Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Оппозиция пойдет против Лукашенко врастопырку
    Эта президентская кампания в исполнении оппозиции может получиться особенно бледной и грозит опустить еще ниже ее моральный авторитет…
  2. Лукашенко: мы не будем северо-западным краем!
    В интервью американскому медиахолдингу Bloomberg Александр Лукашенко ответил на вопросы об отношениях с Россией, высказл позицию Беларуси по конфликту в Украине...


Политика

Официальный Минск тянет кавказскую резину


30 марта Палата представителей Национального собрания Беларуси сформировала предварительный проект повестки дня весенней сессии. Вопросу о признании независимости Абхазии и Южной Осетии в документе места не нашлось, хотя ранее из уст представителей Минска звучали заявления: рассмотрим весной! Затягивание вопроса объяснимо. Это позволяет лавировать между двумя сторонами, помощь которых в условиях экономического кризиса крайне необходима, — Россией и Евросоюзом.

Еще в декабре Александр Лукашенко сообщил журналистам, что парламент рассмотрит вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии после Нового года. В январе о рассмотрении вопроса на весенней сессии заявил заместитель председателя нижней палаты Валерий Иванов. После этого конкретика звучать перестала: документ даже не выносился на рассмотрение профильной комиссии Палаты представителей.

Зато более конкретные заявления стали звучать с других сторон. 23 февраля на пресс-конференции в Брюсселе министр иностранных дел председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг заявил: в случае признания независимости Абхазии и Южной Осетии Беларусь «столкнется с очень серьезными проблемами» относительно участия в программе «Восточное партнерство».

А 16 марта высказался и генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана, до этого побывавший с визитом в Минске. По его словам, важно, чтобы Беларусь сохранила свою позицию непризнания Южной Осетии и Абхазии. «Как вы знаете, Евросоюз не признал независимость этих стран и не намерен менять свою точку зрения. Мы надеемся, что все, кто с нами сотрудничает, будет придерживаться той же позиции», — сказал Х.Солана.

Со своей реакцией выступила и Россия. 21 марта на Брюссельском форуме глава МИД РФ Сергей Лавров обвинил ЕС в попытке оказать давление на Беларусь. «Когда министр иностранных дел Чехии говорит представителям белорусской стороны: вы не будете в европейском партнерстве, если признаете независимость этих республик, — как это можно воспринимать? Как шантаж или демократию?» — риторически спросил С.Лавров.

В такой ситуации Минску торопиться с признанием независимости двух кавказских республик явно не с руки. Не помогла даже встреча президента Абхазии Сергея Багапша с Александром Лукашенко. Рандеву состоялось (по мнению ряда наблюдателей, с подачи Москвы) 23 марта в Сочи.

Отсутствие в повестке весенней сессии белорусского парламента вопроса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, по мнению политолога Виталия Силицкого, «вполне ожидаемо». «Беларусь и Россия не договорись о цене признания Беларусью двух республик. Каждое признание имеет свою цену. Думаю, Минск рассчитывает на восстановление того уровня экономической поддержки со стороны России, который существовал до 2004 года», — считает эксперт.

По мнению В.Силицкого, сейчас белорусскому руководству торговаться легче. «Раньше Минск торговался только с Москвой. В такой ситуации отстаивать свои позиции сложно. Теперь к торгу подключился и ЕС. Лукашенко получил большую свободу действий. Он может занять наиболее выгодную для себя позицию и лавировать между двумя сторонами. Причем таким образом водить за нос обе стороны можно очень долго», — отмечает политолог.

По словам В.Силицкого, Россия и ЕС раздули значение вопроса о признании Абхазии и Южной Осетии. «Они сами предоставили Лукашенко козырную карту, хотя сначала планировали использовать вопрос в качестве рычага давления на Минск. А в итоге получили предмет для торга», — подчеркнул эксперт.

Политолог, бывший депутат Палаты представителей Ольга Абрамова считает, что вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии «абсолютно не принципиален в двусторонних отношениях Беларуси с Евросоюзом и более значим в отношениях с Россией». «России признание независимости Абхазии и Южной Осетии необходимо с точки зрения влияния на всем постсоветском пространстве. Для ЕС этот вопрос интересен с точки зрения, во-первых, оценки взаимоотношений Беларуси с Россией, во-вторых, с точки зрения медленного дрейфа Беларуси в сторону Евросоюза», — отметила собеседница.

О.Абрамова подчеркнула, что вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии может быть внесен в повестку дня весенней сессии парламента «в любой момент». «Проблем со срочным рассмотрением этого вопроса в Палате представителей не будет. Но логично, что вопрос будет рассматриваться после майского учредительного саммита политики «Восточного партнерства», на который могут пригласить Лукашенко», — считает эксперт.

О.Абрамова не берется предсказать, станет ли вероятное признание независимости Абхазии и Южной Осетии серьезным препятствием для участия Беларуси в «Восточном партнерстве». «Все зависит от того, какая группа европейских политиков возьмет вверх. Не секрет, что многие из них делали себе карьеру на белорусском вопросе», — отметила она.

В.Силицкий считает, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии может помешать участию Беларуси в новой программе ЕС.

Насчет самой вероятности признания в экспертной среде высказываются разные прогнозы. Минск, конечно же, рассчитывает на экономические преференции со стороны России, но и раздражать ЕС не спешит, считают политологи.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Например, врядли стоит считать любую женщину - врачем-гинекологом))))
  • "Политолог, бывший депутат Палаты представителей Ольга Абрамова считает, что вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии «абсолютно не принципиален в двусторонних отношениях Беларуси с Евросоюзом и более значим в отношениях с Россией»." Дорогие Навины, в очередной раз обращаюсь к вам с убедительной просьбой не крестить кого ни попадя "политологами". Человек не может называться политологом только по причине его желания поговорить о политике либо из-за наличия некоего опыта практической политики.