Другие материалы рубрики «Политика»
-
Москва подталкивает Лукашенко к объединительному референдуму?
Беларусь надежно привязана к Москве уже самой своей нынешней политико-экономической моделью… -
Владимир Некляев заявил о выходе из оппозиционных структур
Некляев был одним из наиболее вероятных претендентов на выдвижение кандидатом в президенты на выборах 2015 года...
- ВС не удовлетворил жалобу на отказ в регистрации Белорусской коммунистической партии трудящихся
- О проведении конгресса демсил оппозиции договориться не удалось
- Кампания «Говори правду» предлагает выдвинуть Татьяну Короткевич кандидатом в президенты
- Лукашенко наградил орденом Дружбы народов премьер-министра Азербайджана
- Глава МИД КНР посетит Беларусь
- ХЗ. Монетизация тунеядства
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
Политика
Оппозиция хлопает дверью?
19 сентября пять кандидатов в депутаты от Объединенной гражданской партии (ОГП) объявили, что снимаются с выборов. Станислав Богданкевич, Александр Добровольский, Валентина Полевикова, Екатерина Молосаева и Анна Егорова обвинили власти в срыве печатания своих агитационных материалов и отказались от дальнейшего участия в "фарсе". Как этот хлопок дверью отзовется в массе электората, коридорах власти и на Западе?
Дискуссия "участвовать или не участвовать?" сотрясает лагерь титульной оппозиции на протяжении всей этой кампании. Не будем пересказывать перипетии. Факт то, что несколько дней назад лидеры Объединенных демократических сил (ОДС), казалось, решили обрубить распри и четко дали понять: идем до конца, бойкота не будет!
Возможно, на это решение повлияли и комментарии представителей Запада, которые явно не в восторге от разброда и шатаний в коалиции демсил. Так, временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур достаточно четко высказал свою рекомендацию: есть проблемы — сообщайте наблюдателям миссии ОБСЕ. Это не в пример предпочтительнее, нежели "выходить из очень важного процесса, за которым внимательно следят США и Евросоюз".
19 сентября пятерка представителей ОГП (и одновременно ОДС) поступила, как видим, с точностью до наоборот. Правда, они подчеркивают: это не бойкот, а протест, но такие филологические экзерсисы вряд ли кого-то интригуют. Факт то, что вышли из игры. Хотя вроде была установка, напротив, играть на обострение, чтобы противник если не уступил, то хотя бы наделал фолов под бдительным оком БДИПЧ. (Кто не знает: под этим певучим названием скрывается Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, миссия которого наблюдает за этими выборами.)
Политолог Валерий Карбалевич обращает внимание на то, что единства относительно участия в выборах нет не только в масштабах ОДС, но и в отдельных партиях.
Действительно, страсти по поводу участия/неучастия бушуют в Партии БНФ, охватили ОГП. Трудно уловить логику в том, что пять ее членов снимаются, а вот лидер Анатолий Лебедько, которому тоже не напечатали листовки, намерен и далее тянуть лямку "участия в фарсе".
Валерий Карбалевич отмечает также, что у оппозиционеров, снявшихся с выборов, нет информационных возможностей объяснить мотивы своего поступка электорату. "Рядовой избиратель узнает об этом, скорее всего, из государственных СМИ, и, конечно, в соответствующей трактовке".
Нетрудно предвидеть: власти обвинят оппозиционеров в том, что они элементарно испугались "пролета". Скорее всего, не удержатся от иронии и априорные бойкотисты: мол, надо было с самого начала слушать умных людей!
Возникает и такой пикантный момент: если оппозиционеры снимаются, то окончательно повисает в воздухе их призыв к избирателям выйти вечером 28 сентября на площадь протестовать против фальсификаций. Во-первых, граждане, отдававшие подписи за выдвижение этих политиков, вполне могут посчитать себя одураченными. Во-вторых, когда в округе нет конкуренции, у властей появляется возможность организовать наипрозрачнейшее голосование, собрав легион всяческих наблюдателей. Нужда что-то фальсифицировать отпадет сама собой.
Наконец, отмечает Карбалевич, западники в принципе не понимают ситуации, когда оппозиционные политики добровольно отказываются от борьбы: "В конце концов, все цветные революции делались именно под выборы, на волне протестов против фальсификаций".
В свою очередь, политолог Владимир Ровдо считает, что белорусская оппозиция вообще зря ввязалась в "грязную игру", именуемую выборами. По мнению эксперта, нужно было давно и дружно объявлять бойкот, "но бойкот активный". Это, полагает Ровдо, могло бы сорвать вероятную сделку некоторых кругов Запада с белорусской властью. Однако отсутствие единой стратегии подвело противников Лукашенко, отмечает эксперт. "Если Запад признает эти выборы, то совершит большую ошибку", — заключает он.
Между тем накануне Александр Лукашенко в интервью журналистам "Файнэншл таймс" и "Франкфуртер альгемайне цайтунг" открытым текстом призвал Европу признать парламентские выборы 28 сентября. При этом, как отмечают аналитики, белорусский официальный лидер не сулил разгула демократии и даже высказал предположение, что новый парламент Европе не слишком понравится. Это может означать, что власть готова пожертвовать лишь парой-тройкой мандатов для оппозиции.
Официальный белорусский лидер явно рассчитывает на то, что на чашах весов Запада политический прагматизм перевесит "эфемерные" материи типа прав человека и демократических свобод. В свою очередь, в Брюсселе и Вашингтоне, похоже, надеются взять свое в этом плане тихой сапой.
Удастся ли? Белорусская власть, конечно же, не перековалась. Как откровенно сказал Лукашенко западным журналистам 18 сентября, белорусскую сторону подталкивает к контактам с Западом экономика (уточним: угроза урезания российских преференций). Плюс опасение, что Москва придет и возьмет все. Потому Минск и надеется, что Запад, которому не по нутру имперский ренессанс России, не станет слишком уж жестко оценивать эти выборы и пойдет на нормализацию отношений.
К слову, корреспондент "Файнэншл таймс" в отчете о встрече с Лукашенко приводит шутку хозяина резиденции: "Везет же некоторым, говорит он с улыбкой: могут посидеть за одним столом с "последним диктатором Европы".
Шутка шуткой, но Запад устами ряда политиков и дипломатов вполне серьезно говорит сегодня о возможности прорыва, при том что вряд ли питает особые иллюзии относительно степени демократизма очередных выборов.
"Возможно, оппозиция, вдобавок ко всему, предчувствует, что окажется за столом переговоров лишней", — предполагает Валерий Карбалевич.
Да, в таком случае хлопок дверью — это способ привлечь к себе внимание. Но не более. Сейчас любая тактика, будь то бойкот или участие до упора — худшая. Потому что в любом случае получается: кто в лес, а кто по дрова. Поэтому и Западу трудно понять: а кого, собственно, сажать за стол?
Очевидно, что против оппозиции играют не по правилам. Но и она, титульная оппозиция, явно не справилась с очередным — и, возможно, решающим для этой ее конфигурации — тестом на способность собрать силы в кулак и генерировать сильную, внятную стратегию.
Кстати, 20 сентября Сойм Партии БНФ переформулировал свое предыдущее решение о снятии кандидатов в депутаты от партии с выборов в Палату представителей. В соответствии с сегодняшним решением кандидаты в депутаты имеют право прекратить участие в выборах. Таким образом, те, кто желает продолжить борьбу за депутатское кресло, могут не выходить из избирательной кампании.
Как сообщалось ранее, Минская городская организация Партии БНФ на собрании 18 сентября приняла решение о снятии своих кандидатов с предвыборной гонки.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева