Другие материалы рубрики «Политика»
-
День Воли-2015. Вместо оппозиции креативят власти
Состояние белорусской оппозиции таково, что провести эффективную уличную акцию ей не по плечу даже при отсутствии противодействия со стороны властей… -
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии…
- Руководители органов госуправления каждую среду будут проводить личный прием, каждую субботу — телефонные линии
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Откуда у Милинкевича рейтинг в 25%?
Эту цифру в качестве нынешнего уровня своей популярности озвучил сам лидер движения «За свободу», прокомментировав критичную статью в свой адрес на одном из белорусских интернет-ресурсов — Afn.by. В ней утверждалось, что попытки Александра Милинкевича вести якобы диалог с властью привели к снижению его рейтинга и имиджевым потерям. В интервью радио «Рацыя» политик заявил, что эффект таких его заявлений прямо противоположный — рейтинг популярности, наоборот, вырос и составляет сегодня 25%. «Белорусские новости» решили выяснить, откуда взялся такой симпатичный для оппозиционных лидеров всего периода президентства Александра Лукашенко показатель.
В упомянутой статье речь шла о февральском письме Александра Милинкевича Александру Лукашенко. К этому ходу лидера движения «За свободу» приравнен и Европейский марш с письмом к заместителю руководителя Администрации президента Наталье Петкевич, в котором содержится предложение диалога в целом и обсуждения планов проведения этой акции, в частности.
Милинкевич тут же заявил, что письмо это не подписывал, но идею Евромарша поддерживает (недавно он призвал придти на него как оппозиционный, так и президентский электорат). Как и контакты с властью.
Что же касается письма Лукашенко, то Милинкевич убежден, что оно положительно отразилось на имидже всей оппозиции. В частности, он сказал, демократов «стали считать политиками, которые больше думают о Беларуси, а не собственных креслах».
Что касается процентов популярности, то, по словам Милинкевича, его рейтинг после послания президенту отнюдь не снизился, а повысился. Политик заявил, что его поддерживают 25% белорусов.
По социологическим опросам тенденцию к снижению рейтинга Милинкевича не увидишь. То есть заявление о том, что она имеет место, голословно. Но с другой стороны, откуда взял приятную для себя цифру в четверть сотни процентов экс-кандидат в президенты?
Тот же НИСЭПИ (Вильнюс), по социологическим данным которого в последние годы судят об электоральной мощи или немощи демократических сил и их лидеров, предыдущий национальный опрос проводил в мае этого года. Тогда рейтинг Милинкевича, выведенный на основе ответов респондентов на вопрос «Если бы завтра состоялись выборы президента Беларуси, за кого бы Вы проголосовали?», составлял 12,2%. После этого НИСЭПИ опросов не проводил. Следующий, по информации «Белорусских новостей», намечен на октябрь. Независимые социологи говорят, что не знают, откуда Милинкевич взял 25% — «может, с потолка?».
Между тем осенью 2006 года рейтинг политика составлял 11,6% — после президентских выборов, если брать исследования независимых социологов, почти вдвое упал, однако за период, в который вместилось письмо президенту, чуть-чуть вырос.
Но все-таки, откуда взялись 25%? С таким вопросом «Белорусские новости» обратились к самому Александру Милинкевичу. По его словам, это закрытые социологические исследования, но о которых знают все лидеры оппозиции.
А самое главное в том, что речь, как рассказал Милинкевич, идет об уровне поддержки населением, электоральной симпатии — в общем, о так называемом позитивном рейтинге, а не о гипотетическом предвыборном раскладе касательно готовности электората голосовать определенным образом.
Лидер ОГП Анатолий Лебедько подтвердил, что закрытое социологическое исследование, о котором говорит Милинкевич, действительно недавно проводилось.
Правда, по его словам, у Милинкевича позитивный рейтинг там около 20%, а отрыв от остальных оппозиционных лидеров небольшой. Например, у Александра Козулина — в районе 16%, а у самого Лебедько — около 12%. Это, по мнению лидера ОГП, свидетельствует о том, что в белорусской оппозиции нет ярко выраженного лидера. Таковым можно будет считать того политика, у которого 20-25% будет равен политический рейтинг, определяющий готовность избирателей голосовать за него на выборах.
Анатолий Лебедько сообщил также, что согласно этому социсследованию, наряду с самым высоким позитивным рейтингом, у Александра Милинкевича и самый высокий негативный. Это объясняется тем, что у лидера движения «За свободу» самая высокая узнаваемость — свыше 90%.
А политический рейтинг у лидера движения «За свободу», по словам самого Милинкевича, вдвое меньше, чем позитивный, — то есть на уровне тех же самых 12%.
То есть в стране стабильность и в рейтинге лидера оппозиции, которым, по крайней мере, согласно социологии остается Александр Милинкевич. Обратимся к ней и касательно электоральной эффективности политики диалога с властью. Согласно данным того же НИСЭПИ, более двух третей белорусов считают, что диалог власти и оппозиции необходим, большинство наших граждан уверены, что его нет, а из придерживающихся такого мнения четверть полагает, что в этом виновата оппозиция. А вину власти видят 30%.
Более-менее заметного роста рейтинга разговоры о диалоге не обеспечат. Во-первых, потому что это далеко не самое главное, что волнует народ. Во-вторых, пока это только разговоры. Рейтинг оппозиции поднялся, если бы имел место какой-то результат — хоть бы в виде встречной реакции властей. В том числе и поэтому Лукашенко с Петкевич оппозиции не пишут и не звонят.
Между тем 12% для оппозиционного политика в Беларуси — неплохая стартовая площадка для участия в избирательной кампании. Правда, неизвестно, что будет с рейтингом Милинкевича накануне президентских выборов 2011 года. Впрочем, на носу — парламентские выборы осенью 2008-го.
Напомним, ранее движение «За свободу» заявляло, что не будет выдвигать своих кандидатов на выборах в Палату представителей. Но в интервью «Белорусским новостям» Александр Милинкевич заявил, что лично он собирается участвовать в этих выборах.
Правда, только в том же самом формате, как и на местных выборах: в качестве доверенного лица других кандидатов в депутаты будет ездить по стране и общаться с народом. В нынешних условиях беспроигрышная позиция: и коммуникация с населением будет, и не проиграешь. А с другой стороны, не будет даже шанса оказаться в системной политике.
Однако поскольку «свободовцы» за мандаты бороться не будут, речь идет, судя по всему, о том, что Милинкевич станет доверенным лицом кандидатов-партийцев, которые симпатизируют движению экс-кандидата в президенты. А это значит, что в период избирательной компании оппозицию ждут новые кадровые скандалы.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева