Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Разбитый бокал «братской интеграции». Беларусь тихо дрейфует от России
    Процесс, который на старте был высокопарно назван «братской интеграцией», давно забуксовал, если не сказать — заехал в тупик…
  2. Некляев в Вашингтоне: США серьезно настроены заставить Лукашенко выполнить свои условия
    «Позиция Америки в отношении Беларуси мне кажется более оптимальной, чем европейская. США выдвигают жесткие требования, в частности, по проведению справедливых выборов».


Политика

Литовские депутаты нашли виновного в инциденте с Беляцким


Посадив жирное пятно на свой демократический мундир, сегодня Литва пытается найти ответ на вопрос, как же стало возможным то, что исправить уже невозможно. Скандал с выдачей официальным Вильнюсом банковской информации о счетах белорусских правозащитников стал поводом для внеочередного заседания комитета по международным отношениям Сейма Литвы.

Пока Алесь Беляцкий в СИЗО на Володарского ждет решения о вынесении обвинения, литовские парламентарии жгут глаголом нерадивых литовских чиновников, те же лишь разводят руками. Мол, кто ж знал, что белорусские власти так злонамеренно нас используют.


Эмануэлис Зингерис (в центре) и Наталья Радина

Как сообщил БелаПАН Рамунас Мисюлис — старший советник главы комитета по международным отношениям Эмануэлиса Зингериса, по итогам заседания была принята резолюция, в которой говорится, что Литва поддерживает белорусские демократические силы, и что произошедший инцидент не изменит такую позицию литовского государства.

Комитет считает необходимым провести широкое и оперативное расследование инцидента с белорусскими правозащитниками специально созданной межведомственной рабочей группой.

По мнению литовских депутатов, инцидент является единичным случаем, причина которого — недостаточная координация действий различных ведомств Литвы.

Комитет высказался за дальнейшую поддержку белорусских демократических сил.

Во внеочередном заседании комитета, длившегося почти три часа, участвовали представители Минюста, МИД, а также руководитель Государственной налоговой инспекции Модестас Каселяускас, должностные лица Генпрокуратуры и парламентарии.

4 августа в Минске сотрудниками департамента финансовых расследований Комитета госконтроля был задержан вице-президент Международной федерации прав человека, руководитель закрытого белорусскими властями правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий. Он подозревается в уклонении от уплаты налогов, сборов в особо крупном размере (с суммы более 1 млрд. рублей). Правозащитнику грозит лишение свободы сроком на семь лет с конфискацией имущества.

5 августа стало известно, что Минюст Литвы в рамках действующего с Беларусью договора передал в Минск сведения о счетах 400 белорусских граждан, в том числе Алеся Беляцкого, что и стало поводом для его ареста.

«Мы не считаем, что нарушили законодательство, — заявил на пресс-конференции в Вильнюсе коллега Беляцкого Валентин Стефанович. — Эти средства собирались не в качестве дохода». За годы своей деятельности белорусские правозащитники поддержали тысячи граждан, чьи права были нарушены, добавил Стефанович.

Замминистра юстиции Литвы Томас Вайткявичюс обвинил официальный Минск в злоупотреблении механизмом правовой помощи и заявил, что Литва приостанавливает действие этого механизма.

В свою очередь МИД Литвы сообщил, что в июне и июле были организованы межведомственные совещания, на которых министерство рекомендовало другим ведомствам не предоставлять Беларуси информацию, которую можно использовать против оппозиции. Случай с арестом Беляцкого — «предупреждение о том, какие негативные последствия может иметь формальное решение о предоставлении информации иностранным государствам, принимаемое без учета политической рекомендации МИДа», заявил глава литовского внешнеполитического ведомства Аудронюс Ажубалис.

Президент Литвы Даля Грибаускайте 8 августа назвала случившееся «прискорбным единичным инцидентом» и заявила, что «ответственные за предоставление Беларуси информации должностные лица Министерства юстиции не могут остаться безнаказанными».

9 августа портал Delfi сообщил, что окончательное решение выслать все данные белорусских оппозиционеров официальному Минску приняла и подписала директор департамента международного права Министерства юстиции Аушра Бернотене

По информации литовских СМИ, для раскрытия информации о счетах белорусских правозащитников Минюст Литвы привлекал суд.

Сообщается, что весной Минюст получил запрос от белорусских властей по поводу правозащитников Алеся Беляцкого и Валентина Стефановича и обратился в банки, где они имели личные счета. Банк SEB получил запрос на Стефановича, банк DnB Nord — на Беляцкого.

«DnB Nord предоставил данные сразу, а SEB не спешил выполнять просьбу, поинтересовавшись у министерства, на каком правовом основании банк должен это делать», — сообщает Delfi. Банк дождался от судьи 2-го вильнюсского окружного суда Юрате Гайдите-Лавринович распоряжения предоставить информацию, и этого банку показалось достаточным для того, чтобы выполнить просьбу Минюста.

9 августа на заседании комитета по международным отношениям литовского сейма выступила редактор известного белорусского неправительственного сайта charter97.org Наталья Радина, недавно попросившая политического убежища в Литве.

Наталья Радина
Наталья Радина

Радина назвала преследование Алеся Беляцкого и правозащитного центра «Весна» жестоким ударом для семей политзаключенных в Беларуси.

«То, что произошло, действительно постыдный факт. Надеюсь, что это была непреднамеренная ошибка. Те, кто это сделал, поставили под угрозу семьи политзаключенных. До сих пор люди обращались в «Весну». Если у «Весны» не будет денег, никто не сможет помочь этим семьям», — заявила Радина.

Белорусская журналистка рассказала, что именно правозащитный центр «Весна» под руководством Беляцкого помог ей, когда она провела два месяца в СИЗО КГБ. В частности, по словам Радиной, ее родителям были переданы деньги, чтобы они могли покупать продукты для передач, «Весна» также оплатила услуги адвокатов, на которые у близких Радиной не было средств.

«По словам журналистки, случай с Беляцким — не первый, когда белорусский народ разочаровывается в Литве. Доверие было подорвано уже тогда, когда президент Даля Грибаускайте прервала изоляцию Минска и участвовала в двусторонних встречах с Александром Лукашенко, — пишет Delfi. — Но выдача «Весны» нанесла самый сильный удар».

Наталья Радина также заявила, что те, кто верит в демократию в Беларуси, по-прежнему верят Литве. «Пожалуйста, не отнимайте у нас эту веру», — попросила она литовских парламентариев.

В свою очередь члены комитета принесли журналистке извинения за действия Литвы. За происходящим наблюдал министр юстиции Литвы Ремигиюс Шимашюс.

По итогам заседания Шимашюс пообещал оказать «всемерную помощь» Беляцкому.

Ремигиюс Шимашюс
Ремигиюс Шимашюс

Он сказал, что сожалеет «о раскрытии информации о финансовых операциях оппозиционера Алеся Беляцкого». Чиновник также дал обещание «помогать преследуемым оппозиционерам». В то же время он отметил, что сейчас «пока не думает ни о своей ответственности, ни об ответственности своих подчиненных» за то, что эта информация попала к белорусским властям. По его словам, «время для поисков виноватых еще не наступило», и «все покажет расследование».

Министр заявил, что «белорусы злонамеренно воспользовались инструментом правовой помощи для политической расправы», это значит, что «необходимо корректировать как сам механизм оказания правовой помощи, так и сотрудничество учреждений Литвы в этой области». Если бы Минюст, МИД или Департамент госбезопасности «отреагировали бы должным образом на деятельность Беларуси», то информация, которая явилась основанием для задержания Беляцкого, не достигла бы Минска, сказал чиновник.

Фото Delfi

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • И что теперь? Лицемерное посыпание головы пеплом вовсе ни к чему. Снявши голову, по волосам не плачут.
  • А то литовцы не знали, что у нас любая правозащитная деятельность как бельмо на глазу? Хуже во стократ, чем в соседке России. Ещё бы, правозащитники вопросы неудобные поднимают, помощь оказывают, а нам это зачем, мы же непогрешимы якобы.