средний бизнес верит в то, что от агрессивной конкуренции с российским бизнесом их спасет Александр Лукашенко.

Удивительно, что даже изменение арендных платежей в 2011 году разделило бизнес-сообщество практически наполовину. 44,8% респондентов отметили, что повышение аренды никак не повлияло на их бизнес, и ровно столько же заявили об отрицательном влиянии.

Самым чувствительным негативным изменением для белорусского бизнеса является падение покупательской способности населения внутри страны. На это указали 72,8% опрошенных. Оно и понятно. Львиная доля МСБ работает исключительно внутри страны. 86% бизнеса отметили, что внутренний рынок является для них самым важным. На втором месте (47,2%) — Россия и Казахстан и только 17,2% — страны Европейского союза. 39,2% малого и среднего бизнеса чувствительны к задержке (неплатежам) в оплате поставленной продукции, 34,2% — к переориентации заказчиков на более дешевых поставщиков и только 25,5% — к ограничениям на валютном рынке.


Белорусский бизнес не хочет белорусской собственности

Вертикаль власти напрочь отбила охоту у частного бизнеса страны участвовать в приватизации. На вопрос, заинтересованы ли «малые и средние бизнесмены» в участии в приватизации государственных предприятий Беларуси, «нет» ответили 54% респондентов. Только 17% ответили «да», но при условии прозрачности и честности процесса, а 13,2% — при «гарантиях прав собственности». Остальные ответы получили меньше 8%. Удивительно, что участие в приватизации при условии введения ограничений для иностранного капитала поддержали только 0,8% опрошенных.

Такие ответы говорят о том, что частный бизнес не доверяет власти. Он не верит в перспективность проекта «приватизация». На практике белорусские предприниматели видят, что формальная смена собственника мало что дает. В руках номенклатуры остается такое количество инструментов вмешательства в бизнес, что частная собственность постоянно находится под угрозой полной или частичной национализации.

Опыт проведения приватизационных сделок последних лет убеждает бизнес, что правила проведения приватизации нечестные, что тягаться с крышуемым номенклатурой и силовыми структурами бизнесом — себе дороже. Поэтому большая часть малого и среднего бизнеса держится от греха подальше и свое четкое «нет» приватизации не разменивает ни при каких условиях. Причем готовность участвовать в приватизации в течение года отмечает 8,5% МСБ, в ближайшие три года — только 15,5%. Это значит, что бизнес не верит в изменение экономической политики, в изменение характера отношений с властью. То есть, номенклатура добилась того, чего хотела. Она отбила охоту у бизнеса участвовать в самом важном, исторически беспрецедентном процессе в новейшей истории Беларуси — в приватизации. При таком раскладе Беларуси не избежать номенклатурного передела собственности, и он будет санкционирован молчаливым согласием и безразличием как бизнеса, так и населения.

Как показывает опрос Гэллапа по Беларуси в феврале 2012 года, приватизацию полностью поддерживает только 10% населения, «скорее поддерживает» — еще 30%. Категорически против выступает 14% белорусов, «скорее не поддерживает» — 22%. Чисто сторонников приватизации увеличивается до 55%, если у людей будет уверенность в полной прозрачности ее проведения. И в этом аспекте население в целом более прогрессивно, чем белорусский бизнес.

34% белорусов считают, что приватизация должна проходить посредством голосования работников предприятия, 10% — через решения парламента, еще 11% — через национальный референдум. Такого рода сложные процедуры резко снижают вероятность проведения честной, открытой и эффективной приватизации, но людям это никто не объяснил. Поскольку бизнес не верит и не хочет в ней участвовать, а население находится в полном неведении по поводу механизмов и процедур ее проведения, у властей развязаны руки. Продажа госактивов будет проходить по номенклатурным схемам, чаще всего вообще без упоминания слова «приватизация». Нас ждет «повышение эффективности экономики» через создание холдингов, передачу пакетов акций в управление лидерам рынка (лидеров, разумеется, будут выбирать VIP-ы национального и местного уровня, в зависимости от размера предприятия). Такая формулировка не вызывает отторжения ни у населения, ни у бизнеса. Она полностью устраивает также номенклатуру и высшее политическое руководство.

Таким образом, мы констатируем наличие определенного консенсуса между властью, бизнесом и обществом. Бизнес довольствуется выживанием и надеждами на рост спроса на внутреннем рынке. Он рассчитывает на помощь правительства в плане защиты от иностранных конкурентов и скептически относится к возможности самоорганизации и изменения экономической политики в свою пользу.

Только 7,8% малого и среднего бизнеса являются членами предпринимательских союзов. 41,2% МСБ не верят, что союзы могут решить их проблемы. Это, очевидно, от общего скептицизма. При этом 37,1% констатируют дефицит информации о деятельности союзов, а 35% надеются на самостоятельное решение возникших проблем. Это значит, что большинство частного бизнеса Беларуси борется не за честные, прозрачные рыночные правила игры, а конкурирует за доступ к как можно более высокому чиновнику национального и/или местного уровня.

Белорусскую номенклатуру такой расклад полностью устраивает. Спрос на ее услуги неизменно остается высоким, а желающие изменить правила игры, создать полноценное партнерство между бизнесом и властью остаются в устойчивом меньшинстве. А что народ? Народ предсказуемо погружен в свою повестку дня. Отбыть восемь часов на работе, «захалтурить» на стороне, отпахать на даче, оторваться при телевизоре и под водочку с друзьями… так и проходит жизнь. Общество и не заметит, как самые прибыльные куски госсобственности найдут достойных хозяев, преимущественно из номенклатурной среды. Таков будет наш прогресс, незаметный и, скорее всего, неизбежный. Разве что А.Лукашенко или Кремль дадут всему этому консенсусному «болоту» волшебного пенделя.

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».


Оценить материал:
Средний балл - 4.75 (всего оценок: 27)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Дрыгва, не хочется хотеть чего-то хотеть