Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Лукашенко изменил директиву о мерах по дальнейшей дебюрократизации госаппарата
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Настоящему оппозиционеру нет места в ненастоящем парламенте?
Белорусские власти, похоже, окончательно определились с правилами проведения очередных парламентских выборов. Одно дело, когда о них говорит председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, совсем другое — когда распоряжения дает сам Александр Лукашенко. Из его высказываний можно сделать вывод, что влиять на организацию выборов и избирательный процесс будет как исполнительная, так и нынешняя законодательная власти.
На недавней встрече с председателем Палаты представителей Владимиром Андрейченко Лукашенко, в частности, заявил: «Как бы мы тут ни демократизировались, как бы мы ни заявляли о том, что мы далеко стоим от этого процесса выборов, я думаю, вам лично как председателю придется все-таки принимать участие в организации этой кампании».
Глава государства традиционно настаивает на сохранении преемственности в нижней палате парламента, ссылаясь на сложившуюся практику, когда вновь избираются 20-25% депутатов предыдущего созыва.
Лукашенко порекомендовал Совету Палаты представителей «определить мероприятия в помощь Центральной избирательной комиссии». Президент мотивировал такой подход тем, что «все-таки депутаты — это представители наших избирателей, и вряд ли кто-то претензии предъявит, если они помогут по-человечески, демократично организовать процесс выборов».
Найдется работа и президентской администрации с правительством. Им, в частности, поручено проработать «больные животрепещущие вопросы, с которыми депутаты пойдут к людям, чтобы они точку зрения президента смогли донести, поговорить с людьми».
«Мы должны получить обратную связь по комплексу вопросов, которые должны решать накануне парламентских выборов. Как ни крути, это экзамен для власти. Надо заранее решить эти вопросы, чтобы нас народ меньше трепал потом на парламентских выборах и чтобы потом наши «свядомыя» из «пятой колонны» внутри, и особенно на Западе, не предъявляли нам претензии по составу будущего парламента», — резюмировал Лукашенко.
Характерно, что эти заявления он сделал в день завершения официального визита в Беларусь Гуннара Виганда, директора департамента по вопросам России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнего действия ЕС. А ведь этого высокого гостя власти пытались убедить в возможности модернизации белорусской политической системы!
Очевидно, в этом случае белорусские власти, как это часто бывает, использовали «экспортный вариант» риторики, который крайне редко подкрепляется делом внутри страны.
Необходимо отметить, что после президентских выборов 2010 года власти не сделали ни одного шага, который мог бы убедить оппозиционные силы принимать участие в последующих выборах.
В этой ситуации сторонников участвовать в парламентской кампании «до конца» среди демократических сил становится все меньше. Хотя само по себе игнорирование политическими силами избирательной кампании — абсурд, но и участие в спланированном властями от начала до конца действе — не лучшая перспектива для оппозиции.
Чтобы выйти из этой ситуации, явно требуются оригинальные идеи. Сами по себе как участие в выборах, так и бойкот не могут принести оппозиции успеха. К тому же эти форматы слишком очевидны, чтобы власть не нашла против них контрмер.
Относительной новизной среди множества вариантов использования избирательной кампании, которые высказывают различные политические структуры, пока отличаются разве что предложения Объединенной гражданской партии.
Как пояснил ее лидер Анатолий Лебедько, ОГП предлагает альтернативу избирательной кампании, которую организует власть.
По его мнению, оппозиции необходимо изменить алгоритм своих действий: вместо того чтобы реагировать непосредственно на избирательную кампанию, следует строить эти действия в большей перспективе, так как выборов в Беларуси по сути нет. Однако эта данность не отрицает того обстоятельства, что избирательную кампанию можно использовать и в своих целях.
«Для нас в том, что называется избирательной кампанией, есть плюсы, которые заключаются в легализованных возможностях донесения послания до людей, — отметил Лебедько. — Мы их будем использовать: это по пять минут на телевидении и радио, фиксированное количество знаков в государственных газетах. Но это будет послание не столько о выборах, сколько о проблемах, которые есть в связи с отсутствием выборов».
Такой формат участия в политической кампании Лебедько считает «честным, моральным и эффективным». «Мы честно скажем людям, что не идем за подачкой власти в виде одного-двух мест в парламенте. Мы идем, чтобы принципиально поставить вопрос, что стране нужны настоящие выборы», — подчеркнул партийный лидер.
Впрочем, отмечает председатель ОГП, успешной кампания может стать только с том случае, если будет стопроцентная уверенность в контроле над реализацией стратегии. Для этого ОГП предлагает каждому участнику кампании дать письменное обязательство сняться с выборов перед голосованием. А чтобы у людей не было соблазна все же идти до конца — следует выдвигать демократических кандидатов только партийным путем, что даст возможность управлять процессом с помощью партийной дисциплины.
Конечно, далеко не все демократические активисты состоят сейчас в партиях. В связи с этим Лебедько предлагает желающим оформить временное членство в них.
Характерным моментом стратегии является и то, что оппозиционным кандидатам предлагается отказаться от использования во время кампании бюджетных средств. Это реально, тем более что на предстоящих парламентских выборах в соответствии с поправками в Избирательный кодекс, принятыми два года назад, кандидаты впервые смогут формировать личный избирательный фонд в объеме до тысячи базовых величин (с апреля базовая величина составит 100 тыс. рублей).
Предлагаемый ОГП формат участия в избирательной кампании, естественно, тоже вызвал критические замечания. Например, эксперты сомневаются, что ряд вольнодумных общественных деятелей захотят «под кампанию» вступить в ту или иную партию. Но самый большой минус «стратегии Лебедько», как и большинства других, заключается в том, что она изначально не предполагает появления в новом составе парламента демократических представителей.
Анатолий Лебедько считает, что демократические силы вынуждены на это пойти. «Одно дело, когда депутата избирает народ, а другое — когда его назначает власть. В белорусских реалиях пока возможно только второе. Поэтому люди, которые попадут в парламент, будут в стопроцентной зависимости от власти. И якобы независимые депутаты там будут нужны только для получения внутренней легитимации, а также для розыгрыша этой карты на внешней арене. Нас же не устраивает как нынешняя ситуация, так и управляемая демократия с псевдооппозицией, у которой есть кураторы из силовых структур», — пояснил лидер ОГП.
Добавим, что пока и его предложения относительно участия в парламентских выборах не подхвачены хотя бы «коалицией шести». Не говоря уж обо всей оппозиции. Так что разнобой в ее действиях весьма вероятен. Что же касается ОГП, то в худшем случае она будет реализовывать свою стратегию в одиночку.
Последние Комментарии