Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Для кого бряцала оружием белорусская армия?
С 25 по 31 июля в белорусских вооруженных силах прошла контрольная совместная штабная тренировка (СШТ). За ее ходом пристально следил государственный секретарь Совета безопасности (СБ) Леонид Мальцев.
Согласно официальной версии, основными целями тренировки являлись:
• повышение слаженности органов военного управления,
• совершенствование навыков должностных лиц по управлению войсками в различной обстановке, их умений в организации и выполнении мероприятий перевода войск с мирного на военное время.
Особое внимание было уделено взаимодействию армейских начальников с органами государственного управления, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, государственной безопасности, пограничной службы.
Тренировка проводилась по поручению главы государства, которое было сформулировано довольно туманно — речь шла об «оценке готовности вооруженных сил к выполнению задач по предназначению».
Тренировку непосредственно контролировали представители Государственного секретариата СБ во главе с Леонидом Мальцевым.
В соответствии с распоряжением президента Беларуси, являющегося и главнокомандующим вооруженными силами, к СШТ был привлечен ряд воинских соединений и частей Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО, сил специальных операций вооруженных сил, ракетных войск и артиллерии, Западного оперативного командования сухопутных войск, входящих в состав сил немедленного реагирования белорусской армии. По тревоге были подняты части и соединения в Витебской, Брестской, Могилевской и Гродненской областях.
Как заявил 27 июля в эфире белорусского ТВ госсекретарь СБ Мальцев, проверке на дееспособность подлежали именно силы немедленного реагирования. Ведь они должны в любых условиях, в любой обстановке быть готовыми к быстрому выполнению входящих в их круг задач.
Согласно доктринальным документам, эти силы предназначены:
• для решения внезапно возникающих задач как на границах государства, так и в приграничных районах,
• для обеспечения стратегического развертывания всех вооруженных сил,
• для обеспечения национальной безопасности страны в целом.
Во время нынешней тренировки силы немедленного реагирования были приведены в состояние боевой готовности максимально быстро, без доукомплектования мобилизационными ресурсами.
Вооружение и военную технику, находившиеся на хранении, в самое короткое время привели в готовность к выходу и боевому применению, материальные средства загрузили на транспорт обеспечения. Одними из первых по тревоге подняли несколько батальонов 103-й отдельной мобильной бригады, дислоцированной в Витебске. В общей сложности — около тысячи человек.
Следующими вступили в действие подразделения 11-й механизированной бригады, дислоцирующейся в районе Слонима. Военнослужащие 40-го гвардейского отдельного механизированного и 7-го гвардейского отдельного танкового батальонов этой бригады в кратчайшие сроки вывели из парков и подготовили к маршу практически всю боевую технику, вооружение и транспортные машины. Всего — около 70 автомобилей, 60 танков Т-72 и БМП-2, а также другую технику, обеспечивающую перемещение вооружения и боеприпасов.
Совершив 40-километровый марш, батальоны 11-й бригады преодолели два перехода через дороги республиканского значения, а также реку Щару по понтонной переправе, наведенной подразделениями инженерных войск. Конечной точкой маршрута стал 230-й (Обуз-Лесновский) общевойсковой полигон под Барановичами.
Там были проведены тактические учения с личным составом мотострелковой роты 40-го гвардейского отдельного механизированного батальона и танковой роты 7-го гвардейского отдельного танкового батальона. Личный состав отрабатывал навыки вождения боевой техники, выполнил контрольные стрельбы штатным снарядом из танка, а в последний день тренировки, 31 июля, совершил пятикилометровый марш-бросок.
Для проведения совместных с мотострелками учебно-боевых действий туда же выдвинулась с находящегося в 200 км, под Ивацевичами, полигона «Доманово» 302-я зенитно-ракетная бригада. Длительный марш в новый район сосредоточения совершила и колонна (около 80 боевых машин) 465-й ракетной бригады, на вооружении которой находятся оперативные ракетные комплексы «Точка». В назначенном районе была произведена отработка упражнений по загрузке боеприпасов.
Отметим, что 28 июля во время тактических учений на полигоне «Доманово» с дивизионом 302-й зенитной ракетной бригады впервые с целью обнаружения диверсионно-разведывательных групп и выполнения других задач были использованы беспилотные летательные аппараты. Для сопровождения колонн на марше также впервые применялись вертолеты.
Можно добавить, что была проведена и передислокация авиации с основных баз на аэродромы рассредоточения (для наращивания системы противовоздушной обороны) в интересах обеспечения с воздуха действий сил немедленного реагирования.
Во время этой тренировки в полную боевую готовность был приведен и ряд других подразделений вооруженных сил. В частности, личный состав двух мобильных и одного аэромобильного батальонов 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады, также входящей в состав сил немедленного реагирования.
Есть все основания полагать, что к масштабной СШТ был приурочен и начавшийся 25 июля на Осиповичском полигоне полевой выход 427-го реактивного артиллерийского полка 51-й гвардейской смешанной артиллерийской группы и подразделений артиллерии 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады. Представители последней, в частности, занимались отработкой навыков боевой работы на недавно полученных самоходных артиллерийских установках 2С-9 «Нона».
Во время этого полевого выхода с личным составом проводились занятия по применению специальных артиллерийских боеприпасов, в том числе высокоточных, дымовых и агитационных (с практической отработкой выполнения задач по распространению агитационного материала).
На заключительном этапе полевого выхода было запланировано комплексное занятие под руководством командующего войсками оперативного командования по управлению ракетными ударами и огнем артиллерии с боевой стрельбой.
Как заявляют военные, результаты штабной тренировки лягут в основу практических рекомендаций по совершенствованию уровня готовности вооруженных сил, позволят определить основные направления подготовки механизированных, мобильных, зенитных ракетных и других подразделений, порядка содержания вооружения и боевой техники, организации технического и тылового обеспечения.
Между тем на страницах ряда независимых СМИ было высказано мнение, что проведение по личному распоряжению Александра Лукашенко столь масштабных военных учений является не чем иным, как подготовкой к подавлению грядущих массовых волнений населения, спровоцированных экономическим кризисом в стране. То есть, по сути, к гражданской войне. Другие, менее радикальные комментаторы заявляют, что СШТ — это попытка запугать бряцанием оружия недовольную часть общества.
Надо сказать, что эксперты из числа профессионалов эту точку зрения не разделяют. В частности, бывший министр обороны Беларуси генерал-полковник Павел Козловский, отказавшийся развернуто комментировать ход учений, тем не менее, отверг предположение, что они призваны запугать людей. По его словам, «для этого армия не нужна... эту функцию успешно выполняют милицейская дубинка и судебные приговоры».
С этой точкой зрения солидаризируются и другие специалисты, обращая внимание на полную непригодность задействованной на учениях военной техники (танки, оперативные и зенитные ракеты, артиллерия и т. д.) для подавления массовых выступлений.
Гораздо более правдоподобной выглядит версия, что Лукашенко хотел продемонстрировать высокие боевые качества своей армии восточному союзнику, с тем чтобы в очередной раз попытаться получить экономические преференции в обмен на «штыки».
Думается, не случайно на учения были приглашены важные персоны из аппарата ОДКБ. Они 29 июля посетили 103-ю гвардейскую отдельную мобильную бригаду, где наблюдали за ходом совместной штабной тренировки. В поездке приняли участие полномочные представители государств — членов ОДКБ, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа и представители командования Объединенного штаба ОДКБ.
Отметим, что поездка была организована по инициативе белорусской стороны в рамках продолжающегося председательства официального Минска в ОДКБ.
Достаточно правдоподобной выглядит и не противоречащая предыдущей версия о том, что нынешняя тренировка призвана умаслить руководство России, которое, видимо, не в восторге от участия подразделений вооруженных сил Беларуси в многонациональных тактических учениях «Рэпид Трайдент — 2011».
Они проходят с 25 июля по 6 августа на базе Международного центра миротворчества и безопасности вооруженных сил Украины. В учениях принимают участие подразделения вооруженных сил Беларуси, Великобритании, США, Сербии, Польши, Молдовы и Украины. Вооруженные силы Беларуси представляет мобильный взвод 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады сил специальных операций.
Последние Комментарии