Другие материалы рубрики «Политика»
-
Премьер Мясникович гадает: учить английский или вьетнамский?
Беларусь, которую теснят на российском рынке, вынуждена идти в третий мир… -
Что делать оппозиции, если спроса на альтернативу нет?
На данный момент налицо состояние апатии: люди ушли в частную жизнь, проблемы большого общества, государства, демократии их мало волнуют…
- Страны СНГ продолжют обмен мнениями о разоружении
- Мясникович обсудил с главой делегации Китая вопросы экономики и военно-технического сотрудничества
- Мясникович и Медведев встретятся 21 мая в Москве
- Павел Латушко и французский депутат Ламбер договорились о сотрудничестве двух стран
- Лукашенко: мы очень рассчитываем на углубление военно-технического сотрудничества между Беларусью и КНР
- Янукевич: опасность того, что Чернобыль может повториться, сегодня большая, чем когда-либо
- Немцов: имперский комплекс вредит России
- Лукашенко: учения «Запад-2013» не направлены ни против поляков, ни прибалтов
- Лукашенко: мы никогда не пойдем на то, чтобы стать перед кем-то на колени, сгорбиться
- Лукашенко: если брошен камень в мой огород, я должен его подобрать
Политика
Проекты Брюсселя для Беларуси: и хочется, и колется
Несмотря на то, что Еврокомиссия ежегодно вкладывает в программы и проекты на территории Беларуси сотни тысяч евро, их реализация порой затягивается на годы из-за большого количества бюрократических процедур. По мнению экспертов, белорусские власти, испытывая потребность в финансовой помощи ЕС, вместе с тем через регистрацию и одобрение проектов по инерции стараются оградить страну от "западного влияния". Кроме того, Минск не торопится широко распахивать двери тем, с кем не налажены политические отношения.
Белорусские власти не скрывают своей заинтересованности в поддержке со стороны Евросоюза — технической ли или сугубо финансовой. По данным МИД, в рамках Программы технической помощи странам СНГ (ТАСИС) в Беларуси в 1991—2006 годах при финансовой поддержке Еврокомиссии было реализовано 320 проектов на сумму около 204 млн. евро. В 2007 году эту программу сменил Европейский инструмент соседства и партнерства (ENPI).
Области, где ЕС предоставляет техническую помощь, весьма различны: охрана окружающей среды, управление границей, миграцией, в социальной сфере, минимизация последствий аварии на ЧАЭС, ядерная безопасность, местное управление. Существуют также проекты для поддержки прав человека и развития гражданского общества. Сегодня в Беларуси на разной стадии реализации — около двух десятков проектов.
Евросоюз остается крупнейшим и желанным иностранным донором нашей страны при всех связанных с этим сложностях. Во-первых, количество проектов и выделяемых на них средств существенно сужается ограниченными политическими отношениями между Минском и Брюсселем. Так, для Беларуси не существует отдельного бюджета и так называемого плана действий (action plan).
Кроме того, Европа сетует на то, что выполнение проектов в рамках программ, в которых Беларусь может принимать участие, тормозится уже самими белорусскими властями и большим количеством бюрократических процедур. Так, до объявления конкурса проектов необходимо получить одобрение, а затем зарегистрировать проект, который будет реализован. В результате многоступенчатых согласований реализация отдельных проектов откладывается на два-три года.
Стоит отметить, с Украиной у Евросоюза подписан специальный финансовый меморандум, который позволяет регистрировать ряд проектов одновременно, а не по очереди, в соответствующих министерствах.
Если бы намерения расширять отношения с ЕС у белорусского руководства были столь же явны, как у украинского, бюрократические стены не возводились бы, считает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов.
Так, мешает очевидное противоречие: при фактическом отсутствии политических отношений с ЕС у нас очень активное сотрудничество в рамках программ технической помощи. Процедуры регистрации невольно воспринимаются как маленькая месть Брюсселю за санкции и преграды для полноценных отношений, отмечает эксперт.
Кроме того, бюрократические преграды имеют еще и охранительную функцию, считает Мельянцов. «Конечно, нам нужны деньги Евросоюза, но белорусским властям не хочется допустить, чтобы Брюссель, увеличивая и расширяя программы помощи, получил рычаги влияния на ситуацию в Беларуси», — подчеркивает политолог. Поэтому при всей своей заинтересованности Минск тщательно проверяет проекты.
С другой стороны, указывает эксперт, в техническом плане программе ТАСИС всегда старались идти навстречу, а также продумывали возможности упрощения регистрационных процедур. После политического шага двух сторон к сближению — открытия в Беларуси представительства Еврокомиссии ситуация с реализацией проектов будет облегчаться, уверен Мельянцов.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева