Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Москва применяет к Минску метод реальной угрозы


Фото АР15 декабря в Москве пройдет очередное заседание Высшего госсовета Союзного государства. Ожидаемого обсуждения двух ключевых вопросов интеграции Беларуси и России не будет — ни проект Конституционного акта, ни вопрос введения единой валюты в повестку дня не попали. Возглавляемые президентами делегации намерены утвердить принятый на днях Парламентским собранием союзный бюджет-2007, проанализировать ход выполнения решений органов Союзного государства и утвердить программу согласованных действий в области внешней политики на очередной двухлетний период.

Как видим, повестка дня Высшего госсовета достаточно рутинна, если не сказать скучна, но отходы в сторону от ее пунктов по ходу заседания вряд ли будут. В этой связи гораздо больший интерес представляет запланированная двухсторонняя встреча Лукашенко и Путина. Под традиционной формулировкой встречи — "стороны обсудят актуальные аспекты двустороннего взаимодействия" — скрывается целый фронт проблем. Причем, определение "фронт" в данном случае можно воспринимать фактически буквально. Беларусь и Россия в данный момент находятся на грани настоящей экономической войны, по некоторым направлениям уже даже реализующейся локальными конфликтами.

Впрочем, с такими формулировками согласны не все. К примеру, руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико считает, что со стороны России сейчас проводится лишь "формирование реальной угрозы", а до ее практической реализации дело в итоге может и не дойти. По мнению эксперта, у белорусского правительства еще есть время и возможности договориться с Россией о компромиссных вариантах — как по пошлинам на нефть, так и по цене на газ.

Впрочем, усилия правительства — это, скорее, техническая сторона проблемных вопросов. И шанс решить их с наименьшими для страны потерями Сидорский и Ко получат только в том случае, если точки соприкосновения найдут президенты двух стран. Причем, поиски таких точек наиболее актуальны для Александра Лукашенко, нынешние позиции которого в переговорном процессе на порядок слабее позиций Владимира Путина.

По мнению Леонида Заико, тактика угроз со стороны Беларуси уже не эффективна. "Россия специально вводила Беларусь во временной цейтнот, зажимала оппонента в угол. Теперь Лукашенко должен будет выступить если не в роли просителя, то, по крайней мере, игрока, вынужденного идти на большие уступки", — считает эксперт.

Вариативность этих уступок достаточно широка — от "Белтрансгаза" до досрочного сложения президентских полномочий. Леонид Заико считает, что нынешнее положение белорусско-российских отношений — это прямое следствие третьего срока Лукашенко: "Сейчас Кремль показывает, что такой шаг белорусскому президенту делать не стоило".

Впрочем, достаточно широко распространено мнение, что в свое время официальная Москва согласилась смотреть сквозь пальцы на внутриполитические процессы в Беларуси в обмен на гарантированное решение своих экономических интересов, допустим, приобретения той же белорусской газотранспортной системы. Но сделка, судя по всему, не состоялась: Лукашенко в третий раз выиграл президентские выборы, но "трубу" не отдал.

Эксперты также отмечают, что во многом мифологизированные союзнические отношения с Беларусью связывают Кремлю руки. "Нет никаких проблем, чтобы наказать ценами на газ, другими санкциями Грузию, Молдову или "оранжевую" Украину, поскольку они взяли курс на интеграцию в евроатлантические структуры, "продались" Западу. И российское общество всегда поддержит любые действия Кремля, ибо оно сегодня сильно заражено ксенофобией. Но Лукашенко, враг Запада и большой друг России, уверяет, что хочет объединиться с ней в одно государство. Что с ним делать, никто не знает. И сегодня совершенно не ясно, насколько морально готовы сам Путин и его команда к серьезному конфликту с Беларусью", — отмечает политолог Валерий Карбалевич.

Такой же вопрос вполне можно поставить и относительно Лукашенко — действительно ли он готов пойти на разрыв отношений, чем он не так давно назвал возможное повышение цены на газ до 200 долларов?

Скорее всего, что нет. И в Минске, и в Москве прекрасно понимают, что в таком случае может грозить белорусской экономике, никогда, по сути, не работавшей в условиях мировых цен на энергоносители. Вместе с тем, перестройка экономических взаимоотношений уже началась. "России было бы проще по-прежнему держать Беларусь на газово-нефтяной игле, — говорит Леонид Заико. — Но она стала последовательно идентифицировать свои национальные экономические интересы и четко их артикулировать".

По мнению эксперта, в этом для Беларуси есть и положительный момент: "Россия, хочет того Беларусь или нет, подталкивает нас к действительному экономическому суверенитету, предлагает нам такой вариант".

Причем, он, по мнению Москвы, не противоречит идее союзной интеграции. Представители прокремлевской политической элиты сегодня все чаще говорят о желании России и дальше выстраивать союзнические отношения, но уже на рыночной основе. Другое дело, что дружба с Россией по ценам мирового рынка для нынешней Беларуси не имеет никакой выгоды.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева