Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Экономика под линейку

 

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

_410_187692/

К концу 2014 года белорусскую экономику начали зашивать сайдингом официальной статистики. Получается несуразно. Вместо того чтобы делать капитальный ремонт всего здания белорусской экономики, на него надевают временный дешевый пластиковый каркас.

Как говорят бабушки в деревнях, чтобы было аккуратно и чисто. Смотришь издалека — вроде бы новое, модернизированное, як у Еуропе. Подойдешь поближе, ткнешь пальцем — и вся бутафория становится очевидной. Фундамент потрескался, стены покосились, потолок ледяной, дверь скрипучая, а из окон мороз без спроса щемится. А там, где не успели придать развалюхам божеский вид, повесили большой плакат «Экономика должна быть экономной».

Сами власти признают необходимость проведения структурных реформ, т.е. капитального ремонта. Даже государственную программу на это счет подготовили и представили ее для МВФ, чтобы денег попросить. Поскольку быстрых денег «срубить» не удалось, решили подчинить экономику политическому процессу. Значит, нужно сделать, как в армии перед приездом большого начальства. Или как на «Дожинках» перед визитом Лукашенко: траву покрасить, бордюры побелить, помыть дорожки мылом и навести однообразие в зданиях, сооружениях и заборах. Да, и обязательно, чтобы везде плиточка была.


Бутафорские цены и бюджет

Складывается впечатление, что вся государственная машина взяла четкий курс на демонстрацию политически правильных показателей. Неважно, связаны они с реальной жизнью или нет.

Вот инфляция в ноябре 2014-го неожиданно замедлилась и составила всего 0,6%. В прошлом ноябре было 1,6%, в позапрошлом — 1,7%, в ноябре 2011-го было 8,1% в месяц, а тут — вполне себе июльский показатель, когда потребительские цены замирают от летней жары.

Официальная инфляция боится не только жесткости Национального банка с точки зрения увеличения денежной массы. Она бессильна перед административными приказами обуздать рост цен и показать народу путь к победе над инфляцией.

В 2015 году веры в белстатовский ИПЦ (индекс потребительских цен) будет еще меньше. Минторг своими ценовыми мораториями постарается, чтобы инфляция четко следовала курсу президента.

Второй оптимистический показатель — сбалансированный бюджет. За январь-октябрь 2014 г. профицит сектора государственного управления составил Br14трлн. (2,3% ВВП), профицит республиканского бюджета — Br6,2 трлн. (1% ВВП). Денег хватает. Зарплаты и пенсии платят вовремя. На поддержку экономики уже потрачено более Br27 трлн. В загашнике еще около Br10 трлн.

И это только часть государственной поддержки производителей товаров и услуг. С учетом налоговых льгот, списания долгов или их реструктуризации, кредитования по льготным ставкам, сниженных цен для покупки сырья совокупный объем господдержки белорусской экономики в 2014 г. оценивается в 17-20 млрд. долларов.

Бюджет на 2015 год сверстан с учетом благих намерений и пожеланий электората в предвыборный год. По цифрам и не скажешь, что на дворе — острый структурный кризис, что предприятия готовы сложиться в гармошку под грузом неплатежей, долгов, неликвидов и складских запасов.

Самая большая опасность кроется в резком снижении спроса на инвестиционные и потребительские товары в России. В 2015 году он едва ли появится, даже если белорусские предприятия будут отгружать товары на российский рынок со сроком уплаты через 720 дней в российских рублях.

Таким образом, бюджетный пластмассовый «сайдинг» скрывает угрозу потери миллиардов долларов во внешней торговле, сокращения спроса внутреннего потребительского рынка, а также растущие аппетиты желающих получить льготные кредиты на строительство жилья.

В реальной жизни всем не угодишь, но бюджет на 2015 год сверстан так, как будто власти одной булкой хлеба хотят накормить всех. Вдаваться в подробности закона о бюджете нет смысла, поскольку его все равно будут кромсать под реальные денежные потоки.


Промышленность и АПК под линейку

Самый большой клэш 2015 года будет между сторонниками и противниками девальвации. Промышленное и аграрное лобби мертвой хваткой сойдутся с лоббистами банков и Минфином. Ему в следующем году нужно отдавать долги в валюте. Чем глубже упадет белорусский «зайчик», тем больше денег нужно будет собрать Минфину. Ему курс Br11000 за $1 выгоднее, чем 1$ = Br15000. А вот логика у производителей товаров и нефинансовых услуг, которые накопили огромные долги в Br-рублях, прямо противоположная.

Найти консенсус между этими двумя группами невозможно. Так что потребуется вмешательство Лукашенко. Он должен будет объяснить, почему нельзя опускать официальный курс ниже Br12000 за $1, по крайней мере, в I квартале 2015 г.

В случае увеличения кредитования экономики и гэпа между девальвацией RUR- и Br-рубля не исключено возрождение серого рынка валюты с более высокими курсами доллара и евро.

Этой же административной линейкой Лукашенко будет разговаривать с вкладчиками и потребителями. Главный мессидж предсказуем: у нас все стабильно, подконтрольно, небогато, но в условиях кризиса жировать не принято. Власти попытаются перевести разговоры о зарплате в долларах в устойчивость доходов в Br-рублях. Они будут подкреплены периодическими мораториями на повышение цен и манипуляциями ИПЦ, чтобы у людей сложилось впечатление, что инфляция снижается.

Неважно, что будет на самом деле. Главное, чтобы люди думали, что скорость роста цен уменьшилась.

Промышленники и аграрники постараются увеличить свои цены на внутреннем рынке, чтобы хоть как-то компенсировать потери на внешних рынках. Этому будут способствовать меры по защите внутреннего рынка. Официально их не будет, но по факту борьба против российских и украинских конкурентов будет ужесточаться. Производители товаров и нефинансовых услуг очень надеются на внутренний протекционизм. Без него их финансовое положение вообще станет аховым.

За январь-сентябрь 2014 г. сумма чистого убытка организаций промышленности составила Br6,24 трлн., что на 78% больше, чем было за аналогичный период 2013 г. Кредиторская задолженность промышленности за первые три квартала 2014 г. по сравнению с 1.10.2013 г. увеличилась на 24% до Br99,65 трлн. Долги по кредитам составили Br202,7 трлн., что на 26,3% больше, чем было на 01.10.2013 г. Дебиторская задолженность выросла на 4,7% до Br102,55 трлн. Особо рьяно за девальвацию выступают те, кто имеет выручку в валюте, а долги в Br-рублях.

С аналогичными проблемами борется сельское хозяйство. На 01.10.2014 г. его кредиторка составила Br47,12 трлн. (плюс 20,2% за год), долги по кредитам составили Br45,63 трлн. (плюс 14,4% за 12 месяцев), дебиторская задолженность выросла на 20%, до Br8,2 трлн. Опасность этих цифр понимаешь при сопоставлении с объемом чистой прибыли за январь-сентябрь 2014 г. — Br5,1 трлн.

55% белорусских с/х предприятий без господдержки убыточны. Более 60% промышленных и с/х предприятий не имеют собственного оборотного капитала. Их директора спят и видят девальвацию Br-рубля на 50-70% при щедрой Br-рублевой кредитной поддержке по ставке 2-5% годовых.

Минфин не разделяет их притязаний. Его новому руководителю за состояние бюджета душа болит. Она явно просит прямого финансирования со стороны Нацбанка. При этом Минфин для себя придумал хитрую институциональную лазейку. В случае прямого наезда лоббистов он перекидывает стрелки на Банк развития. Эта структура приобретает уникальные черты организационной прокладки между Совмином и Нацбанком.

На Банк развития «повесили» финансирование госпрограмм, обслуживание госдолга, поддержку АПК, жилищного строительства и футбола. Понятное дело, что на всех не хватит, но руководители этой структуры уверенно остаются при деньгах. Особо рьяных искателей правды уволят, с другими поговорят за закрытыми дверями, третьим обрисуют новые перспективы после президентских выборов.

Нет сомнений, что те люди и структуры, на которые делает ставку глава страны на следующий политический цикл, получат свое в виде дешевых кредитов, налоговых льгот, коттеджей, земли, госзаказов или новых внедорожников. Им будет обрисована перспектива получения доступа к государственным активам, начиная с 2016 года.

Недовольные экономическими фьючерсами президента будут фиксироваться и изолироваться от процесса принятия решений. Чиновникам и директорам предлагается стать роботами, безусловно подчиняющимися тренду новой-старой президентской линейки с присущей ей кривизной и выемками.

Высока вероятность, что львиная доля распорядителей и потребителей чужого так и поступит. Как говорит легендарный Михаил Жванецкий, «нас никому не сбить с пути — нам все равно, куда идти».

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.79 (всего оценок: 63)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • вспомните 2011, когда доллары пропали в обменниках и стало не возможно гасить валютные кредиты, всё-же было представлено так что это народ "жаждит" девальвации, а правительство вроде как и не при чём
  • В народе-то сторонников девальвации совсем не так уж и много. Только те, кто получают зарплату в других валютах - гастарбайтеры, IT-шники. В общем, кто экспортируют свою рабочую силу. Или у кого зарплата привязана к курсу. А для основной массы - девальвация - это потеря доходов и сбережений. Для предпринимателей - потеря спроса, и соответственно, тоже потеря доходов. Так что, в Беларуси девальвации могут радоваться только экспортеры. А для всех остальных - сплошное горе. Уж в который раз.
  • А Ярослав - не мой кумир, от которого я тАю как влюблённая барышня. Но экономист-аналитик... В этом ему не откажешь.
  • Экономика под линейку. Не логарифмическую, надеюсь. Хрен заставишь петь ты канарейку в помещеньи, где мрак и серость. Где давно потерялись связи между "партией" и народом. Натоптали повсюду грязи... И опричники, и воевода. === Мдя... Но Пушкин творил подолгу, а я наспех. Ритмически набрасываю первое, что на ум взбредёт... Оставил - не вернулся. Лень... Будут те же темы, но другие мысли. Потому не заморачиваюсь...
  • Делаем ставки, ставлю на то что сторонники девальвации в лице народа победят, а противники девальвации в лице президента пойдут навстречу народу
  • Самый большой клэш 2015 года будет между сторонниками и противниками девальвации. Не, я вам больше скажу: клэш в твенти фифтин будет не просто самый большой, но зе грейтест! Энд зе моуст деджерэз!