Другие материалы рубрики «Политика»
-
Беларусь: для независимости нужна воля
Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции… -
Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…
- «Народный референдум» может выдвинуть кандидатом в президенты женщину
- В Москве прошло закрытое обсуждение военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ
- В мае Беларусь посетит председатель КНР Си Цзиньпин
- Статкевич не надеется на свое скорое освобождение из колонии
- Лукашенко разрешил миссиям ОБСЕ и СНГ наблюдать за президентскими выборами
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Минск пытается вернуться к геополитическому лавированию
31 мая Александр Лукашенко встретился с главами министерств иностранных дел государств ОДКБ, проводившими в Минске очередное заседание своего совета. Само по себе это мероприятие было абсолютно рутинным и никакого внимания не привлекло. Зато повышенный интерес вызывал ожидавшийся контакт белорусского лидера с главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым.
Напомним, несколькими днями ранее, во время своего выступления в Евроазиатском национальном университете в Астане Лукашенко заявил: «Давление идет со всех сторон». В частности, пояснил он, «вдруг задемократизировалось руководство России, началось давление. Заявления слышу Лаврова о соблюдении то ли прав человека, то ли демократии. Сижу и думаю: кто бы говорил!».
По итогам встречи в Минске 31 мая ясности в отношениях формальных союзников не прибавилось.
С одной стороны, Лавров, как бы оправдываясь, заверил, что в вопросе о правах человека в Беларуси Россия никогда не занимала позиции, аналогичной позиции Евросоюза, и речи о санкциях не вела.
Но при этом он подтвердил: Москва негативно относится к тому, что бывшие кандидаты в президенты Беларуси оказались приговоренными к тем или иным срокам.
Такая позиция выглядит логичной. Нажим в вопросах демократии и прав человека Москва оказывает скорее для виду. В то же время он может быть использован, например, для обеспечения выгодных Кремлю условий при решении главного на данный момент вопроса двусторонних отношений: в каком объеме и на каких условиях Россия согласится оказать Минску финансовую помощь.
Как известно, выдачу кредита по линии Антикризисного фонда ЕврАзЭС российский вице-премьер Алексей Кудрин обусловил необходимостью приватизации белорусского «фамильного серебра», что вызвало гневную отповедь из уст белорусского руководителя, когда было заявлено, что «никакой бандитской распродажи страны не будет».
Очевидно, что белорусское руководство в принципе не хочет никакой приватизации, поскольку прекрасно понимает, что это неизбежно ограничит его власть.
На этом основании отдельные белорусские эксперты сделали вывод, что Минск вообще может отказаться от кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Как представляется, это маловероятно. В обстановке нарастающего массового недовольства населения власти будут хвататься за любую возможность хоть как-то улучшить положение.
И хотя совершенно очевидно, что 1,2 млрд. долларов — сумма, которую готовы дать Беларуси в нынешнем году, — панацеей никак не станет, власти едва ли рискнут проявить гордость, отвергнув даже столь незначительную помощь.
Тем более что рассчитывать на существенное содействие откуда-либо еще, судя по всему, крайне сложно. В частности, в условиях резкого обострения отношений с Западом прямые поступления оттуда перекрыты наглухо.
Правда, остается Международный валютный фонд. И 31 мая туда была направлена просьба о выделении нового стабилизационного кредита — от 3,5 да 8 млрд. долларов в течение 3-5 лет. По словам белорусского премьера Михаила Мясниковича, цена денег там вдвое ниже, чем в ЕврАзЭС.
Некоторые аналитики предположили, что это своего рода шантаж России: мол, если та не пересмотрит своих условий, то Беларусь развернется на Запад.
Однако, во-первых, формально Москве придраться тут не к чему, ибо именно такую рекомендацию — обратиться в МВФ — недавно дал (другое дело, что, возможно, с долей иронии) упомянутый Кудрин. Во-вторых, российских денег в любом случае явно будет мало.
Правда, есть большие сомнения в том, что фонд согласится удовлетворить просьбу.
Прежде всего, существуют чисто экономические препятствия. У МВФ явно не лучшее мнение относительно последних действий белорусского правительства. К тому же ранее оно, по сути, провалило и свою предыдущую программу сотрудничества с МВФ.
Думается, теперь фонд, прежде чем выделять какие-то деньги, потребует жесткого выполнения своих требований, которые едва ли будут носить популярный характер. Скорее, напротив, предложенная программа потребует болезненной перестройки экономических отношений в стране.
Более того, хотя сам фонд политическими проблемами не занимается, в условиях, скорее всего, будет прописана не только экономика, но и политика. Не стоит забывать, что его решение в огромной степени зависит от США и Евросоюза, и можно ожидать получения оттуда «дружеского совета» по дипломатическим каналам.
При этом нет никакой уверенности, что белорусские власти пойдут на радикальный пересмотр собственной политики.
Конечно, в силу ряда обстоятельств не стоит, наверное, полностью исключать возвращения официального Минска к положению годичной давности, когда у него была возможность лавировать между Востоком и Западом. Вот только пространство как для внешнеполитического, так и для внутриполитического маневра будет тогда несравненно более узким.
Последние Комментарии