Другие материалы рубрики «Политика»
-
Беларусь: для независимости нужна воля
Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции… -
Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…
- Мясникович пообещал президенту Туркменистана два беспилотных комплекса
- «Народный референдум» может выдвинуть кандидатом в президенты женщину
- В Москве прошло закрытое обсуждение военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ
- В мае Беларусь посетит председатель КНР Си Цзиньпин
- Статкевич не надеется на свое скорое освобождение из колонии
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Изменения в избирательное законодательство примут не «именем революции»
Изменений в избирательное законодательство «именем революции» не будет. Если после резонансной встречи Александра Лукашенко и Лидии Ермошиной затеплилась надежда, что следующие электоральные кампании будут позитивно отличаться от предыдущих, то сегодняшнее совещание у президента эти надежды фактически развеяло.
Нет, Лукашенко не передумал и от идеи изменить избирательное законодательство с учетом пожеланий Запада не отказался. Процесс запущен и должен благополучно завершиться до конца работы осенней сессии парламента. Но президент четко дал понять вертикали, что какими бы либеральными чернилами не вписывались в избирательный кодекс прогрессивные предложения, итог выборов от этого пострадать не должен.
Кампании прошлых лет в оппонирующих власти кругах неизменно называют избирательными спектаклями — с дешевыми декорациями и не самыми профессиональными актерами. Будущие кампании, похоже, будут декорированы побогаче, а массовое ангажирование исполнителей заменит точечный кастинг. Но суть самого спектакля от этого не изменится.
На совещании Лукашенко сам прошелся по основным положениям избирательного законодательства, которые будут подвержены европеизации. Но вряд ли его комментарии можно рассматривать лишь как точку зрения, одну из. Очевидно, что для чиновников слово президента — прямое руководство к действию. И это относится не только к формулировкам изменений в кодекс, но и к практике проведения будущих выборов.
Демократические стандарты выборов, отсутствие которых официальному Минску ставит в упрек Запад, вполне можно было бы соблюсти и с действующим законодательством. То есть не в законах закавыка, а, как не раз отмечали эксперты, в практике проведения выборов, что и называют основой электоральных успехов действующей власти.
Следовательно, никаких гарантий, что с изменением избирательного законодательства претерпит метаморфозы и избирательная практика, нет. Дать их может лишь власть, но кто сегодня поставит хоть рубль на то, что на этот раз слова не разойдутся с делом?
Основные планируемые изменения в Избирательный кодекс уже озвучены. Кто запамятовал, может еще раз перечитать интервью Лидии Ермошиной. Сегодня на совещании Лукашенко их по большому счету одобрил, хотя, вероятно, после этих одобрений авторам законопроекта придется кое-что переписать.
В частности, это относится к предложению по формированию избирательных комиссий на треть из представителей партий и общественных объединений.
«Я вообще не вижу проблемы в этом вопросе. Пожалуйста, на местах есть партии, объединения. Решения принимает исполком. Идите в исполком, там вас включат в избирательные комиссии. Но силой заставлять — мол, в такой-то комиссии половина или треть должны составлять представители политических партий — не надо», — заявил А.Лукашенко.
Это предложение и ранее вызывало критику оппозиции, так как вовсе не являлось гарантией присутствия в избиркомах их представителей. Мол, на треть мест посадят в комиссии членов БРСМ и «Белой Руси» — тоже ведь общественные объединения, а еще две трети заполнят старой гвардией.
«Особых проблем нет», по мнению Лукашенко, и по вопросу проведения уличных предвыборных мероприятий по уведомительному принципу.
«Но давайте раз и навсегда договоримся: где бы это ни было — в Минске, Мозыре, Березе или любом сельском Совете — есть специально отведенное место, и другого места быть не должно ни для каких партий. Там, пожалуйста, проводите, заранее уведомляйте, чтобы мы могли обеспечить безопасность и порядок, но не дай бог кто-то нарушит этот порядок», — предупредил Александр Лукашенко.
То есть, оппозицию опять пошлют на Бангалор постоять в тесной компании с собаководами и сотрудниками в штатском.
Не сильно изменит расклад сил и возможность кандидатов использовать для агитации собственные средства или средства спонсоров. Во-первых, размер избирательного фонда, наверняка, ограничат суммой, на которую не сильно-то и наагитируешь. А во-вторых, легальность денег, скорее всего, придется доказывать документально.
«Если у кого-то есть деньги, пусть показывают, агитируют, создают эти фонды», — заявил Лукашенко.
Оппозиционные лидеры, ясное дело, показать могут лишь пустые карманы, так как формально иной работы кроме борьбы с режимом не имеют. Зарубежная же помощь запрещена законом, а отечественных спонсоров, готовых вложить честно заработанное в рискованный политический проект, в стране давно не осталось.
Состав избирательных комиссий, предвыборная агитация — это, безусловно, очень важные составляющие избирательного процесса. Но есть и поважнее — подсчет голосов и наблюдение за ним. Изменения в законодательство предлагают расширить права наблюдателей — более детально прописать возможность наблюдателя видеть процедуру подсчета.
«Но опять же я не вижу здесь проблемы. У нас председатель избирательной комиссии на месте решает, кого допускать к подсчету голосов, а кого не допускать, как наблюдать, в каком углу стоять. Поэтому любое принятие здесь какого-то жесткого регламента — это уже своего рода давление и нивелирование того подхода, который сегодня у нас существует», — считает Лукашенко.
Наблюдатели у нас и раньше стояли по углам, куда их загоняли ретивые председатели комиссий. И продолжат туда загонять, если их избирательную самодеятельность не урезонят законодательно.
Так что если кто и пытается что-то нивелировать, то сам Лукашенко — те самые либерализационные изменения, которые президент не постеснялся назвать «гигантским шагом вперед по изменению выборного процесса».
То есть, формально создавая условия для обострения борьбы за власть, ее нынешние обладатели абсолютно исключают возможность собственного поражения. «Нам надо сохранить стабильность и управляемость в стране», — заявил на совещании Лукашенко. Подобные мессиджи — мол, если не мы, то кто? — президент посылает обществу постоянно. И чем ближе к выборам, тем чаще и громче будет звучать этот посыл. Народ должен быть убежден, что руководить страной, нести этот тяжкий груз, способен лишь один человек.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева