Другие материалы рубрики «Политика»
-
Беларусь: для независимости нужна воля
Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции… -
Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…
- Президент Латвии готов встретиться с Лукашенко на саммите Восточного партнерства в Риге
- Мясникович пообещал президенту Туркменистана два беспилотных комплекса
- «Народный референдум» может выдвинуть кандидатом в президенты женщину
- В Москве прошло закрытое обсуждение военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ
- В мае Беларусь посетит председатель КНР Си Цзиньпин
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Герт Аренс: главное — не как голосуют, а кто считает
Глава миссии долгосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ Герт Аренс не отказывается от интервью — до и после выборов он охотно и очень дипломатично отвечает на любые вопросы. Посол Аренс рассказал БелаПАН о работе своей миссии, причинах разочарования выборами и своих надеждах.
— Господин Аренс, для вас это вторая избирательная кампания в Беларуси. Вы согласились приехать, потому что вам у нас интересно? Чем отличаются президентские выборы в 2006 году от нынешней кампании?
— Нет, я приехал не из-за интереса к выборам. Два года назад мне очень понравилась Беларусь и ее народ, поэтому, получив предложение возглавить наблюдателей на парламентских выборах, я согласился в надежде, что смогу внести свой вклад, способствовать изменениям к лучшему.
Сравнивать же избирательные кампании сложно: президентские выборы имели общенациональный уровень, в них приняло участие четыре кандидата, а выборы в парламент проходили в 110 округах, фактически это 110 выборов.
— Вы говорили о разочаровании ходом выборов: ожидали большего или больше было обещано?
— В целом избирательная кампания и день выборов шли очень неплохо, пока не пришла новость о том, что двум наблюдателям от Парламентской ассамблеи ОБСЕ не разрешили присутствовать при подсчете голосов. В целом, мы не смогли наблюдать за этим важным процессом.
— А были сигналы, что наблюдателей ОБСЕ допустят к подсчету голосов?
— Да, и это одна из причин, почему я расстроился: сигналы не были такими последовательными, как мы надеялись. Как говорят, главное — не как голосуют, а кто считает. Да, мы не комментируем результаты выборов, потому что выбирает народ, но демократические выборы предполагают прозрачность процедуры подсчета голосов, иначе как можно с уверенностью сказать, за кого голосовали люди?
С другой стороны, в Беларуси всегда так считали голоса. Например, во многих странах, например в Польше, каждый бюллетень показывают на вытянутой руке и вслух зачитывают его результат. Белорусские члены комиссий считают бюллетени в полной тишине, каждый — свою часть, а наблюдатели сидят где-то вдалеке.
Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина предупреждала, что наблюдатели не должны приближаться, потому что им запрещено вмешиваться в процесс. Но можно же найти такой вариант наблюдения, который устроил бы всех.
— Можно ли говорить, что миссия ОБСЕ работала над предварительным заключением под давлением, учитывая, какую важность этот документ представлял для развития отношений между Евросоюзом и Беларусью?
— Нет. Но, конечно, мы прекрасно понимали, что наша оценка может сыграть важную политическую роль, поэтому ощущали особую ответственность.
— Господин Аренс, по чьей инициативе прошла встреча президента Александра Лукашенко и главы миссии краткосрочных наблюдателей Анн-Мари Лизен?
— Она прошла по предложению миссии ПА ОБСЕ. Подобные встречи обычно сопровождают международное наблюдение за выборами. Так, я встречался с президентами Кучмой, Саакашвили, Алиевым, Саркисяном…
— Почему не с президентом Лукашенко?
— Я дважды беседовал с главой Администрации президента (Владимиром Макеем. — Прим. БелаПАН) и обсудил все, что было необходимо обсудить. Госпожа Лизен в свою очередь встретилась с президентом по завершении ее миссии, и этого достаточно.
— Предварительное заключение ОБСЕ — это рекомендация ЕС возобновить отношения с Беларусью?
— Это не к нам вопрос, мы только наблюдали за избирательной кампанией. Правительства будут решать, как они поступят на основе нашего заключения об этих выборах.
— А как вы относитесь к реакции на предварительный отчет ОБСЕ со стороны международных структур и официального Минска?
— В задачу миссии не входит оценка этой реакции. Правда, заключение предварительное, в окончательный документ войдет информация, полученная сейчас. Так, 1 октября мы работали с краткосрочными наблюдателями.
С другой стороны, конечно, мы следим за тем, как освещают наш доклад белорусские СМИ. Нельзя не заметить, что государственные СМИ предпочитают в основном говорить о положительных моментах, опуская негативные, в то время как журналисты должны давать полную картину.
Не могу не отметить обнадеживающий момент: белорусские власти ясно дали понять, что намерены сотрудничать для продолжения успешного реформирования избирательного процесса в Беларуси.
— Но ОБСЕ всегда предлагала такое сотрудничество. Беларусь принимает его впервые?
— Фактически да. Два года назад мы неплохо сотрудничали с властями и Центризбиркомом в ходе президентских выборов. Но в мае 2006 года, когда мы привезли в Минск итоговый отчет с рекомендациями, нам дали понять, что рекомендации «неубедительны». Только когда в июне приехала техническая миссия БДИПЧ ОБСЕ, несмотря на то что они просто наблюдатели, с ними начали всерьез обсуждать наши рекомендации.
В этот раз дважды в неделю у нас были встречи в МИД и Центризбиркоме, где мы отмечали недостатки хода кампании, предоставляя тем, кто отвечал за проведение выборов, возможность вносить коррективы. Так, по нашей рекомендации пятиминутная запись телеобращений кандидатов была показана повторно уже в прайм-тайм.
Кроме того, как я говорил, есть готовность со стороны властей сотрудничать на благо новых улучшений. Это главная перемена. Так, на встрече в МИД 1 октября нам в очередной раз подтвердили желание сотрудничать, и я верю, что в этот раз сотрудничество продолжится.
— То есть вы разочарованы кампанией, но не отчаялись?
— Нет, убежден, что избирательный процесс в Беларуси можно изменить и улучшить. Бюрократия в этом процессе достаточно инертна и для всего нужно время, но мы надеемся на сотрудничество, БДИПЧ готов продолжить работу.
— Господин Аренс, вы уже думали о том, чтобы возглавить миссию наблюдателей ОБСЕ на выборах президента в 2011 году?
— Традиционно один и тот же посол не может работать больше чем с двумя миссиями.
Между тем с 2006 года я не переставал следить за развитием ситуации в Беларуси, этой европейской стране с образованным народом, поэтому был рад вернуться. В надежде, что смогу помочь продвижению общих политических целей, улучшению отношений между Беларусью и странами Запада, которыми пока нельзя похвастать.
Конечно, это долгий процесс. При этом моя роль в нем — наблюдение за выборами, а правительствам решать, как двигаться после этих выборов.
Последние Комментарии