Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Ватикан снова поможет Лукашенко прорваться в Европу?
Недалек тот день, когда папа Римский сможет встретиться в Беларуси со своими приверженцами. Во всяком случае, на это надеется Александр Лукашенко. О чем и поведал 10 апреля апостольскому нунцию Клаудио Гуджеротти.
Накануне белорусский официальный лидер встречался с послом Мальтийского ордена — государственного образования, весьма близкого к Святому Престолу как географически (резиденция — в Риме), так и по сути. И тоже рассуждал о роли католической церкви.
Правда, при этом вырвалась ненароком фраза, что «католическая церковь явно недорабатывает в налаживании отношений Беларуси с Западной Европой». За этот пассаж тут же ухватились недоброжелатели, которым лишь бы поерничать. Типа: уже и святым отцам даются задания, как вертикальщикам! Или: мол, белорусское начальство, загнав в тупик отношения с Евросоюзом, хватается за соломинку.
В беседе с нунцием Лукашенко отверг инсинуации: «Кое-кому хочется вбить клин и в наши отношения с папой Римским. Должен сказать, что не получится».
Три послания белорусского лидера
Тем не менее, аналитики видят тесную связь ренессанса католической темы в устах белорусского начальства с особенностями политического момента. «Эти экивоки связаны с попытками белорусских властей наладить диалог с Западом», — убежден директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров.
В комментарии для Naviny.by политолог отметил: на встрече с представителем Святого Престола Лукашенко послал как минимум три месседжа. Во-первых, это еще один сигнал Брюсселю, что настало, говоря по-библейски, время собирать камни. Во-вторых, власть показывает электорату, что у нее в Европе не все враги. Наконец, не исключено, что Лукашенко делает «упреждающий пиаровский удар» по Москве, заключил мой собеседник.
Что касается Европы, то руководитель Беларуси на днях уже сделал ряд заявлений, суть которых в том, что послы стран ЕС, покинувшие Минск в ходе дипломатической войны февраля — марта, в принципе могут вернуться. Лукашенко же, вероятно, пойдет на выпуск некоторых политзаключенных, уступая главному требованию Брюсселя.
Из-за репрессий и политузников, собственно, и разгорелся сыр-бор в отношениях с Западом после брутального финала президентских выборов 2010 года. Хотя белорусская пропаганда упорно приписывает европейцам всякие иные интенции, типа: хотят отвлечь своих граждан от внутреннего кризиса, наказать синеокую республику за интеграцию с Россией, а то и просто — «наклонить». Короче, извращенцы.
Если кто и «наклоняет», так это восточный партнер
Но пропаганда пропагандой, а замиряться надо. У Беларуси нет ресурса для противостояния с западным миром, тем более что дело пахнет керосином — экономическими санкциями, элементы которых де-факто Совет ЕС ввел 27 марта. Второй момент — противоречия в отношениях с Кремлем, о назревании которых не говорит только ленивый политолог.
Да и невооруженным глазом видно — хотя бы на примере «воздушной войны»: если кто и «наклоняет», так это восточный партнер. Москва явно выиграла авиационный блицкриг, навязала свои условия воздушного сообщения и, по прогнозам специалистов, может окончательно подмять «Белавиа».
И это, возможно, только первая из череды схваток на восточном фронте. Ресурса противостоять Путину у Лукашенко тоже практически нет. Если… Если не раскачать снова геополитические качели, почти замершие по причине недальновидной войны с Западом. Тут и черта лысого в союзники возьмешь, не то что святых отцов.
Ватикан же, по мнению Андрея Егорова, может стать удобным посредником, неформальным гарантом в сложнейшем процессе восстановления отношений с Евросоюзом. Ведь Минск и Брюссель дико не доверяют друг другу, взаимно опасаются банального «кидалова».
Дубль два
К слову, у Лукашенко уже есть опыт распечатывания Европы при невольном содействии Святого Престола. В апреле 2009 года, на фоне ухудшения отношений с Россией, белорусский руководитель совершил эффектную поездку в Рим, где встретился с понтификом, поужинал с тогдашним итальянским премьером Сильвио Берлускони, а также пересекся с великим магистром Мальтийского ордена.
Этот вояж и зазывание Папы в синеокую республику вызвали тогда плохо замаскированную ревность со стороны Москвы. К слову, и тогда, и сейчас минский обозреватель-международник Андрей Федоров расценивал шансы на визит понтифика в Беларусь как минимальные.
И дело даже не в репутации «последней диктатуры Европы». Вот Бенедикт XVI и на Кубе недавно побывал. Такова миссия — направлять на пусть истинный. Но на Кубе другая конфессиональная ситуация. Что же касается Беларуси, то эти земли считает своей канонической территорией Русская православная церковь.
«РПЦ весьма сдержанно относится к Святому Престолу вообще, — отмечает Андрей Федоров, — и уж тем более к расширению его влияния на так называемой канонической территории».
В свою очередь, позицию РПЦ как влиятельной де-факто политической силы учитывает и Кремль, отмечает аналитик. Добавим: ну а уж патриарху Кириллу Владимир Путин и вовсе должен быть благодарен за предвыборную агитацию (которая болезненно аукается ныне самому патриарху).
Великий магистр и понтифик как медиаторы
Но главные линии напряжения между Москвой и Минском лежат, конечно, в мирской плоскости. Путин будет гнуть линию евразийской интеграции и понуждать Лукашенко к выполнению подписанных документов (а может, и негласных договоренностей).
Правила же ЕЭП, а в скором времени и ВТО, куда вступает Россия, изрядно напрягут не привыкшую к открытости и конкуренции, в основном государственную (проще говоря — совковую) белорусскую экономику. Также напрягают условия выдачи кредита ЕврАзЭС: под каждую порцию положено жертвовать активы на алтарь приватизации. К тому же российских денег не хватит — все нужнее новый кредит МВФ. Ну а западные инвестиции давно нужны позарез.
Вот на таком напряженном фоне белорусский официальный лидер и вспомнил о добрых католиках. Хотя ни великий магистр, ни сам понтифик не спасут, пока не будет сделан принципиальный шаг. Должны выйти из тюрем политические узники. И пусть это будет вынужденный жест, святые отцы с легкой душой зачтут его как богоугодное дело.
Последние Комментарии