Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Туркменский вектор белорусской политики набирает вес
Белорусское руководство включило развитие отношений с Туркменистаном в разряд стратегических приоритетов внешней политики. Итоги последних лет показывают, что связи Минска с Ашгабатом действительно стали более интенсивными. Причем кризисные явления в мировой экономике не сказываются на состоянии двусторонних торговых контактов.
В 1990-х годах взаимодействие Беларуси с Туркменистаном не пошло дальше установления дипломатических отношений (21 января 1993 года) и открытия в Минске посольства этой центральноазиатской страны.
Оживлению диалога поспособствовал официальный визит в Туркменистан президента Беларуси Александра Лукашенко в мае 2002 года. Главным итогом стало подписание договора о дружбе и сотрудничестве. В июле 2002 года в Ашгабате было открыто посольство Республики Беларусь.
Однако прорыва в отношениях не произошло. В немалой степени это было обусловлено спецификой внешнеполитического курса президента Сапармурата Ниязова. Провозгласив в качестве основы внешней политики сохранение нейтрального статуса и закрыв страну от внешнего влияния, жесткий авторитарный лидер не проявлял склонности к активному сотрудничеству с государствами СНГ и не стремился вовлекать Туркменистан в какие-либо постсоветские интеграционные объединения.
После смерти Ниязова и прихода к власти в конце 2006 года Гурбангулы Бердымухамедова Туркменистан начал выходить из самоизоляции. Изменение внешней политики страны не осталось незамеченным в Минске. Готовность белорусской стороны расширить контакты с Туркменистаном была выражена в ноябре 2007 года во время визита в Ашгабат тогдашнего главы белорусского правительства Сергея Сидорского.
В июне 2008 года в Туркменистане вновь побывал Александр Лукашенко. Он заявил о сходстве позиций руководства двух стран по основным проблемам мирового развития и высказал мнение об огромном потенциале сотрудничества.
В январе 2009 года ответный визит осуществил Гурбангулы Бердымухамедов. Государственные руководители выразили намерение вывести отношения на качественно новый уровень стратегического партнерства и придать сотрудничеству системный характер.
В декабре 2010 года руководство Туркменистана официально признало результаты белорусских президентских выборов, выразив заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества.
В марте прошлого года в Минске побывал министр иностранных дел Туркменистана Вепа Ходжаев. Тогда же в белорусской столице состоялись межмидовские консультации, участники которых сконцентрировали внимание на вопросах расширения торгово-экономического сотрудничества и взаимодействия в международных организациях.
В апреле прошлого года Лукашенко вновь побывал в Туркменистане, причем этот визит стал его первой поездкой за рубеж после декабрьских событий 2010 года. Визит проходил в теплой атмосфере. Белорусский президент не скупился на комплименты в адрес принимающей стороны. Он назвал Бердымухамедова другом, с которым очень комфортно работать, и выразил готовность многому поучиться у туркменского лидера.
В январе нынешнего года состоялся визит в Туркменистан главы белорусского правительства Михаила Мясниковича. Он провел встречи с Бердымухамедовым и заместителями председателя кабинета министров Туркменистана Баймыратом Ходжамухаммедовым и Сапардурды Тойлыевым. В ходе контактов выражалась обоюдная заинтересованность в укреплении политических и экономических связей.
Вполне логичным в этих условиях стало признание белорусской стороной итогов очередных президентских выборов в Туркменистане, которые состоялись в феврале нынешнего года. Согласно официальным данным, действующий президент Туркменистана одержал победу над своими соперниками с разгромным счетом, набрав 97% голосов.
В поздравлении, направленном на имя коллеги, Александр Лукашенко отметил, что Беларусь и Туркменистан связывают отношения подлинного партнерства и конструктивного сотрудничества, основанные на доверии и взаимоуважении, и призвал официальный Ашгабат к продолжению диалога.
Интерес белорусского руководства к сотрудничеству с Туркменистаном продиктован желанием получать экономические дивиденды.
Следует отметить, что в 1990-х гг. торговые контакты были символическими. В новом десятилетии объем двусторонней торговли стал увеличиваться, хотя в общем объеме внешней торговли Беларуси доля Туркменистана не превышала одного процента. В 2000 году объем товарооборота составлял 46 млн. долларов, в 2010 году — 90,4 млн. долларов.
Рекорд был поставлен в прошлом году: товарооборот достиг 223,3 млн. долларов. На состоянии торговых контактов не отразился мировой финансовый кризис. Напротив, объем двусторонней торговли увеличился, что, безусловно, повысило ценность Туркменистана в глазах белорусского руководства.
В торговле с Туркменистаном Беларусь стабильно сохраняет положительное сальдо, хотя его объем подвержен колебаниям. Например, в 2000 году профицит составлял 44,6 млн. долларов, в 2002 году — 20,2 млн., в 2006 году — 13,4 млн., в 2008 году — 45 млн., в 2009 году — 70,7 млн., в 2010 году — 83,2 млн. долларов. В прошлом году показатель достиг 207,3 млн. долларов.
В 2000-х годах основу экспортных поставок из Беларуси в Туркменистан составляла сложнотехническая продукция, в первую очередь сельскохозяйственная, дорожная техника и грузовые автомобили. В прошлом году преобладали грузовые автомобили, сахар, шины, сельскохозяйственные машины для подготовки и обработки почвы, прицепы и полуприцепы.
Кроме того, Туркменистан закупил автобусы и автоцистерны, произведенные на Минском автомобильном заводе, а также башенные краны и лифты. Из Туркменистана Беларусь импортировала главным образом хлопчатобумажную пряжу, трикотажные полотна, хлопковое волокно, полимеры пропилена.
В начале нынешнего года Бердымухамедов выразил готовность приобрести более двух тысяч белорусских тракторов и запчастей к ним на сумму свыше 40 млн. долларов, а также снова башенные краны и лифты. Также было принято решение об открытии в различных регионах Туркменистана четырех станций техобслуживания техники МАЗ.
Важно отметить, что стороны приступили к реализации совместных инвестиционных проектов. В частности, в январе 2010 года ОАО «Белгорхимпром» подписало с государственным концерном «Туркменхимия» контракт на строительство белорусскими специалистами под ключ Гарлыкского горно-обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений мощностью 1,4 млн. т в год на базе Гарлыкского месторождения калийных солей в Лебапской области Туркменистана.
Завершить строительство предполагается в 2015 году. В нынешнем году стройку лично проинспектировал Михаил Мясникович и вроде бы остался доволен увиденным. Туркменская сторона согласилась увеличить квоты белорусских работников на стройке с 30% до 40%.
В целом же можно отметить, что за последние годы белорусско-туркменские отношения стали более активными и продуктивными. Активный политический диалог стал подкрепляться достижением реальных результатов в области экономики.
В условиях сохранения проблем в отношениях с ЕС и США туркменский вектор действительно становится достаточно важным для Минска.
Последние Комментарии